Ахматова стихи о матери

Образ матери в русской поэзии XX века: Твардовский - автореферат и диссертация по филологии. Скачать бесплатно полный текст автореферата диссертации на тему Русская литература. Твардовский Год: 2009 Автор научной работы: Мелексетян, Марина Валерьевна Ученая cтепень: кандидата филологических наук Место защиты диссертации: Москва Код cпециальности ВАК: 10. Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ матери в русской поэзии XX века: Твардовский АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Специальность 10. МГорького» Научный руководитель: кандидат филологических наук, профессор ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ СМИРНОВ Официальные оппоненты: доктор филологических наук КОЛЯДИЧ ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА кандидат филологических наук ДМИТРЕНКО СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ Ведущая организация: Институт мировой литературы им. Горького РАН Защита состоится 2009 года в часов па заседании диссертационного совета Д 212. Горького» по адресу: Москва, Тверской бульвар, 25. Стояновский Общая характеристика работы Диссертационное исследование "Образ матери в русской поэзии XX века: Твардовский" посвящено проблеме воплощения и развития образа и темы матери в русской поэзии XX века. Русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. Тем не менее, образ матери как литературная категория, несмотря на очевидную значимость и устойчивость в русской литературе на протяжении всего ее существования, остается по существу ахматова стихи о матери исследованным в отечественной филологии. Исходя из данного противоречия и назревшей необходимости, мы решили обратиться к изучению проблемы воплощения образа и темы матери в русской поэзии. Хронологические рамки исследования ограничены периодом XX столетия, однако, для того, чтобы раскрыть тему возможно более полно, мы были вынуждены обращаться также к истории литературы предшествующих периодов. Основная трудность при отборе материалов по проблеме темы матери в русской поэзии обусловлена тем, что эта тема в науке о литературе до сих пор практически не освещена. В связи с этим работа над диссертацией велась как тщательный отбор и объединение разрозненных сведений ахматова стихи о матери различных художественных и научных источников. Суммируя опыт по данной теме в науке о литературе, и опираясь в первую очередь на поэтическое наследие XX века, мы ставили перед собой задачу исследовать по возможности полно такой феномен, как тема и образ матери в поэзии. Материал исследования очень обширен, он охватывает ахматова стихи о матери произведения, создававшиеся ахматова стихи о матери протяжении почти всего XX века. Особое внимание уделено творчеству трех авторов - это Блок, Ахматова, Твардовский. Научная новизна представленной работы ахматова стихи о матери тем, что ее предмет изучения - воплощение ахматова стихи о матери и образа матери в русской поэзии XX века - до сих пор не становился объектом специального исследования. Работа претендует на хотя бы частичное восполнение этого пробела. Исходя из того, что тема матери имеет долгую историю существования в русской литературе и часто связана с комплексом наиболее важных тем и мотивов, представляется возможным ее выделение из общей картины русской поэзии и рассмотрение как особого литературного явления. Соответственно, научная новизна работы заключается в том, что здесь впервые собраны, описаны и классифицированы ахматова стихи о матери способы воплощения темы матери и главные разновидности образа матери в русской поэзии XX века. Что касается терминологического определения предмета исследования, мы остановимся па понятиях «тема ахматова стихи о матери и «образ матери», хотя природа этих понятий архетипична. Тема матери это так называемая «вечная тема», и образ матери возникал в нашей литературе в разные периоды ее развития, как бы передаваясь от поколения ахматова стихи о матери поколению и сохраняясь в основных своих чертах неизменным. Следует также учитывать, что понятия «тема» и «образ», постоянно применяемые в работе, разделяются нами как нечто изначальное нематериальное тема и некий материальный результат образкак нечто обобщенно-исходное и его частное, конкретное воплощение. Возникновение и развитие темы матери в произведении зачастую еще не дает образа матери. Следовательно, под образом мы подразумеваем нечто близкое к литературному персонажу, а тему сближаем с понятием «лирической темы», близким к музыкальному, объединяющему основные мотивы, мысли, образы. Образ матери здесь выступает как проявление так называемой «вечной темы», повторяющейся в разные времена и предстающей в различных исторических воплощениях в разные периоды своего многовекового развития. Таким образом, наше диссертационное исследование посвящено более пристальному изучению уже известного и давно существующего в литературе явления. Актуальность данной работы видится нам в том, что в результате исследования из разрозненных поэтических произведений, объединенных по тематическому принципу, складывается целостная картина развития темы матери в русской поэзии; обнаруживаются дальние поэтические связи путем сближения разных по стишо, по времени написания стихотворных произведений; выявляется большое значение темы матери для русской литературы почти на всем ахматова стихи о матери ее развития. Таким образом, характерный, повторяющийся во времени частный признак поворачивает все целое той гранью, которая, до сих пор оставалась в тени. Метод исследования - историко-литературный. Раскрытие подобной темы, неизбежно обусловлено особенностями исторического подхода, который предполагает рассмотрение литературного явления в контексте общего хода литературного процесса, в ряду других литературных явлений, и установление связей между ними. Общее направление работы можно охарактеризовать как выявление и описание отдельной синхронической темы, взятой в историческом аспекте, при том, что область исследования этой темы в данной работе ограничена русской поэзией XX века. Диссертационное исследование ведется в русле обобщения накопленного материала, соответственно, работа носит собирательный характер. Целью исследования является прослеживание, описание, характеристика и классификация различных способов воплощения темы матери в русской поэзии на протяжении XX века с особенным вниманием к трем ахматова стихи о матери выразителям этой темы в поэзии - Блоку, Ахматовой и Твардовскому. Это позволяет воссоздать общую историческую картину развития темы матери. Помимо этого обобщающего результата, исследование выявляет характерные особенности и значимость образа матери в художественном мире каждого из этих авторов. Исходя из поставленной цели, в наши задачи входит: анализ поэтических произведений XX века с точки зрения раскрытия в них темы матери; выделение и описание основных различных типов образа матери и ключей развития темы матери в поэзии XX века; подробное рассмотрение творчества Твардовского в аспекте темы диссертации как наиболее типичных примеров трех основных разновидностей образа матери в русской поэзии означенного периода; описание художественных средств, используемых для создания того или иного образа матери в различных случаях. Положения, выносимые на защиту: 1 тема матери, будучи присуща русской литературе с самого начала ее возникновения, последовательно проходит через все этапы ее развития играет ахматова стихи о матери роль в поэзии XX века; образ матери в русской поэзии отличается большой устойчивостью возникновения в различные периоды литературного процесса на всем его протяжении, а также большой устойчивостью определенного набора признаков, что позволяет выделить тему и образ матери в особую, свойственную русской литературе, категорию; 2 из всего поэтического наследия XX века тема и образ матери наиболее ярко и цельно явлены в творчестве таких трех авторов, как Твардовский; 3 различные образы матери, созданные этими ахматова стихи о матери, восходят к трем важнейшим исконным ахматова стихи о матери образа матери, сложившегося в русской культуре, - это Богородица, мать и родина, выражающие возвышенно-идеальный, реально-бытовой и обобщенно-национальный аспекты образа матери; 4 с преобладанием в творчестве того или иного аспекта ахматова стихи о матери форма выражения темы матери у каждого из авторов: как обращение лирического Я к матери, как речь от лица самой матери, а также отстраненно, объективно, по эпическим законам; 5 различные типы образа матери и формы выражения темы матери диктуют выбор различных поэтических средств для их воплощения. Способы воплощения темы матери в поэзии XX века можно разделить, прежде ахматова стихи о матери, по типам отношений субъекта речи к образу матери: когда тема матери воплощается ахматова стихи о матери особая направленность, обращенность поэзии к образу матери; когда создается поэзия как бы непосредственно от лица матери; когда создается поэзия, в которой образ матери существует объективно, почти становясь персонажем. Кроме того, поэтический ахматова стихи о матери матери, сложившийся в традициях всей русской литературы, происходит от трех главных ипостасей исконного образа матери: Богородицы, матери и родины. Иными словами, развитие темы матери в поэзии Ахматова стихи о матери века шло по пути создания религиозно-метафизического образа матери, явленного в основном через обращение к нему от лица лирического героя, реально-бытового или психологического образа матери, выраженного либо от лица матери, либо эпически, объективно. Оговоримся, что каждый крупный поэт двадцатого века, так или иначе обращавшийся к теме матери, воплотил в своем творчестве все три разновидности этого вечного образа. Однако при подробном исследовании становится очевидной следующая закономерность: относительно выше приведенной условной схемы обращенность лирического героя к матери форма второго лица ахматова стихи о матери усиливает, как правило, идеальные черты в образе матери восходящие к образу Богоматери ; выражение темы матери от первого лица дает непосредственно реально-бытовой или психологический образ матери; что же касается эпического способа воплощения темы матери в поэзии образ матери в форме третьего лица - «Она»то здесь наиболее открыто и ахматова стихи о матери происходит соприкосновение темы матери с темой родины. Поэзия Блока, предваряющая все последующее развитие темы матери в XX веке, вся обращенная к некоему Высшему