Административно правовые методы государственного управления

Административно-правовые методы государственного управления - Административное право административно правовые методы государственного управления Учебные материалы для студентов Наряду с административно-правовыми формами в процессе практической реализации исполнительной власти важная роль отводится административно-правовым методам государственного управления. В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственному управлению под ним понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов должностных лиц на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов. Административно-правовые методы государственного управления находятся в единстве с формами государственного управления. Форма государственного управления обусловливает и выбор метода государственного управления, что определяется задачами управления. Метод государственного управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект индивидуальный либо коллективный. В методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный публичный интерес, управляющая воля государства. Таким образом, под методами государственного управления понимаются определенные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия. Выбор конкретных методов государственного управления определяется задачами, стоящими перед органом исполнительной власти или должностным лицом, а также их компетенцией. Административно-правовые методы государственного управления обладают следующими основными признаками: они используются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти их должностных лиц в целях решения задач административно правовые методы государственного управления управления; они определены правом и закреплены в законодательных иных нормативных актах, определяющих статус субъектов государственного управления. Этим административно-правовые методы государственного управления отличаются административно правовые методы государственного управления экономических, социально-психологических и других методов, используемых в других сферах управленческой деятельности; они выражаются в конкретных приемах и способах реализации субъектами государственного управления задач в пределах своей компетенции, вызывающих юридические последствия; их выбор обусловлен компетенцией субъектов государственного управления. В сфере государственного управления действуют два универсальных метода — убеждение и принуждение. Эти методы являются универсальными административно правовые методы государственного управления воздействия на волю и поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе и в государственном управлении. Это — два взаимосвязанных, взаимодополняющих "полюса" единого целого, т. С помощью методов убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений. К этим методам относятся такие определенные административным правом приемы и способы государственного управления, как разъяснения, рекомендации, применение поощрений и др. К методам принуждения относится привлечение лиц к административно правовые методы государственного управления ответственности, а также ряд иных мер административного принуждения. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. При необходимости для обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в административно правовые методы государственного управления с юридической административно правовые методы государственного управления обозначаемых как административное принуждение. В теории административного права методы государственного управления классифицируются и по другим основаниям. Так, по содержанию выделяются следующие методы: установление правил поведения общеобязательного характера; предписание о совершении определенных действий, запрещение определенных действий или разрешение определенных действий; государственная регистрация лицензирование ; установление стандартов и квот; разрешение споров между участниками управленческих отношений; применение мер поощрения и административного принуждения; приостановление или отмена правовых актов подведомственных государственных органов и должностных лиц и др. По юридическим свойствам административно-правовые методы государственного управления подразделяются на нормативные индивидуальные. К нормативным методам относится издание правовых актов, регулирующих управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений конкретным липам. По способу воздействия на поведение субъектов административно-правовые методы государственного управления подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, а также запрещающие совершать какие-либо действия. По форме предписания административно-правовые методы государственного управления могут быть подразделены на императивные, поручительные и рекомендательные.

См. также