Двусложные размеры стиха примеры

Сайт Тима Двусложные размеры стиха примеры Стихи Учебник стихосложения 2. Технически слог соблюсти несложно, двусложные размеры стиха примеры только почему-то многие поэты, особенно начинающие, этим пренебрегают, расставляя слоги и ударения как попало, а потом тупо аргументируя это тем, что самое главное — смысл. Повторяюсь: смысл, конечно, главенствует. Но если вкусную шоколадку завернуть в газету «Советская Киргизия» 1967 года выпуска, в которую прежде была завёрнута рыба третьей свежести, то шоколадка теряет всяческую привлекательность. Точно так же и со стихами. Два общих правила: - cчитайте стопы, сильные места, ударения, в конце концов, если вы не чувствуете правильности размера. Стихотворение должно быть подчинено какому-то внутреннему ритму, даже номинально безразмерное. Количество стоп в зарифмованных строках должно либо совпадать, либо соответствовать. Как определить соответствие, будет описано двусложные размеры стиха примеры. Виды стихосложения Первым на Руси типом стихосложения, преобладавшим в XVII-XVIII веках, было силлабическое стихосложение. Основным правилом его было равенство ударных слогов в стихотворных строках. Рифмы, в основном, использовались женские, после 5-7 стопы ставилась цезура. Такой тип стихосложения мирно отмер после появления понятия тонического стихосложения. Чистое тоническое стихосложение в русской литературе не получило распространения. В тоническом стихосложении ритмичность создаётся упорядоченностью расположения ударений в стихотворной строке. Это так называемый акцентный стих. Количество слогов тут неважно. И, наконец, мы приходим к типу стихосложения, который преобладает в русской поэзии и к которому нужно стремиться для того, чтобы стать более или менее неплохим поэтом — это двусложные размеры стиха примеры тип. Все русские поэтические размеры построены именно на силлабо-тонике. Именно их мы рассмотрим в первую очередь. Основные поэтические размеры Итак, существует пять основных метров и целая куча вспомогательных. Основные — хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Рассмотрим каждый по отдельности, а потом будем разбираться, как их грамотно совместить или модифицировать. Кстати, стопа — это собственно ударный слог плюс сопутствующие ему безударные, дальше часто будет встречаться. Есть, безусловно, более широкая классификация. Двусложные размеры стиха примеры обязательно нужно знать, чтобы понимать, как получаются размеры. Это позволит вам свободно придумывать собственные правильные размеры, не отклоняясь от канонов стихосложения. Правильные русские размеры можно поделить на: - однодольники брахиколон ; редчайшая и неудобная разновидность, каждый слог ударный; - двудольники хорей и ямб : в них на каждые два слога приходится одно ударение; - трёхдольники дактиль, амфибрахий, анапест ; в них одно ударение приходится на каждые три слога; - четырёхдольники хорей, ямб, пэон I, II, III, IV ; одно ударение на каждые два четыре слога; - пятидольники; классический народный тип, одно ударение на каждые пять слогов; - шестидольники включают как хорей и ямб, так и многие другие размеры ; в русской поэзии малоупотребимы, широко использовались в античном стихосложении; одно или два ударения на каждые шесть слогов. В русском стихосложении наиболее употребимы в порядке убывания : четырёхдольники, трёхдольники, двудольники, шестидольники, пятидольники. Однодольники используются редко, чаще в качестве лингвистических упражнений. И вам не рекомендую, если вы не достигли пределов совершенства в стихосложении. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги 1, 3, 7 и так далее. Классический хорей: Листья падают в саду… В этот старый сад, бывало, Ранним утром я уйду И блуждаю, где попало. Бунин Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не двусложные размеры стиха примеры быть более чем трёхсложными. У Бунина, расставив ударения, мы можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «-ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто декламируется «безударно», мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения двусложные размеры стиха примеры пиррихием. Вот ещё хорей тоже из Бунина : Яблони и сизые двусложные размеры стиха примеры, Изумрудно-яркая трава, На берёзах — серые серёжки И ветвей плакучих кружева. Тут пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее. То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений. В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный очень редко. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги 2, 4, 6. Наиболее распространены 4- 5- и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации да простит меня русский язык! Так бей, не двусложные размеры стиха примеры отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека — Дроби, мой гневный ямб, каменья! Блок Это был пример 4-стопного ямба. Пиррихии не менее часто встречаются в ямбе, чем в хорее. Опять же, это связано с тем, что размер «короткий», двусложный. На примере Блока введу понятие анакрузы. Анакруза — это безударный слог в начале строки, двусложные размеры стиха примеры первым ударным «так», «пусть», «ал» и «дро». В хорее анакруза нулевая, в ямбе — односложная. Я обещал не перегружать терминологией, но немножечко всё же позволительно. Обратное анакрузе понятие — клаузула. Клаузула — это последний ударный слог и следующие за ним безударные, сколько бы их не было. Например, «венья», «ка», «менья». А вот пример смешанного ямба 1-3 строки — пятистопный ямб, 2-4 — двустопный : Над этим островом какие выси, Какой туман! И Апокалипсис был здесь написан, И Умер Пан. Гумилёв Дактиль — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и так далее слоги, то есть трёхдольная стопа о трёх же слогах с словесным ударением на первом слоге. Более всего распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Но наиболее применителен и эффектен смешанный дактиль, например, первая строка — четырёхстопный, вторая — трёхстопный. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Я при свечах навела; В два ряда свет — и таинственным трепетом Чудно горят зеркала. Фет Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп. Пример пятистопного дактиля: Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма, В ней, бессистемной творятся безумные вещи. Мчится она то направо, то влево, то прямо, Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет. Двусложные размеры стиха примеры вот экземпляр двусложные размеры стиха примеры своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами: В двусложные размеры стиха примеры гости'ной, из серого клё'на, с обивкою шё'лковой, Ваше Сия'тельство любит по вто'рникам томный журфи'кс В желтой венге'рке комичного цве'та, коричнево-бе'лковой, Вы предлага'ете тонкому о'бществу ирисный ке'кс, Нежно вдыха'я сигары двусложные размеры стиха примеры абрис фиа'лковый. Северянин Амфибрахий — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и так далее слоги. Иначе говоря, это трёхдольная строфа с однодольной анакрузой:. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий: Я долее слушать безумца не мог, Я поднял сверкающий меч, Певцу подарил я кровавый цветок В награду за дерзкую речь. Гумилёв Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным: Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом, Под этаким небом невольно художником станешь. Природа и люди здесь будто другие, как будто картины Двусложные размеры стиха примеры ярких стихов антологии древней Эллады. Майков Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и так далее слоги. Иначе говоря, это трёхдольник с двудольной анакрузой. Наиболее распространён трёхстопный анапест. Мой любимый, мой князь, мой жених, Ты печален в цветистом лугу. Повиликой средь нив золотых Завилась я на том берегу. Блок Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный: Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать. На Васильевский остров Я приду умирать. Бродский Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную двусложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога. Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Безусловно, нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя… Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только двусложные размеры стиха примеры и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие. Дополнительные поэтические размеры Пэоны. Это так называемые четырёхсложные размеры, их четыре: пэон I, пэон II, пэон III и пэон IV. Берём двусложный размер ямб или хорей и выкидываем двусложные размеры стиха примеры него каждое второе ударение. Так как они систематизированы, получается новый размер, где ударение может падать так: пэон I: 1, 5, 9 и так далее слоги, пэон II: 2, 6, 10 и так далее слоги, пэон III: 3, 7,11 и так далее слоги, пэон IV: 4, 8, 12 и так далее двусложные размеры стиха примеры. Спите полумёртвые увядшие цветы, Так и не узнавшие расцвета красоты, Близ двусложные размеры стиха примеры заезженных взращённые творцом, Смятые невидевшим тяжёлым двусложные размеры стиха примеры. Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймёшь, наверное, — Свистят они, как пули у виска, Мгновения, мгновения, мгновения. Входит Пушкин в лётном шлеме, в тонких пальцах — папироса. В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром. И нарезанные косо, как полтавская, колёса С выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жиром Оживляют скатерть снега, полустанки и развилки Обдавая содержимым двусложные размеры стиха примеры бутылки. Бродский В данном примере пэон III тесно переплетается с обыкновенным хореем, что, впрочем, встречается довольно часто, потому что изначально пэон требует очень длинных, не менее чем четырёхсложных слов для построения правильной поэтической строки. А вот трёхстопный пэон III, он встречается у Александра Галича: Вьюга листья на крыльцо намела, Глупый ворон прилетел под окно И выкаркивает мне номера Телефонов, что умолкли давно. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Пушкин Пэон I и III не только допустимо, но даже и довольно интересно мешать с хореем, а пэон II и IV — с ямбом. Пентон пятисложник — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Относится к слассу пятидольников. Пентон разработан Алексеем Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Не шуми ты, рожь, Спелым колосом! Ты не пой, косарь, Про широку степь! Кольцов Четырехдольник в русской поэзии является самой употребительной из ритмических групп. Четырёхдольник несет главный метрический акцент на первой доле и побочный акцент на третьей доле Он имеет четыре видовые формы: - четырехдольник 1-й - четырехдольник 2-й - четырехдольник 3-й - четырехдольник 4-й Общепринятая теория стиха относит первый и третий виды к хореическим размерам, а второй и четвертый — к ямбическим. Стихотворений четырехдольного строя — неимоверное количество. Русские поэты выработали множество видовых и типовых моделей трехкратного, четырехкратного, пятикратного и шестикратного объема. Лермонтов Трехкратный четырехдольник второй сюда входит и пятистопный ямб ; контрольный ряд : Мы молоды. У нас чулки со штопками. Это молодость ви ной. Потрясающие, весомые, сильные стихи можно создать, пользуясь таким исконно русским размером, как пятидольник. Истоки его — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера, сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части:. Как и пэон, пятидольник имеет несколько пять видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы: - пятидольник 1-й - пятидольник 2-й - пятидольник 3-й - пятидольник 4-й - пятидольник 5-й В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены в русском народном стихе. Вот пример трехкратного пятидольника третьего вида: Жаворо'ночек на прога'линке распева'ет. Он двусложные размеры стиха примеры весну, радость кра'сную вызыва'ет. Цыганов Или: Как привя'жется, как приле'пится К уму-ра'зуму думка пра'здная, Мысль доку'шная в мозг твой вце'пится И клюёт его, неотвя'зная. Бенедиктов То же с двудольной паузой: Не слышны' в саду даже шо'рохи, Все здесь за'мерло до утра'. Если б зна'ли вы, как мне до'роги Подмоско'вные вечера'. Матусовский Четвертый вид встречается в нашей поэзии довольно часто. Дымится по'ле, рассвет беле'ет, В степи тума'нной кричат орлы'. И дико зво'нок их плач голо'дный Среди холо'дной плывущей мглы'. Бунин Четвертым же пятидольником написана «Песня о Соколе» Максима Горького. Наиболее эффектен и необычайно красив, хотя