женскому образу, являет собой пример первого типа воплощения темы матери в обожествляющем ключе. Его образ матери, только начавший отделяться от женского образа, наиболее обусловленный романтической традицией и наименее конкретный, вбирает в себя и образ Богоматери, и образ родины, и по отношению к двум следующим поэтическим именам является ахматова стихи о матери бы первоосновой в поэтическом развитии темы матери. Творчество Ахматовой будет относиться ко второму типу в этой системе классификации — с его образом матери, выраженным от ахматова стихи о матери лица и чаще всего имеющим реалистическую, психологическую основу. Третий, эпический тип развития темы матери, представлен в поэзии Твардовского в виде образа матери, воспринимаемого объективно и в тесной связи с темой родины. Структура диссертации такова: Введение, характеризующее работу в целом и рассматривающее труды предшественников касательно темы исследования, четыре главы, Заключение и библиографический список; в приложении даны две хронологические таблицы, рассматривающие развитие темы матери в русской литературе с древнейших времен до наших дней по двум основным линиям - возвышающей и снижающей, "обытовленной". Содержание работы Глава 1. История развития и значение образа матери в русской поэзии. Первая ахматова стихи о матери является обзорной и носит обобщающий характер, исследуя историю развития образа матери в русской литературе на материале русской поэзии от стадии доиндивидуального творчества до наших ахматова стихи о матери. История темы матери ведет свое начало от самого возникновения русской словесности. Первые появления темы матери в литературе мы можем наблюдать ахматова стихи о матери фольклорных произведениях, в бытовом обрядовом фольклоре, в свадебных и похоронных песнях. Тогда же в произведениях, не связанных с обрядом, в так называемых духовных стихах, начинает ахматова стихи о матери высокий образ материнства через образ особепно чтимой в народе Богоматери. Ярким примером вхождения земного конкретного образа матери в письменную литературу является «Повесть об Улиании Осорьиной». Мать автора предстает в этом почти агиографическом ахматова стихи о матери святой, но идеализация ее образа идет уже «на сниженной почве», и ахматова стихи о матери ее заключается в «хозяйственном служении домочадцам». Образ матери в русской поэзии XX века преемственно связан также с поэзией XIX века, в первую очередь с именами Лермонтова и Некрасова, в чьем творчестве этот образ играл заметную роль. У Лермонтова тема матери, ахматова стихи о матери начинающая входить в классическую высокую поэзию, имеет автобиографическое начало, что подтверждают стихотворения «Кавказ» 1830а также «Ангел» ахматова стихи о матери. Тенденции реализма, постепенно усиливающиеся в поэзии Лермонтова, приближение женского образа к более земному, ведут к иному способу воплощения темы матери -объективному «Казачья колыбельная» с ее образом простой матери из народа. Следует особо подчеркнуть роль Некрасова в становлении темы матери в русской поэзии - каждый из рассмотренных нами далее поэтов Блок, Ахматова, Твардовский шли в создании образа матери именно от Некрасова и его темы матери как в романтическом, так и в реалистическом ключе. Многие произведения поэта посвящены трудной судьбе и печальному образу его собственной матери, причем эта область некрасовской поэзии, связанная с его личной матерью, осталась как будто не тронутой общим уклоном его творческого пути к реализму «Несчастные», «Затворница», «Родина», «Мать», «Рыцарь на час». Вершина развития подобного образа матери - предсмертное стихотворение Некрасова «Баюшки-баю», где мать наделена божественными чертами, возвышена до образа Богоматери и одновременно другой некрасовской святыни - родины. Но в поэзии Некрасова-реалиста с самого начала присутствует и образ матери, объективный, воплощенный «на сниженной почве», - эта линия в его творчестве идет еще с пародии на лермонтовскую "Казачью колыбельную", а позже приведет к некрасовскому народному образу матери, созданному по эпическим законам, на принципах объективной реальности «Орина, мать солдатская», поэмы «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Это уже не личная мать поэта, которую он воспевает и увековечивает со ахматова стихи о матери субъективных позиций, а некий отдельный литературный персонаж, который появляется в стихотворении со своей историей, особенностями, душевным обликом и речевой характеристикой. В поэзии XX века развитие образа матери шло различными путями: автобиографический, связанный с образами дома и детства, в ранней поэзии Бунина; обожествленный, религиозно-метафизический образ матери у Клюева; образ матери в высоком значении путеводной ахматова стихи о матери у Есенина, на которую он ориентируется и к которой обращена его поэзия; особый, выраженный от первого лица, образ матери в поэзии Во время войны тема матери, отталкиваясь от личного, от матери каждого, вырастала в тему общего народного значения. Тема матери в русской поэзии второй половины XX века неизбежно связана с войной. Два наиболее заметных направления в послевоенной литературе обозначены темой войны и темой деревни, которые зачастую переплетались ахматова стихи о матери собой. Знаковыми ахматова стихи о матери этих двух направлений являются имена Кузнецова, развивавшего в своей поэзии тему матери через тему войны, и Рубцова, обращавшегося к теме матери в связи с темой деревни, малой родины. Образ матери в поэзии Блока Несмотря на то, что поэзия Блока только приближается к теме матери, Блок тем не менее должен быть назван главным представителем поэтической темы матери в XX веке. У Блока мы выделяем тему матери в контексте реально- биографических отношений поэта с его матерью; далее в хронологическом развитии рассматриваем путь поэта от череды изменяющихся женских образов к образу матери-родины. В начале XX века тема матери в поэзии Блока несет в себе те же черты, что в начале XIX века у Лермонтова. Для нее столь же характерны автобиографические мотивы и разработка женских образов в лирике наряду с развитием темы ахматова стихи о матери. Общий ход развития поэзии Блока так же, как ахматова стихи о матери лермонтовский творческий путь, представляется движением от романтизма с его индивидуализмом, расколотостыо романтического художественного мира на высокое небо и ахматова стихи о матери землю, - к реализму, ахматова стихи о матери объективному миру. Сам Блок назвал этот путь постепенным «вочеловечением». Тема матери в его поэзии развивалась соответственно этапам этого пути. В контексте нашего исследования тема матери у Блока представляет то ответвление ахматова стихи о матери русской поэзии, связанное с романтическими истоками, которое создает особый, романтически-возвышенный, религиозно-окрашенный, метафизический образ матери, что чаще всего выражается через грамматическую форму второго лица - ахматова стихи о матери матери в его поэзии воплощается через лирическое Ты. Даже если ахматова стихи о матери текстах нет прямого обращения, поэзия Блока так или иначе ориентирована на некое второе лицо. Причем за адресатом его лирики угадывается женский образ, всегда надземный, метафизический, обожествленный, восходящий к образу Богоматери. В литературе о Блоке биографического характера почти всегда с первых страниц матери поэта отводится очень важная роль в жизни сына. Не трудно проследить, что тема матери входит в поэзию Блока уже в самом начале его пути - в стихах, посвященных его матери, проходит через все творчество Блока, завершаясь в третьем томе его лирики, фактически отражая все этапы его пути. Но все же магистральную линию развития темы матери у Блока определяет женственное как особая стихия и философско-поэтическая категория, играющая главную организующую роль в поэзии Блока не только в ранний его период, но и на всем протяжении ахматова стихи о матери творческого пути. Помимо лирического героя, некоего лирического Я, не меньшее значение имеет лирическое Ты как объект поэзии Блока. За этим Ты на всех этапах его пути стояла героиня, женщина, постоянно изменяющаяся, предстающая в разных обликах, но всегда выполняющая некую сакральную функцию женственного божества в блоковском поэтическом мире. Женское лирическое Ты у Блока переменчиво и многолико, и материнское присутствует в нем, даже если не доминирует. В "Стихах о Прекрасной Даме" уже заложен дальнейший путь изменений, даже измен и падений лирического Ты, к которому обращена вся поэзия Блока. Постепенно происходит демократизация, "заземление" женского образа у Блока. Можно говорить о том же пути "вочеловечения" блоковской героини, что и его лирического героя. Так одним из ликов женственного божества, к которому обращена вся поэзия Блока, оказывается загадочный лик Руси. Ее образ тоже не однозначен - то это лик простой русской бабы в цветном платке, то это Русь с ведунами и ворожеями, то цыганская Русь, прискакавшая на коне из степи, машущая в окно пестрым рукавом, то это Русь Христа - в лохмотьях, на фоне осеннего пейзажа. В третьем томе поэтической трилогии Блока на первый план выходит тема родины и обращение поэта к миру объективной действительности. Здесь божество его поэзии явлено в образе России, в стихии народной души, в каждой простой русской женщине. Чаще всего этот последний этап его поэзии характеризуют как выход Блока ахматова стихи о матери стезю реализма. Реалистические тенденции действительно усиливаются в третьем томе, что способствует развитию темы родины и традиционно связанной с ней темы матери. Образ родины у Блока вбирает в себя образы ахматова стихи о матери Богоматери, простых, народных героинь, а также образы русской природы. Кульминация развития этих образов у Блока - в разделе третьего тома "Родина". Женским образом этого раздела становится сама Россия, причем этот блоковский образ корнями уходит ахматова стихи о матери почву народной культуры. Здесь возникает еще один важный аспект блоковского образа родины -исторический. Почти каждое стихотворение из цикла "Родина" отсылает к русскому историческому ахматова стихи о матери. Наиболее очевиден и самобытен поэтический историзм Блока в цикле из пяти стихотворений "На поле Куликовом". Здесь вновь появляется уже редкое для Блока "Ты" с заглавной буквы, теперь оно относится к Божьей матери. И, несмотря на то, что «Ты» оборачивается новым ликом, и женский образ вновь дробится и множится, тем не менее, ахматова стихи о матери стихотворение раздела «Родина», по-видимому, подытоживает основные темы и мотивы, -стихотворение «Коршун» 1916 года. Оно не случайно поставлено последним, и выполняет ахматова стихи о матери завершающего. Оно представляется итогом пути поэта к образу родины. Знаменательно, что здесь образ родины уже прямо соотнесен с образом матери. Это стихотворепие-знак, символ, вобравший в себя в свернутом виде всю тему России ахматова стихи о матери женственности у Блока. В стихотворении соединились главные его образы и темы: и грозное предзнаменованье кружащего над матерью коршуна - символ, часто сопровождающий образ матери' у Блока, и «некрасовский» образ матери с младенцем в избушке, растящей сына для «покорности» и «креста». Знаменательно и то, что в таком емком произведении впервые у Блока появляется прямая речь матери - простой крестьянки. Последний риторический вопрос: «Доколе матери тужить? » несет извечную блоковскую идею о постоянном возвращении, циклизации истории, и в этих лаконичных строках заключена неизбежность и обреченность в судьбах матерей. На этом тему матери у Блока можно считать исчерпанной, не только в связи с фактическим прекращением в его творчестве, но и в связи с полнотой и всеохватностыо данного в этом стихотворении образа матери. Охватывая творческий путь Блока в целом, можно подытожить: Блок, связанный в начале века с поисками идеального женственного начала и возвышающий в своем творчестве женский образ до божественного, в конечном итоге через снижение даже падениеконкретизацию и прозаизацию женского образа и всей своей поэтической манеры выходит к образу матери именно в значении родины. Романтические корни поэтики Блока, символизация как главный се принцип, постепенное обращение к ахматова стихи о матери, влияние реалистических некрасовских ахматова стихи о матери, снижение лексики, вхождение бытовой сферы в поэзию, образов-персонажей из народа, наряду с лирическим Я и Ты- все это служит стилистической «почвой» для блоковской темы матери и приводит в итоге к лирике третьего тома с центральным образом родины - матери. Образ матери, венчающий путь Блока, выступает уже как национальный символ и соединяет в себе религиозно-философскую категорию высшего женственного начала историософский образ родины. Образ матери в поэзии Ахматовой В третьей главе нами исследуется творчество Ахматовой и ее образ матери, фактически равный ее лирической героине, выраженный от первого лица, через речь матери. В поэзии Ахматовой мы находим три разных образа матери, выраженных от первого лица и соответствующих трем разным периодам ее творческого пути. Этот образ берет начало еще в акмеистический период на почве усиления внимания к внешнему миру и конкретной реальности, заявленных акмеистами, и последовательно проходит через все этапы ахматовского творческого пути, отражая изменения в ее художественном мире и поэтике, а также вбирая в себя исторические приметы времени. Ахматовский образ матери выражается от первого лица и является гранью образа ее лирической героини. Лирическая природа ее образа матери подтверждается тяготением к психологизму, отражению внутреннего мира и сознания. В лирике психологизм экспрессивен: субъект речи и ахматова стихи о матери изображения совпадают. Бесспорно, изображаемый Ахматовой мир - это всегда мир внутренний, психологический. При этом ее стихи отличает монологизм - стилевая черта лирики; произведения построены как лирический монолог. В тех случаях, когда Ахматовой используется форма диалога или принципы «ролевой лирики» по определению Кормана, ее ахматова стихи о матери призваны выразить разные грани ее лирического сознания - это видно уже в первом, относящемся к теме матери, стихотворении «Где, высокая, твой цыганенок? В этом стихотворении берет свое начало и наиболее существенный для ранней поэзии Ахматовой мотив - мы определяем его по известной строчке «Я дурная мать». Ахматова стихи о матери мотив покаянный, мотив материнской вины. » Ярче всего этот мотив явлен в «Колыбельной» 1915 года. Это стихотворение полностью представляет собой прямую речь матери. Но по сравнению, например, с лермонтовской «Казачьей колыбельной», мать у Ахматовой не провожает сына в мир, не наставляет его перед началом жизни или не утешает, как в некрасовской «Баюшки-баю», перед смертью. Необходимо помнить, что даже в ранний ахматовский период в ее творчество вплетались новые, неожиданные для образа ее тогдашней героини гражданские мотивы и высокая тема родины «Июль 1914», «Памяти 19 июля 1914», стихи начала 1920-х годовкак бы готовящие ахматова стихи о матери к следующим, резко отличным периодам. Поворот от «камерных», интимных стихов о любви к высокой тематике и гражданскому пафосу заметен уже в ранней лирике Ахматовой. Пример этой перемены - «Молитва» 1915 года с ее резко впечатляющим, даже отталкивающим образом матери, готовой пожертвовать своим ребенком ради Родины. Уже в следующий период, в поэзию Ахматовой входит иной образ матери, который мы условно обозначаем цитатой «трехсотая с передачею» - это одна из тысяч матерей, отдающих сыновей на крест. Подобный образ матери явлен в первую очередь в «Реквиеме» 1935-1940. Цель и основная идея реквиема как жанра - поминовение, сохранение от забвения и оплакивание, к тому же это произведение для хора. Голос Ахматовой здесь начинает звучать от лица миллионов, ее образ сближается с образом плакальщицы. При этом рассказывается своя, личная боль, связанная с реальной биографией автора: лирическое переживание матери составляет основу сюжета «Реквиема». Но постоянные исторические аллюзии, а также вечные библейские образы, вневременные мотивы, наряду с реально-бытовыми, типичными деталями тех лет, расширяют частное единичное горе до национальной трагедии и передают вечную природу страдания матери. Сама героиня называет себя «трехсотою с передачею», этим порядковым номером подчеркивая многочисленность подобных материнских, женских судеб рядом, вокруг нее в тюремной очереди, и свою причастность к общей трагедии. Но ахматова стихи о матери, вписанный в социально-историческую реальность, образ матери здесь приобщен к высшему аспекту материнства - образу Богоматери. Финал «Реквиема» выходит на прямую параллель с распятием, к образу матери у сыновнего креста, словно голос Богоматери зазвучал во времена сталинского террора. Так реально-бытовой психологический образ матери у Ахматовой мог выражаться от лица самой матери через образ Богородицы. «Реквием» дополняют несколько отрывков, объединенных в цикл «Черепки» с эпиграфом из «Улисса» Джойса: «Ты не можешь ахматова стихи о матери свою мать сиротой». Все эти маленькие стихи - это почти черновые наброски или дневниковые записи, так фрагментарно, наспех они зафиксированы, так не важна в них формальная сторона, ахматова стихи о матери важна только боль матери по сыну и - память о реальных событиях тех лет. Это некие записки на будущее с целью сберечь все, что когда-то действительно было. Еще одно стихотворение, написанное в конце тридцатых и отражающее судьбу и сознание матери в неожиданной форме, - «Подражание армянскому». Необычность подражания Ахматовой в том, что она сама или ее лиричесхсая героиня говорит от лица самой овцы, при этом ее речь обращена не просто к человеку, съевшего ягненка, а к тирану, к восточному «падишаху», чем подчеркивается связь с реальной автобиографической ситуацией. Здесь есть и указание на ахматова стихи о матери восточного деспота, и отражение в образах овцы-матери и ахматова стихи о матери личной трагедии. Третий этап изменений ахматовского образа матери мы обозначили цитатой «Детоныси мои! », которая уже не является самоидентификацией лирической героини, а обращена к тем детонькам, сиротам, сыновьям-солдатикам, которым посвящены ее стихи времен Великой Отечественной войны. В этот ахматова стихи о матери еще больше истончается грань между голосом ахматова стихи о матери и голосом автора стихотворений. В годы войны ахматова стихи о матери советской поэзии появился новый женский образ - образ «всеобщей матери», «матери вообще», которая воспринимала русских солдат как собственных детей, ахматова стихи о матери мертвых и распространяя свою заботу на каждого, кто защищает родину от врага. Материнский голос Ахматовой в годы войны приобрел звучание, родственное такому обобщенному образу матери. Ее речь от первого лица больше не повествует о себе, только косвенно явлены новые черты ее лирической героини - через материнское отношение к «детям». Образы детей «вообще» конкретизировались у Ахматовой в образах Вовы и Вали Смирновых, ахматова стихи о матери в блокадном Ленинграде, где один из них цогиб. Стихи Ахматовой, посвященные солдатам, павшим за Родину, написаны так же отрывочно, кратко, как будто выхвачены из потока основного текста. Кроме стилевых черт ахматова стихи о матери маленьких произведений, важна позиция автора, ракурс его взгляда: все стихи о детях и сыновьях-солдатах военной поры написаны от лица «всеобщей матери». Особенно ощущается этот ахматова стихи о матери в ахматова стихи о матери 1944 года «Победителям», где Ахматова стремится «всех поименно назвать», произнести самые распространенные русские имена сыновей-героев. В отличие от определений «дурная мать» и «трехсотая с передачею», отражающих грани ахматовского образа матери на разных этапах творчества, последнее обозначение не является самоопределением и не относится к образу лирической героини Ахматовой. «Детоньки мои» - это обращение к детямот лица матери. Таким образом в период войны наглядны отречение лирической героини от выражения своих переживаний и переход к открытому монологу от лица матери, обращенному к сыновьям. Можно сделать вывод, что итоговый образ матери у Ахматовой, сложившийся в войну, близок образу родины как всеобщей матери и выражен от ее лица. Образ матери в поэзии Твардовского В четвертой главе представлен анализ темы матери в творчестве Твардовского как пример объективного, эпического воплощения образа матери. Тему матери у Твардовского можно назвать третьей темой в его творчестве - наряду с теми двумя, которые он выделял сам: колхозы в ранний период и война в зрелый. В поэзии Твардовского ахматова стихи о матери матери присутствует с самого начала и до конца пути. Образ матери является центральным в поэтическом мире Твардовского и возвышается от частного - посвящений собственной матери - до всеобщего и высшего в русской поэзии аспекта материнства - образа родины. Несмотря на крайне