и весьма редок пятидольник второй, в данном двусложные размеры стиха примеры допущено превышение пятидольной меры шесть слогов в 6 и 7-ой строках : Безво'дные золоти'стые пересы'пчатые барха'ны Стремя'тся в полусожжё'нную неизве'данную страну', Где пра'вят в уедине'нии златоли'цые богдыха'ны, Вдыха'я тяжелоды'мную златоо'пийную волну'. Где в на'бережных двусложные размеры стиха примеры импера'торские кана'лы Поблё'скивают, переплё'скивают кори'чневой чешуе'й, Где в бе'лых обсервато'риях и библио'теках опаха'лы Над ру'кописями ве'тхими, точно ве'тер берегово'й. Шенгели Традиционная теория стиха игнорирует пятидольник как самостоятельную меру метрического стиха. Я считаю пятидольник самостоятельным своеобразным размером и рекомендую иной раз обращаться двусложные размеры стиха примеры нему, как к техническому средству выражения ваших мыслей. Шестидольник — самая сложная из ритмических групп. Шестидольник состоит из сочетания четырехдольника с двудольником; главный метрический акцент приходится на первую долю четырехдольной части, а побочный акцент — на первую долю двудольной части:. Имеет шесть видовых форм: - шестидольник 1-й - шестидольник 2-й - шестидольник 3-й - шестидольник 4-й - шестидольник 5-й - шестидольник 6-й Все двусложные размеры стиха примеры формы образуют собой класс шестидольников. В двусложные размеры стиха примеры поэзии наиболее разработаны первый, второй и четвертый виды. Пятый часто совмещается с первым. По традиционной теории стиха первый, третий и пятый шестидольники относятся к хореическим размерам, а двусложные размеры стиха примеры, четвертый и шестой шестидольники к ямбическим. Фет Шестидольник второй, который обычно применяется в шестистопном ямбе: Люб лю' твой слабый све'т в не бе'сной выши не': Он ду'мы пробуди'л, у сну'вшие во мне'. Квятковский Отсутствие в поэтической практике стихотворений в форме шестидольника третьего объясняется, видимо, сравнительно небольшим количеством в русском языке слов с четырехсложными окончаниями; поэтому так редко встречаются вообще стихи с четырехсложной рифмой или четырехсложной клаузулой. Корнилов Шестидольник пятый трехкратный : На пи рах ве сёлых, В дерев нях и сёлах Прово дили дни'. Бунин Шестидольник шестой: Обыкно двусложные размеры стиха примеры де'нь, обыкно венный са'д. Но поче му кру го'м колоко ла зве ня'т? Иванов Брахиколон — очень своеобразный экспериментальный двусложные размеры стиха примеры, в котором все слоги ударные. Каждая строка брахиколона всегда состоит из одного односложного слова. Является скорее поэтическим упражнением, чем полноценным размером. Бей тех, чей смех, вей, рей сей снег! Асеев К разряду брахиколонических стихов можно отнести начало стихотворения Николая Асеева «Собачий поезд», где перемежаются односложные и двусложные слова: Стынь, Стужа, Стынь, Стужа, Стынь, Стынь, Стынь. День — Ужас, День — Ужас, День, Динь, Динь. Следует отметить, что как элемент поэтической системы брахиколон появился в русской поэзии сравнительно недавно. Александрийский стих — это шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. Надменный временщик, и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны двусложные размеры стиха примеры, Взнесённый в важный сан двусложные размеры стиха примеры злодей! Рылеев Это, конечно, не самостоятельный размер, а получивший собственное название вид ямба. Название он получил ввиду двусложные размеры стиха примеры распространённости в конце 18 — начале 19 века. Холиямб — пришедший из античности размер стиха, где последняя стопа шестистопного ямба заменена хореем. Вот силлабо-тоническая имитация холиямба: Богатства бог, чье имя Плутос, — зна'ть, сле'п он! Под кров певца ни разу не заше'л в го'сти. Иванова Холиямбическим можно назвать размер следующих стихов: В огромном городе моём — ночь. Из дома сонного иду — прочь. И люди думают: жена, дочь, — А я запомнила одно: ночь. Цветаева Одиннадцатисложник — одна из наиболее употребительных и устойчивых форм двусложные размеры стиха примеры в русской силлабической поэзии 17 и 18 веков — строка из 11 слогов с двусложные размеры стиха примеры цезурой после пятого слога. Ритмическая структура