скудное освещение в библиографии о Твардовском этой стороны его творчества, очевидно, что важнейшие для поэта мотивы памяти, родных мест малой родинысыновнего долга и сыновней ахматова стихи о матери соединены именно в образе матери, и это соединение является отдельной темой в его творчестве. При этом тема матери у Твардовского опирается на весь предшествующий опыт русской культуры; в особенности народная песенная поэзия и некрасовская традиция являются ее исторической основой. Не раз отмечалось критиками как особенность художественного мира поэта отсутствие любовной лирики у Твардовского, и с другой стороны - сила искренности, проникновенности в стихах, посвященных матери. Подобные стихи раннего периода с 1927 по 1940 г. «труженица» и «мать» - две главные ипостаси женщины у Твардовского и стихотворения ахматова стихи о матери тематики, где чаще всего возникает образ матери сына-героя. Стихотворение «Матери» 1927 года - это воспоминание-обращение к матери. Образ ее, начиная с этого стихотворения и до конца, соединен с образом его малой родины, природы. Стихотворение «Песня» 1936 года тоже ахматова стихи о матери на образах памяти, воспоминания, напоминания. Взрослый сын ставит пластинку с песней, которую он сам не помнит, но эта песня пробуждает память матери. Как только она вспоминает эту песню, перед ней возникают картины прошлого, ее молодости. Поочередно возникают здесь песня, труд и материнство - главные образы в стихах о матери. В 1937 году вновь появляется стихотворение с заглавием «Матери». Образ матери и здесь дан ахматова стихи о матери память, напоминания - поэт называет конкретные вещи, несущие в себе память о матери для него. Надо отметить, что и в этом очень коротком и простом стихотворении есть все, что составляет тему матери для Твардовского. Не случайно память о матери приходит через такие образы, как природа, труд и песня. Это стихотворение - редкий пример в творчестве Твардовского «бессюжетного» стиха. Это также редчайший пример белого стиха у Твардовского. Твардовский, ненавидевший «красивости», фокусы в поэзии, в стихотворении о матери избегает даже рифм, как и громких слов. Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года «С одной красой пришла ты в мужний дом. » История одной судьбы проходит па фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны. Твардовский не зря называл себя прозаиком: в этом стихотворении он последовательно рассказывает историю жизни своей матери, обходясь без сравнений, метафор, ярких рифм. От прозаика в нем и то, что образ женщины, жены и матери, верно угадан в его стихах как психологический тин, она состоялась как персонаж. В этом русле возникает объективно существующий образ матери, созданный как бы по законам прозы, как персонаж. Особенно это заметно в стихах о матерях новых советских героев «Матрос», «Полет», «Сын», «Мать и сын», «Ты робко его приподымешь. Лучшее в этом ряду стихотворений 30-х годов - «Ты робко его приподымешь. » 1936где создан подлинный образ матери героя, где голос матери звучит просто и естественно, не совпадая с общим пафосом стихотворения. В годы войны образ матери становится значительнее в творчестве Твардовского, подпитываясь наряду с другими поэтическими образами и темами из общего трагического истока. Будучи и раньше тесно связанным с ахматова стихи о матери малой родины и земли как почвы «матери-сырой-земли»образ матери теперь приравнивается ахматова стихи о матери образу всеобщей Родины, страны. Будучи соотносим с образами простых жспщин-крестьянок, теперь образ матери соединяется с женскими образами Твардовского. Возвращаясь к проблеме любовной лирики у Твардовского, заметим, что в ранний период, она отчасти заменилась темой матери. Кроме того, в связи с эпической природой поэтического метода Твардовского, тема любви воплощалась в его творчестве объективно, через того или иного персонажа. В годы войны ахматова стихи о матери фоне трагедии стало возможным - показать женщину в любви к мужчине и к детям. Высшим достижением слияния образа матери и образа женщины стала Анна Сивцова в поэме «Дом у дороги». В послевоенный, последний период творчества образ матери как персонаж уходит из произведений Твардовского. В позднем творчестве тема матери у Твардовского ахматова стихи о матери соединяется с темой памяти. Полное перемещение образа матери в область памяти происходит в цикле «Памяти матери», написанном в 1965 году. Здесь нет как такового образа матери, то есть к уже знакомому нам образу не добавляются какие-либо новые черты; здесь мать живет только в памяти сына, и поэтому его чувства, сыновнее горе раскрыты ахматова стихи о матери, чем образ матери, ставший бесплотным. Это ахматова стихи о матери соответствует перемене в позднем Твардовском, переходу от эпоса к лирике. Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, внутреннее движение которых - от воспоминаний и рассуждений о жизни матери к смерти матери и в последнем стихотворении - снова к жизни через память. Последнее в цикле стихотворение по сути является утверждением жизни и отношения к смерти как к некоему переходу. Снова здесь видна мать - через прямую речь возникает ее образ, так неожиданно живо звучит ее голос, что мысль о смерти здесь отступает. Это стихотворение является заключительным ахматова стихи о матери наиболее совершенным и важным в цикле. Основные образы и темы Твардовского сгущаются и переплетаются в нем. Миф и песня используются поэтом как наиболее достойное окружение образа матери, как будто теперь, после смерти, душа матери приняла ахматова стихи о матери, античные, ахматова стихи о матери формы. Текст песни органично входит в состав стихотворения, дает тихую лирическую интонацию, с которой рассказывается вся жизнь матери. Здесь ее судьба, выраженная до этого в разрозненных стихах, как бы подытоживается -взглядом сверху или, скорее, - с другого берега. Это стихотворение - последнее, где появляется образ матери, ахматова стихи о матери завершает материнскую линию в поэзии Твардовского, и само становится той песней, что «в памяти жива», в которой вечно жив образ матери, и собственной матери поэта, и обобщенный образ материнства: крестьянки, труженицы, женщины с трудной судьбой. В Заключении автором подводятся основные итоги проделанной работы. В соответствии с заявленной целью исследования мы рассмотрели, описали и попытались ахматова стихи о матери по возможности все существующие способы воплощения темы матери в русской поэзии XX века. Подытоживая все вышеизложенное, можно, прежде всего, выделить тему матери как особое литературное явление, изначально свойственное русской поэзии, прошедшее в своем развитии все этапы истории литературы и занимающее значительное место в древней, классической и современной поэзии. Исследование подтвердило высокую степень устойчивости проявлений темы и образа матери на большом временном отрезке, а также ахматова стихи о матери устойчивость сущностных ахматова стихи о матери образа матери в разные периоды и у разных авторов. В результате анализа мы выделяем следующие черты, присущие русскому поэтическому образу матери: его повышенная связь с внелитературным контекстом - историческим, социокультурным, биографическим. Ему также присуща высокая философская, идейно-нравственная, идеологическая нагрузка. Через образ матери в русской поэзии традиционно выражались одни из главных мировоззренческих вопросов. Следует отметить также его устойчивую традиционную преемственность на всем протяжении развития русской словесности: исследование выявило связь между "узловыми" пунктами развития темы матери в поэзии - как между отдельными именами особенно очевидно наследование некрасовской линии развития темы материтак и целыми периодами и тенденциями. Поэтическое воплощение образа матери сопряжено также с определенными ахматова стихи о матери, стилистическими особенностями. На ахматова стихи о матери рассмотрения примеров художественных произведений многовекового диапазона мы можем сделать ахматова стихи о матери, что образ матери появляется в них, как правило, в связи с уклоном к реализму, прозаизации, эпическому способу отображения действительности. Начиная с Лермонтова ахматова стихи о матери Некрасова особое значение в развитии темы матери приобретает наследие народного творчества. В XX веке тема матери постепенно остается в сфере традиционных поэтических форм, сознательного обеднения художественных средств и стремления к простоте. Теперь, судя по литературе наших дней, можно говорить о том, что образ матери возникает-возвращается почти исключительно в русле так называемого демократического ответвления литературы, наследующего традициям народного творчества и Некрасова. Также исследование подтвердило оправданность выбора трех главных фигур в поэзии XX века с точки зрения наиболее цельного и последовательного воплощения образа матери - это В связи с поставленными задачами мы рассмотрели подробно творчество Блока, Ахматовой и Твардовского в аспекте темы диссертации как наиболее типичные примеры основных разновидностей образа матери в русской поэзии XX века. Мы разделили способы воплощения темы матери по типам отношений субъекта речи к образу матери, когда ахматова стихи о матери матери воплощается как особая направленность, обращенность поэзии к образу матери, когда создается поэзия непосредственно от лица матери и когда создается поэзия, в которой образ матери существует объективно, становится персонажем. Это положение мы ахматова стихи о матери соответственно поэтическим материалом Блока, Ахматовой и Твардовского. Кроме того, мы подтвердили положение о том, что обращенность лирического героя к матери форма второго лица «Ты» усиливает, как правило, идеальные черты в образе матери восходящие к образу Богоматери ; выражение темы матери от первого лица дает непосредственно реально-бытовой или психологический образ матери; эпический способ ахматова стихи о матери темы матери в поэзии образ матери в ахматова стихи о матери третьего лица - «Она» чаще других соотносит тему матери с темой родины этот образ матери восходит к древнему образу матери-земли, почвы. Мы убедились, что в поэзии тема матери отталкивалась от конкретного образа матери человека, автора, имея при этом тенденцию к возвышению и расширению частного до всеобщего. В поэзии XX века постепенно высшим аспектом образа матери становится образ родины. Так, Блок, связанный в начале века с поисками идеального женственного начала и возвышающий в своем творчестве женский образ до божественного, в конечном итоге через снижение даже падениеконкретизацию и ахматова стихи о матери женского образа и всей своей поэтической манеры выходит к образу матери в значении родины "На поле Куликовом", "Коршун". Именно Блок соединил возвышенно-романтический женский образ с некрасовским обожествлением матери - в итоговом образе своего пути - образе родины. Ахматовский образ матери, равный ее лирической героине, проделал путь от социально-бытового в раннем творчестве, социально-исторического в период "Реквиема" с аллюзиями на образ Богоматери до образа всеобщей матери-родины во время Великой Отечественной войны, от лица которой она обращается ахматова стихи о матери "детонькам". Творчество Твардовского целиком подтверждает постепенный переход в поэзии XX века к возвышению образа родины как аспекта образа матери. Женский образ как объект любовной лирики у него отсутствует вовсе, но при этом образ матери, начиная с самых ранних стихов, и до конца связан с памятью о родных местах, а во время войны поднят ахматова стихи о матери высоту образа родины. В целом исследование разрешает проблему определения путей развития и выявления особенностей образа матери. В работе впервые предпринята попытка суммировать имеющийся материал по теме матери в русской поэзии и классифицировать способы воплощения темы и образа матери в поэзии. В результате представлена картина поэтапного развития темы и образа матери как наиболее устойчивых и органично присущих русской поэзии. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно вносит некоторый вклад в развитие истории литературы, рассматривая один из наиболее актуальных и присущих русской поэзии образов. Основные ахматова стихи о матери диссертации нашли отражение ахматова стихи о матери следующих статьях: Мелексетян История развития и значение образа матери в русской поэзии. Образ матери в поэзии Практическую ценность представляет возможность использования результатов данного исследования в различных курсах гуманитарных специальностей. Подписано в печать 12. Горького Москва, Тверской бульвар, 25 Тираж 100 экз. История развития и значение образа матери в русской поэзии. Образ матери в поэзии Образ матери в поэзии Образ матери в поэзии Введение диссертации 2009 год, автореферат по филологии, Мелексетян, Марина Валерьевна Образ матери столь издавна и органично присущ русской литературе, что представляется возможным его рассмотрение как особого литературного явления, которое имеет глубинные корни и занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии. Беря исток от самого зарождения русской словесности, образ матери последовательно проходит через все этапы ее развития, но даже в поэзии XX века сохраняет свои главные, от начала свойственные ему черты. Русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. Не случайно, говоря о национальном русском космосе, русском ахматова стихи о матери, русской модели мира, философы и культурологи говорили, прежде всего, о «материнском» в основании русского. Мать-земля, мать-Россия, Богоматерь — главнейшие и высшие аспекты этого материнского. В русской словесности образ-символ матери существовал всегда, возобновляясь в разные периоды, однако, в XX веке он особенно востребован в поэзии как некий эмблематичный знак эпохи. Крупнейшими представителями темы матери в поэзии XX века оказываются Твардовский, творчество которых мы подробно рассмотрим в связи с воплощением образа матери у каждого из них и в поэзии XX века в целом. Однако несмотря на очевидную данность и заведомую известность факта присутствия и даже доминирования «материнской» темы и образа матери в русской культуре, образ матери как литературная категория остается по существу неизвестным, «закрытым» и практически не исследованным в науке. Исходя из данного противоречия и назревшей необходимости, мы решили подойти к изучению проблемы воплощения образа и темы матери в русской поэзии. Основной интерес для нас представляет период XX столетия в литературе, однако, для того, чтобы раскрыть тему возможно более полно, мы будем вынуждены обращаться также к истории литературы в предшествующие периоды. Основная трудность при отборе материалов по проблеме темы матери в русской поэзии заключается в ахматова стихи о матери, что эта тема в науке о литературе до сих пор почти не освещена. В связи с этим работа велась как тщательный отбор и объединение разрозненных сведений из различных художественных ахматова стихи о матери научных источников. Литературно-художественным материалом, на примере которого мы исследуем тему матери, послужили произведения русского словесного искусства разных эпох. Помимо главного материала, хронологически ограниченного рамками XX века, основой нашего исследования являются фольклорные произведения, литературные произведения периода Древней Руси, классического периода русской поэзии на примере поэтического творчества Некрасова как главных и по существу единственных выразителей темы матери в поэзии XIX века. Также мы обращались к классическим и современным трудам по фольклору и древнерусской литературе, таким как: Пропп «Поэтика фольклора»; Веселовский «Разыскания в области русского духовного стиха»; Федотов «Стихи духовные русская народная вера по духовным стихам »; Аникин «Русское устное народное творчество»; Мелетинский «О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов»; Лихачев «Человек в литературе Древней Руси», «Поэтика древнерусской литературы», «Развитие русской литературы X-XVII веков»; Буслаев «Идеальные женские характеры Древней Руси»; Демин «О древнерусском литературном творчестве». Касательно развития темы матери в поэзии XIX века наиболее важны для нашего исследования следующие работы: Максимов «Поэзия Лермонтова»; Гинзбург «Лирика Лермонтова»; Дурылин «На путях к реализму»; Семенова «Вестничество Лермонтова»; а также монография Березневой «Преемственные связи в русской поэзии», в которой сопоставляется творчество Лермонтова и Некрасова по двум аспектам: темы родины и развития женского образа во втором случае рассматривается и образ матери. Так как ключевым в исследовании темы матери в поэзии XIX века является имя Некрасова, нами активно задействовалась литература по творчеству Некрасова: Тынянов «Стиховые ахматова стихи о матери Некрасова»; Чуковский «Мастерство Некрасова»; Евгеньев-Максимов «Жизнь и деятельность Некрасова»; Скатов «Некрасов»; статьи: Заборова «Из поэмы «Мать» текстологические наблюдения », Некрасова как романтическая поэма». Теоретические работы относительно интересующей нас проблемы принадлежат различным областям научной мысли - исторической, философской, литературоведческой, что обусловлено недостаточной освещенностью в науке о литературе нашей темы. Ахматова стихи о матери сожалению, ни одна из этих работ не посвящена специально теме матери в русской литературе. По общим вопросам культурологии, связанным с истоками образа матери в мировой культуре, ахматова стихи о матери Фрэзер «Золотая ветвь», Юнг «Душа и миф: шесть архетипов», Нойманн «Великая мать», Грейвс «Мифы древней Греции», в отношении истоков русского образа матери это в ахматова стихи о матери очередь Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу», а также более современные: Гачев «Национальные образы мира», его же «Ментальности народов мира»; Рябов «Русская философия женственности XI-XX века ». В ахматова стихи о матери исторических источников, дающих представление об аспекте материнства в отдаленные эпохи, использовались: Рыбаков «Язычество древних славян»; Щапов «Брак и семья в Древней Руси»; Пушкарева «Мать и материнство на Руси X-XVII ахматова стихи о матери ». Пушкаревой принадлежит также уникальный труд «Русская ахматова стихи о матери история и современность» К сожалению ахматова стихи о матери эта крайне неудобна в использовании: она ахматова стихи о матери собой громадный библиографический указатель по так называемому женскому вопросу; публикации статьи, заметки, книги, диссертации, доклады и т. Таким образом, интересующее нас воплощение темы матери в литературе тонет во множестве исторических, юридических, психологических, ахматова стихи о матери, медицинских и прочих документов. Списки остаются без авторского комментария, и только в конце книги предпринимается иное деление материала, и по теме материнства рекомендуется список авторов. Однако и этот список крайне мало помог нам в нашей работе, т. Все эти работы, являясь, по сути, «косвенным материалом» для нашего исследования, помогли охватить тему матери на ахматова стихи о матери этапах ее развития, проследить ее генезис от зарождения до воплощения в поэзии XX века. Необходимость подобного углубления в историю обусловлена спецификой темы нашего диссертационного исследования, а также ее недостаточной изученностью в науке о литературе. В процессе исследования из всего объема поэтического материала нами выделяются три главных имени - авторов, создавших на богатой культурной почве, наследуя традициям, три различных индивидуальных течения темы матери и соответствующих им образа матери, - Творчество именно этих поэтов наиболее ярко демонстрирует возвысившееся значение темы и образа матери, переход от женского образа классической поэзии к образу матери. Вместе они также представляют определенную линию развития литературного процесса - некий общий «путь вочеловечения», в результате которого романтизм сменяется реализмом, возрастают прозаические тенденции в поэзии, проявляются некоторые стилевые черты, наиболее часто сопутствующие теме матери внимание к объективной реальности, ахматова стихи о матери тенденции, прозаизация поэтического языка, лаконизм, простота используемых художественных средств и др. При этом каждый из них в отдельности представляет свой особый образ матери, связанный с реально-биографическим контекстом, исторической ситуацией, которая преломлялась в их поэзии, с различными литературными влияниями и поэтическими традициями предшественников, а также с индивидуально-авторскими особенностями поэтики. Проблемы поэтики всех трех обозначенных в заглавии работы авторов очень широко и подробно освещены в отечественной филологии. Наследие Блока всесторонне изучено, библиография по его творчеству начинает свою историю еще при жизни ахматова стихи о матери и постоянно пополняется работами современных авторов. Еще при жизни, или сразу после его смерти, о нем писали Блок», Выступление на LXXXIII открытом заседании вольной ф-фской ассоциации август 1921 гРечь на вечере памяти Блока в политехническом музее, «Воспоминания о Блоке» ; Тынянов «Блок» ; Эйхенбаум «Судьба Блока» ; Их работы, представляющие безусловную ценность для каждого последующего исследования творчества Блока, служили и в нашем исследовании к уяснению творческого пути Блока в целом, его места в поэтической иерархии эпохи в оценках современников и тех черт поэтики, которые выделились уже на первом этапе изучения его наследия. Такую же роль в контексте нашего исследования играла статья ЛЛ. Гинзбург «Наследия и открытия», рассматривающая творчество Блока под углом его связей с традициями всей предшествующей русской поэзии. Важнейшие определения особенностей поэтики Блока и основные положения этих работ, как, например, автобиографизм его лирики; тыняновское понятие «лирический герой», возникшее именно по поводу Блока; как метафорически-преображенный мир и то, что Блок - «поэт метафоры»1, и то, что ахматова стихи о матери, теоретически оформленная установка на миф, фольклор, архаику, корнесловие характерна именно для символистов, рассматривавших 1 Жирмунский Большое значение для работы имеют труды Минц "Лирика Блока" и "Поэтика Блока"; Максимова «Поэзия и проза Блок» как дающие представление о пути поэта в его хронологическом развитии, выявляющие закономерности итоги этого пути. В этой же связи нам необходима работа современного исследователя ахматова стихи о матери Блока Магомедовой "Автобиографический миф в творчестве Ахматова стихи о матери, в которой показаны связи творчества Блока с "биографическим рядом", а также с планом сакральным; особое, блоковское, стирание граней между текстами жизни и текстами искусства. Для осмысления творчества Блока в контексте его эпохи и некоторого уяснения высшего религиозно-философского аспекта в центральном женском, образе его поэтического мира мы обращались к следующим источникам: Белый «Начало века», «На рубеже двух столетий»; ахматова стихи о матери о Иванов "О значении Соловьева в судьбах нашего поколения", Лосев "Философско-поэтический символ Софии у Соловьев и София" ; Андреев «Роза мира»; Рябов «Женщина и женственность в философии серебряного века». Принципиально важным, моментом в исследовании блоковской темы матери является установление традиционных связей его поэзии с фольклором и «народной» линией в поэзии, особенно с Некрасовым. В свете этого важны работы Скатова "Россия у Блока и поэтическая традиция Некрасова"; Грякаловой «О фольклорных истоках поэтической образности Блока»; 2 Гинзбург Особенную ценность имеет работа Федотова «На поле Куликовом». В ней, а также в вышеперечисленных статьях, отчасти затрагивается тема матери в поэзии Блока или то, что с ней связано, стоит близко к ней, — через образы Богоматери и России. Федотов, вглядываясь в постоянно меняющийся облик Руси у Блока, задается вопросом: мать или жена? Долгополов подчеркивает опору на Некрасова в блоковских поисках России: «Именно тут Блок ахматова стихи о матери выступает прямым продолжателем некрасовской традиции, использующей к тому же те же опорные поэтические категории, что и Некрасов например, образ родины ахматова стихи о матери его непосредственной соотнесенности с образом матери, на что уже обращалось внимание в исследовательской литературе». И Федотов, и Скатов в своих статьях говорят о замещении у Блока образа матери образом жены, об «эротическом» отношении Блока к России ахматова стихи о матери склонны сводить его образ родины к женскому образу. На наш взгляд тот образ России, который создан Блоком в итоге его пути может быть приравнен именно и только к образу матери. Безусловно, в исследовании темы матери у Блока мы не могли обойтись без воспоминаний Блок и его мать»предоставляющих «жизненный» материал для основания поэтической темы матери у Блока. При всем бытовом «неидеальном» характере отношений Блока с матерью в реальной жизни, тем не менее, они также служили почвой для темы матери в поэзии, несмотря на то, что исследователи, изредка затрагивавшие этот вопрос, отказывали в той главенствующей роли блоковскому образу матери в сравнении с некрасовским: «Сам поэт говорил, что они с матерью почти одно и то же. У Некрасова - совсем не «одно и то же». При всем ощущении неразрывности и духовного родства она 3 Долгополов J1. Любопытно, что у Блока очень много стихов, начиная от самых ахматова стихи о матери, посвященных матери. Но это именно посвящения ей моей материа не стихи о ней. Мать не оказывается для Блока, как ахматова стихи о матери Некрасова, внутренней лирической темой. Она не универсализуется в высшую всеохватывающую идею»4. С последними положениями мы никак не можем согласиться, так как на наш взгляд то, что тема матери у Блока носит характер посвящения, обращения, как раз не мешает ей стать «внутренней лирической темой» его поэзии. При ахматова стихи о матери мы не уравниваем реальную мать автора с тем материнским образом, возникающим в его художественном мире и включающим в себя множество значимых для поэта идей и мотивов. Библиография по творчеству следующих двух центральных фигур данной работы также чрезвычайно обширна и продолжительна по времени своего существования. Уже начиная с момента выхода первых сборников Ахматовой «Вечер» 1912, «Четки», 1914с известного предисловия Кузьмина, и далее в статьях Жирмунского «Преодолевшие символизм», Недоброво «Анна Ахматова» были определены важнейшие особенности ахматова стихи о матери ранней поэтической манеры: такие, как повышенное внимание к «вещным» конкретным деталям, связь между психологическим ахматова стихи о матери лирической ахматова стихи о матери и окружающей ее предметной средой, лаконизм поэтической манеры, сжатость, афористичность, «эпиграмм атичность» стиля, использование по Виноградову «интеллигентски-разговорной лексики» интонаций. Мандельштаму первому принадлежит наблюдение о произрастании ахматовской поэзии из психологической прозы XIX века: «Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с «Анной Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского и отчасти даже Лескова. Генезис Ахматовой весь 4 Скатов Блока и поэтическая традиция Некрасова. При жизни поэта появились труды по стилистике Ахматовой: Виноградов «Поэзия Ахматовой», Более современные работы рассматривают в целом творческий путь и эволюцию поэтики Ахматовой Жизнь и творчество»; Гаспаров «Стих Ахматовой»а также какие-либо отдельные аспекты ее поэтики Все эти источники послужили теоретической базой для нашего исследования. Что касается соотношения родовых начал в лирике Ахматовой, ахматова стихи о матери вопроса немаловажного ахматова стихи о матери случае,с ахматовской темой матери в связи с формой ее воплощения от первого лица, - то и первыми, и позднейшими исследователями ее творчества этот вопрос решался по-разному, в пользу преобладания в них элементов эпоса, драмы или лирики. Эйхенбаум писали о новеллистичности, даже близости к роману стихов Ахматовой. Уже в статье «Преодолевшие символизм» Жирмунского указывается на эту особенность лирики Ахматовой; Эйхенбаум считал ее стихотворения маленькими новеллами, соединяющимися в один роман. В статье последней «Анненский и Ахматова к проблеме романизации лирики » о раннем периоде Ахматовой говорится, что следуя урокам Анненского, Ахматова пошла по пути преобразования «рассказа в стихах» в лирическое целое и одновременно «романизации» лирического стихотворения: «Она вообще отказывается ахматова стихи о матери "рассказа в стихах" с развернутым повествовательным сюжетом, сосредоточившись на разработке 5 Мандельштам «Письмо о русской поэзии». То, что у Анненского было еще лишь экспериментом, хотя и необычайно важным и значимым, у Ахматовой становится ведущим принципом ее лирики оговорюсь, что речь идет, прежде всего, о раннем творчестве, до начала 20-х годов. Но "фрагмент" у Ахматовой обнаруживает весьма примечательную закономерность: как правило, "выхватывается", избирается особая ситуация рождения оговоренного слова -ответа на чужую реплику или провоцирования чужого отклика». Тагер настаивает на лирической основе в творчестве Ахматовой. Добин выделяли драматические ахматова стихи о матери в стихах Ахматовой, считая, что ее поэзия тяготеет к драме, а не к роману. Интересно, что Добин ахматова стихи о матери книге «Поэзия Для этих примеров берется частая у Ахматовой форма вопросов-ответов, типа известных строк «Отчего ты сегодня бледна? », и множества подобных характерных для ранней Ахматова стихи о матери. И все-таки, несмотря на то, что все эти точки зрения равно состоятельны, в отношении темы матери ахматова стихи о матери Ахматовой целесообразнее относить в сферу лирики. Лирическая природа тех стихов, где выражен образ матери, подтверждается их тяготением к психологизму, субъективности, отражению внутреннего мира и сознания. В лирике психологизм экспрессивен: субъект речи и объект изображения совпадают. Бесспорно, изображаемый Ахматовой мир — это всегда мир внутренний, психологический. При этом ее стихи отличает монологизм — стилевая черта лирики; произведения построены как лирический монолог. В тех случаях, когда Ахматовой используется форма 7 Ахматовские чтения. Биографический контекст ахматовской темы матери то есть судьба сына, взаимоотношения с сыномв связи с которым чаще всего и возникал вопрос темы матери ахматова стихи о матери работах об Ахматовой, восстанавливался по воспоминаниям ее современников Ахматова в записях Дувакина» Литература ахматова стихи о матери творчеству Твардовского также возникает еще в ранний период творчества поэта и продолжает создаваться до сих пор. Первые заметки о Твардовском появляются в конце 1920-х годов. Одна из первых статей принадлежит Тарасенкову - «Борьба за простоту: О творчестве Твардовского », где он выделяет главную особенность творчества поэта: «большая художественная простота, которая является одним из знаменательных качеств социалистического реализма»8. Отмечая близость Твардовского народному творчеству, Тарасенков отделяет его от «псевдонародных» поэтов: «Стих Твардовского как нельзя более далек от старинной росписи Клюева, от сусальной красивости Есенина, от псевдонародной «крестьянствующей» простоты клычковского стиха. И одновременно это не инфантильная простота юродствующего Заболоцкого. »9 В 30-е годы имя Твардовского уже непременно упоминается во всех литературных обзорах. С конца 50-х годов и до наших дней появляются книги о жизни и творчестве Последние из них часто носят характер «откровений» о жизни поэта. Снигирева в книге «А. Поэт и его эпоха» больше всего внимания уделяет отношениям Твардовского с современниками, с властью, с отцом, редакторской, общественной деятельности поэта, а также личности и творчеству Солженицына, его взаимоотношениям с 8 Молодая гвардия. С конца 80-х годов интерес к литературному наследию Твардовского ослабевает, и на первый план выходят биографические аспекты. Статьи периода 90-х посвящены вопросам жизни поэта, главные из которых -коллизии эпохи: отношения с властью, трагедия в семье. В этот же период появляется новый пласт мемуарной литературы о Твардовском, в которой также на первый план выходит «тайная» боль поэта, раздираемого противоречиями эпохи. Из подобных воспоминаний многие были полезны для нашей работы в качестве биографического контекста темы матери у Твардовского, несмотря на их недостатки стиля, зачастую предвзятость и новую социальную ангажированность. В первую очередь это мемуары Твардовского «Родина и чужбина» Смоленск, 1996содержащие наиболее полные сведения о семье поэта в годы их разлуки. Из серьезных исследований последних лет заслуживает внимания труд При этом с конца 1920-х годов до наших дней лишь несколько работ из всего объема литературы по творчеству Твардовского отчасти касаются образа матери в его произведениях. Как правило, вскользь отмечается значимость этой темы для поэта. Рассматривается она в связи с его реальной биографией или в связи с некоторыми другими поэтическими темами. Например, в книге Македонова «Творческий путь Твардовского: Дома и дороги» К теме материнства, материнской любви у Твардовского Македонов обращается в главе «Истоки и начало. Ранний Твардовский», и в одной из глав ахматова стихи о матери анализ стихотворения ахматова стихи о матери не спеша садовники орудуют. » из цикла «Памяти матери». Этому циклу посвящены также статьи Твардовского «Памяти матери» как художественное единство»10, Образ матери в его глубинной связи» с природой разбирается Учитывая весь предшествующий опыт по данной теме в науке о литературе, суммируя его и опираясь в первую очередь на поэтическое наследие самих авторов XX века, мы поставили перед собой задачу исследовать по возможности полно такой феномен, как поэтическая тема матери как один из наиболее устойчивых в русской поэзии. Тему матери в поэзии XX века можно разделить, прежде всего, по типам отношений субъекта речи к образу матери: - когда тема матери воплощается как особая направленность, обращенность поэзии к образу матери; - когда создается поэзия как бы непосредственно от лица матери; - когда создается поэзия, в которой образ матери существует объективно, почти становясь персонажем. Условно говоря, этим различным способам выражения соответствуют формы грамматического второго лица - «ты», первого лица - «я» и третьего лица -«она». Следуя идее трех литературных родов и, безусловно, огрубляя, можно сказать, что в первом случае поэзия несет в себе начало драматическое сочетание объективности ахматова стихи о матери субъективности, второе лицово втором случае ахматова стихи о матери имеем дело с лирикой субъективность, первое лицоа третий случай являет собой пример эпического начала в поэзии. Кроме того, поэтический 11 Литература в школе. Иными словами, развитие темы матери в поэзии XX века шло по пути создания религиозно-метафизического образа матери, явленного в основном через обращение к нему от лица лирического героя, реально-бытового или психологического образа матери, выраженного либо от лица матери, либо эпически, объективно. Оговоримся, что каждый крупный поэт XX века, так или иначе обращавшийся к теме матери, воплотил в своем творчестве все три эти ахматова стихи о матери вечного образа. Однако при подробном исследовании становится очевидной следующая закономерность: относительно выше приведенной условной схемы обращенность лирического героя к матери форма второго лица «Ты» усиливает, как правило, идеальные черты в образе матери восходящие к образу Богоматери ; выражение темы матери от первого лица дает непосредственно реально-бытовой или психологический образ матери; что же касается эпического способа воплощения темы матери в поэзии образ матери в форме третьего лица - «Она»то здесь наиболее открыто и ярко происходит соприкосновение темы матери с темой родины. Так, поэзия Блока, предваряющая все последующее развитие темы матери, вся обращенная к некоему Высшему женскому образу, являет собой пример первого типа воплощения темы матери в обожествляющем ахматова стихи о матери. Его образ матери, только начавший отделяться от женского образа, наиболее обусловленный романтической традицией и наименее конкретный, вбирает в себя и образ Богоматери, и образ родины, и по отношению к двум следующим поэтическим именам является как бы первоосновой в развитии темы матери. Творчество Ахматовой будет относиться ко второму типу в этой системе классификации — с его образом матери, выраженным от первого лица и чаще всего имеющим реалистическую, психологическую основу. Третий, эпический тип развития темы матери, представлен в поэзии Твардовского в виде образа ахматова стихи о матери, воспринимаемого объективно и в тесной ахматова стихи о матери с темой родины. Материал исследования очень обширен, он охватывает поэтические произведения, создававшиеся ахматова стихи о матери протяжении почти всего XX века, исключая текущую поэзию. Особое внимание уделено поэтическому творчеству трех авторов — это Блок, Ахматова, Твардовский. Предмет изучения в данной работе — воплощение темы и образа матери в русской поэзии XX века - до сих пор не становился объектом специального исследования, чем обусловлена научная новизна данной работы. Работа претендует на хотя бы частичное восполнение этого пробела. Исходя из того, что тема матери имеет долгую историю существования в русской литературе и часто связана с комплексом наиболее важных тем и ахматова стихи о матери, представляется возможным ее выделение из общей картины русской поэзии и рассмотрение как особого литературного явления. Соответственно, научная новизна работы заключается в том, что здесь впервые собраны, описаны и классифицированы основные способы бытования темы матери и главные разновидности образа матери в русской поэзии XX века. Что касается терминологического определения предмета исследования, мы остановимся на понятиях «тема матери» и «образ матери», хотя природа их архетипична. Архетип в юнговском понимании не ахматова стихи о матери стать предметом нашего изучения, границы которого определяются исключительно областью литературы, следовательно, предметом изучения мы будем считать тему и образ матери как они явлены в поэзии, ахматова стихи о матери этом не забывая, что тема матери есть так называемая «вечная тема» и образ матери возникал в литературе в разные периоды ее развития, как бы передаваясь от поколения к поколению и сохраняясь в основных своих чертах неизменным. Следует учитывать, что понятия «тема» и «образ», постоянно применяемые в этой работе, разделяются нами как нечто изначальное нематериальное тема и более материальный результат образкак нечто обобщенно-исходное и его единичное, конкретное воплощение. Возникновение и развитие темы матери в произведении зачастую еще не дает образа матери. Следовательно, под образом мы подразумеваем нечто близкое к литературному персонажу, а тему сближаем с понятием ахматова стихи о матери темы», близким ахматова стихи о матери музыкальному, объединяющему основные мотивы, мысли, образы. Лирическая тема отличается от темы эпоса и драмы меньшей связанностью с сюжетом, с ахматова стихи о матери содержанием, ахматова стихи о матери при 13 этом выполняет организующую функцию в произведении. Образ матери здесь выступает как проявление так называемой «вечной темы», повторяющейся в разные времена и предстающей в различных исторических воплощениях, в разные периоды своего многовекового развития акцентируя на разных особенностях этого образа. Диссертационное исследование посвящено более детальному изучению уже известного и давно существующего в литературе явления. Актуальность данной работы видится нам в том, что, в результате исследования, из разрозненных поэтических произведений, объединенных по тематическому принципу, складывается целостная картина развития темы матери в русской поэзии; обнаруживаются дальние поэтические связи путем сближения разных по стилю, по времени написания стихотворных произведений; выявляется большое значение темы матери для русской литературы почти на всем протяжении ее развития. Таким образом, характерный, повторяющийся во времени частный признак поворачивает все целое той гранью, которая, до сих пор оставалась в тени. Метод исследования - историко-литературный. Раскрытие подобной темы неизбежно будет обусловлено особенностями исторического подхода, который предполагает рассмотрение литературного явления в контексте общего хода литературного процесса, в ряду других литературных явлений, и установление связей между ними. Общее направление работы можно охарактеризовать как выявление и описание отдельной синхронической темы, взятой в ахматова стихи о матери аспекте, при том, что область исследования этой темы в данной работе ограничена русской поэзией XX века. Диссертационное исследование ведется в русле обобщения накопленного материала, соответственно, работа ахматова стихи о матери собирательный характер. Целью исследования является прослеживание, описание, характеристика и ахматова стихи о матери различных способов воплощения темы матери в русской поэзии на протяжении XX века с особенным вниманием к трем главнейшим выразителям этой темы в поэзии - Блоку, Ахматовой и Твардовскому. Это позволит воссоздать общую историческую картину развития темы матери. Помимо этого ахматова стихи о матери результата, мы ждем от исследования выявления особенностей и значимости образа матери в художественном мире каждого из этих авторов. Анализ поэтического воплощения темы матери будет проводиться на нескольких уровнях: - на биографическом, так как личная судьба автора — сыновняя или материнская — накладывала отпечаток на решение темы матери в поэзии; - на социально-историческом, так как реальное историческое время отражалось в поэзии, влияя на развитие темы матери, и различные исторические периоды давали разные типы образа матери, выдвигая на первый план те или иные его особенности; - на уровне связей с литературными традициями и отдельными авторами прошлого; - на уровне собственно поэтики, так как индивидуально-авторские черты поэтики в итоге создают тот или иной образ матери у разных авторов. Исходя из поставленной цели, в наши задачи входит: - анализ поэтических произведений XX ахматова стихи о матери с точки зрения раскрытия в них темы матери; - выделение и описание основных различных ахматова стихи о матери образа матери и ключей развития темы матери в поэзии XX века; - подробное рассмотрение творчества Твардовского в аспекте темы ахматова стихи о матери как наиболее типичных примеров трех основных разновидностей образа матери в русской поэзии означенного периода; - описание художественных средств, используемых для создания того или иного образа матери в различных случаях. Положения, выносимые на защиту: - тема матери, будучи присуща русской литературе с самого начала ее возникновения, последовательно проходит через все этапы ее развития играет заметную роль в поэзии XX века; - образ матери в русской поэзии отличается большой устойчивостью возникновения ахматова стихи о матери различные периоды литературного процесса на всем его протяжении, а также большой устойчивостью определенного набора признаков, что позволяет выделить тему и образ матери в особую, свойственную русской литературе, категорию; - из всего поэтического наследия XX века тема матери наиболее ярко и цельно ахматова стихи о матери в творчестве таких трех авторов, как Твардовский; - различные образы матери, созданные этими авторами, восходят к трем важнейшим исконным составляющим образа матери, сложившегося в русской культуре, - это Богородица, ахматова стихи о матери и родина, выражающие возвышенно-идеальный, реально-бытовой и обобщенно-национальный аспекты образа матери; - с преобладанием в творчестве того или иного аспекта связана форма выражения темы матери у каждого из авторов: как обращение лирического Я к матери, как речь от лица самой матери, а также отстраненно, объективно, по эпическим законам; - различные типы образа матери и формы выражения темы матери диктуют и выбор различных поэтических средств для их воплощения. Структура диссертации такова: Введение, характеризующее работу в целом и рассматривающее некоторые труды предшественников касательно темы исследования, четыре главы, Заключение и библиографический список. Первая глава является обзорной и носит обобщающий характер, исследуя историю развития образа матери в русской литературе на материале русской поэзии от стадии доиндивидуального творчества до наших дней. Этот экскурс в историю литературы должен стать предысторией к основной части работы, а также содействовать лучшему пониманию и оценке темы матери, сложившейся в поэзии XX века. Ахматова стихи о матери вторая посвящена исследованию темы матери в поэзии Несмотря на то, что его поэзия только приближается к теме матери и не создает очевидного, объективного образа матери, Блок, тем не менее, может быть назван главным представителем поэтической темы матери в XX веке. У Блока мы выделяем тему матери в связи с реально-биографическими отношениями поэта с его матерью - в ахматова стихи о матери, посвященных ей; далее в хронологическом развитии рассмотрим путь поэта от череды изменяющихся женских образов к образу матери-родины. В третьей главе нами рассматривается творчество Ахматовой и образ матери, равный ее лирической героине, выраженный от первого лица, через речь матери. В поэзии Ахматовой мы находим три разных образа матери, выраженных от первого лица, соответствующих трем разным периодам ее творческого пути. В четвертой главе представлен анализ темы матери в творчестве Твардовского как пример объективного, эпического воплощения образа матери. Его тему матери, прошедшую через все его творчество, мы рассмотрим в последовательном поэтапном развитии. В Заключении подводятся основные итоги проделанной работы. Заключение научной работы диссертация на тему "Образ матери в русской поэзии XX века: Твардовский" Заключение В соответствии с заявленной целью исследования мы рассмотрели, описали и попытались классифицировать по возможности все существующие способы воплощения темы матери в русской поэзии XX века. Подытоживая все вышеизложенное, можно прежде всего выделить тему матери как особое литературное явление, изначально свойственное русской поэзии, прошедшее в своем развитии все этапы истории литературы и занимающее значительное место в древней, классической и современной поэзии. Исследование подтвердило высокую степень устойчивости проявлений темы и образа ахматова стихи о матери на большом временном отрезке, а также чрезвычайную устойчивость сущностных черт образа ахматова стихи о матери в разные периоды и у разных авторов. В результате анализа мы выделяем следующие черты, присущие русскому поэтическому образу матери: это прежде всего его повышенная связь с внелитературным контекстом — историческим, социо-культурным, биографическим фоном каждого из авторов. Ему также присуща высокая философская, идейно-нравственная, идеологическая нагрузка. Через образ матери в русской поэзии традиционно выражались одни из главных мировоззренческих вопросов. Следует отметить также его устойчивую традиционную преемственность на всем протяжении развития русской словесности. Исследование выявило связь между "узловыми" пунктами развития темы матери в поэзии см. Приложение, таблица 1 - как между отдельными именами особенно очевидно наследование ахматова стихи о матери линии развития темы материтак и целыми периодами и тенденциями. Поэтическое воплощение образа матери сопряжено также с определенными внутрипоэтическими, стилистическими особенностями. На основании ахматова стихи о матери примеров художественных произведений многовекового диапазона мы ахматова стихи о матери сделать вывод, что образ матери появляется в них, как правило, в связи с уклоном к реализму, прозаизации, ахматова стихи о матери способу отображения действительности. Начиная с лермонтовского, некрасовского пути в развитии темы матери особое значение приобретает наследие народного творчества. В XX веке тема матери постепенно остается в сфере традиционных поэтических форм, сознательного обеднения художественных средств и стремления к простоте. Теперь, судя по литературе наших дней, можно говорить о ахматова стихи о матери, что образ матери возникает-возвращается почти исключительно в русле так называемого демократического ответвления литературы, ахматова стихи о матери традициям народного творчества и Некрасова. Также исследование подтвердило оправданность выбора трех главных фигур в поэзии XX века с точки зрения наиболее цельного и последовательного воплощения образа матери — это В связи с поставленными задачами мы рассмотрели подробно творчество Блока, Ахматовой и Твардовского в аспекте ахматова стихи о матери диссертации как наиболее типичные примеры основных разновидностей образа матери в русской ахматова стихи о матери XX века. Мы разделили способы воплощения темы матери по типам отношений субъекта речи к образу матери, когда тема матери воплощается как особая направленность, обращенность поэзии к образу матери, когда создается поэзия непосредственно от лица матери и когда создается поэзия, в которой образ матери существует объективно, становится персонажем. Это положение мы иллюстрировали соответственно поэтическим материалом Блока, Ахматовой и Твардовского. Кроме того, мы подтвердили положение о том, что обращенность ахматова стихи о матери героя к матери форма второго лица «Ты» усиливает, как правило, идеальные черты в образе матери восходящие к образу Богоматери ; выражение темы матери от первого лица дает непосредственно реально-бытовой или психологический образ матери; эпический способ воплощения темы матери в поэзии образ матери в форме третьего лица - «Она» чаще других соотносит тему матери с темой родины этот образ матери восходит к древнему образу матери-земли, почвы. Мы убедились, что в своем развитии в поэзии тема матери отталкивалась от образа личной, собственной матери человека, имея при этом тенденцию к возвышению и расширению частного до всеобщего. В поэзии XX века постепенно высшим аспектом образа матери становится образ родины. Блок, связанный в начале века с поисками идеального женственного начала и возвышающий в своем творчестве женский образ до божественного, ахматова стихи о матери конечном итоге через снижение даже падениеконкретизацию и прозаизацию женского образа и всей своей поэтической манеры ахматова стихи о матери к образу матери в значении родины "На поле Куликовом", "Коршун". Именно Блок соединил возвышенно-романтический женский образ с некрасовским обожествлением матери — в итоговом образе своего пути - образе родины. Ахматовский образ матери, равный ее лирической героине, проделал путь от социально-бытового в раннем творчестве, социально-исторического в период "Реквиема" с аллюзиями на образ Богоматери до образа всеобщей матери-родины во время Великой Отечественной войны, от лица которой она обращается к "детонькам". Творчество Твардовского целиком подтверждает постепенный переход в поэзии XX века к возвышению образа родины как аспекта образа матери: женский образ ахматова стихи о матери объект любовной лирики у него отсутствует вовсе, но при этом образ матери с самых ранних стихов и до конца связан с памятью о родных местах, а во время войны поднят на высоту образа родины. В целом исследование разрешает проблему определения путей развития и выявления особенностей образа матери. В работе впервые предпринята попытка суммировать имеющийся ахматова стихи о матери по теме матери в русской поэзии ахматова стихи о матери классифицировать способы воплощения темы и образа матери в поэзии. В результате здесь представлена ахматова стихи о матери поэтапного развития темы и образа матери как наиболее устойчивых и органично присущих русской поэзии. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно вносит некоторый вклад в развитие истории литературы, рассматривая один из ахматова стихи о матери актуальных и присущих русской поэзии образов. Основные положения диссертации нашли отражение в следующих статьях: Мелексетян История развития и значение образа матери в русской поэзии. Образ матери в ахматова стихи о матери Практическую ценность представляет возможность использования результатов данного исследования в различных курсах гуманитарных специальностей. История, Философия, Филология, Искусствоведение, Социология, Политология, Культурология в научной библиотеке диссертаций.

См. также