является вариантом двойного шестидольника первого с контрольным рядом. Толстой Четверостишие Толстого служит прекрасной метрической моделью для понимания ритмической структуры одиннадцатисложных русских виршевиков: это паузированный вариант двенадцатидольника, вернее сдвоенного шестидольника первого. Вот беспаузный двенадцатисложник: Да благосло вит тя господь от Си она на высоко честнем месте царя фрона. Да благосло вит же венчанную главу на премноги лета соблюдати здраву. Тринадцатисложник — общепринятое название самого популярного и устойчивого стихового размера в поэзии русских виршевиков 16-18 вв. Двусложные размеры стиха примеры большинство стихотворений силлабистов написано этим размером, который является исконной формой русского народного стиха, встречающейся и теперь в частушках. В двусложные размеры стиха примеры полустишии 8 долей, из них 7 долей занимают 7 слогов и одну долю — однодольная цезурная пауза; во втором полустишии — тоже 8 долей, из них первые 6 долей занимают 6 слогов, а на двусложные размеры стиха примеры концевые доли приходится двудольная пауза. Стихи виршевиков нужно читать речитативом. Кантемир Перед нами классический пример 13-сложного силлабического стиха, в котором представлены и константные, инверсированные строки, и двусложные размеры стиха примеры мужская первые четыре стихаи цезура «дактилическая» два последних стиха. При сочинении своих стихов виршевики отсчитывали слоги по два на один удар. Исаковский Таким образом, можно сказать, что тринадцатисложник, выйдя из недр народной поэзии, в течение двух веков служил нашим виршевикам верой и правдой, чтобы затем уже в реформированном виде работать в русской поэзии еще два столетия. Объективно говоря, никто уже не пишет одиннадцатисложниками и тринадцатисложниками, потому что поэзия совершенствуется и силлабические стихотворения уходят в Лету. Не рекомендую и вам. Но знать, что такое старорусская поэзия, никому не вредно. ЭТУ ГЛАВУ ЧИТАТЬ СОВСЕМ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. Она представляет собой нечто вроде экскурса в историю, потому что 90% двусложные размеры стиха примеры здесь размеров и строф неупотребимы в русскоязычной поэзии никоим образом. Античному стихосложению, а точнее, античным размерам я решил посвятить целый раздел двусложные размеры стиха примеры нескольким причинам. Во-первых, эллины и римляне изобрели большое количество своеобразных поэтических размеров, малоупотребимых в современной поэзии, но достойных упоминания. Во-вторых, не будь стихосложения античного, неизвестно, что бы было с нашим, родным и близким. Но отмечу: не рекомендую использовать все нижеописанные размеры часто. В настоящее время методы античного стихосложения являются не более чем упражнением либо источником подражаний и пародий. Греки создали несколько своеобразных разновидностей стихов, которые перемежали в строфах, получая сложные, составные размеры, требовавшие выского искусства чтеца. Гекзаметр — античный стихотворный размер, шестистопный дактиль с женским окончанием. Античный гекзаметр считается совершенной формой стихового ритма: самая ёмкая по своему ритмическому объему четырёхдольная дактилическая стопазаменяемая четырёхдольным же спондеем последний не употребляется только в первой и шестой стопахдаёт 32 комбинации. Словесное ударение может двусложные размеры стиха примеры на любую долю дактилической или спондеической стопы, вследствие чего ритм стиха здесь неровный. Чтение античных четырёхдольных гекзаметров двусложные размеры стиха примеры проходить в форме четкого скандирования, с соблюдением двудольного протяжения долгих слогов в дактиле и спондее. Русский гекзаметр можно обратить и в 24-дольный, протягивая первый в стопе слог. Пентаметр — в античной метрике пятистопный дактиль. Замена дактилей спондеями возможна лишь в первых двух стопах, до цезуры. Вот пример русского элегического дистиха, в котором второй стих имитирует античный пентаметр: Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи; Старца великого тень чую смущенной душой. Пушкин Тетраметр — античный стихотворный размер. Вот «Призыв к мужеству» древнегреческого поэта Архилоха, написанный тетраметром, в переводе Викентия Вересаева: Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой. Ободрись и встреть их грудью, и ударом на врагов! Пусть везде кругом засады, — твердо стой, не двусложные размеры стиха примеры Победишь — своей победы на показ не выставляй. Победят — не огорчайся, запершись в дому не плачь! В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй! Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт. Ионик — в античной метрике шестидольная стопа о четырех слогах, из них два кратких и два долгих. Различаются два типа: восходящий и нисходящий ионик; теоретически возможен третий тип:. Спондей — четырехдольная двусложные размеры стиха примеры о двух долгих слогах. Спондей употреблялся в античном гекзаметре, который состоит в основном из дактилических стоп. В применении к русскому силлаботоническому стиху спондеем называется такой ритмический ход в ямбе, когда рядом стоят два или более ударных слога. Например: Куницыну двусложные размеры стиха примеры се'рдца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень. Пушкин Валерий Брюсов в последний период своего творчества нередко перенасыщал спондеическими ходами ямбические стихи, что воспринималось современниками как нововведение: Дуй, дуй, Дувун! Стон тьмы по трубам, Стон, плач, о чем? Здесь, там — По ржавым травам, ах! Диспондей двусложные размеры стиха примеры античная сдвоенная восьмидольная стопа о четырех долгих слогах. Встречается редко, только в дактилических размерах. Аналогия диспондея в русском стихе, имитирующем диспондеические ходы, где место долгих слогов занимают слоги с ударением, может быть проиллюстрирована стихом, составленным исключительно из односложных слов брахиколон. Диямб — двойной ямб, шестидольная диподия о четырех слогах:. Дихорей — двойной хорей, шестидольная диподия о четырех слогах:. Дохмий — восьмидольная стопа о пяти слогах. Трибрахий — античная трехдольная стопа о трех кратких слогах. В русской метрике трибрахием называется безударная стопа в трехдольных размерах, например: Слёзы людские, слёзы людские, Двусложные размеры стиха примеры вы ранней и поздней порой, Льётесь безвестные, льётесь незримые, Неистощимые, неисчислимые. Тютчев Пентабрахий — пятисложная стопа, состоящая из пяти неударных слогов. В русском стихосложении самостоятельно употребляться не может. Молосс тримакр — античная шестидольная стопа о трех долгих слогах. В теории силлабо-тонического стиха некоторые стиховеды называют молоссом такой ритмический ход в трехдольном размере, когда подряд стоят три односложных ударяемых слова, например: Вал есть вал, шкив двусложные размеры стиха примеры шкив, Бессемер — он всегда бессемер. Шенгели Адонический стих — античный дактилический двусложные размеры стиха примеры диметр. Такой стих являлся заключительной строкой в строфе, он встречается в сапфической строфе. Алкеев стих — античный стихотворный размер, десятисложный стих, составленный двусложные размеры стиха примеры двух дактилических и двух хореических стоп. Алкманов стих — античный одиннадцатисложный стих, двусложные размеры стиха примеры четырехстопный дактиль, в котором допускается замена дактиля спондеем, имеющим одинаковое с дактилем количество долей. Аристофанов стих — античный десятидольный стих о семи слогах следующего ритмического строения:то есть соединение одной дактилической и двух хореических стоп. Архилохов стих — античный стих, изобретенный Архилохом. Вот вольная имитация архилоховой строфы на русском языке: Снег покидает поля, Зеленеют кудрявые травы, В буйном цвету дерева. Облик меняет земля, Что ни день, то спокойнее в руслах Шумные воды бегут. Грация двусложные размеры стиха примеры смелей, Повела в хороводе — нагая — Нимф и сестер близнецов. Двусложные размеры стиха примеры нам бессмертия ждать? Похищает летучее время Наши блаженные дни. Тарковского Асклепиадов стих — античный стих, изобретенный древнегреческим поэтом Асклепиадом Самосским. Различают две формы: малый асклепиадов стих с одной цезурой и большой с двумя цезурами. Вот имитация асклепиадова стиха: Крепче меди себе создал я памятник; Взял над царскими верх он пирамидами, Двусложные размеры стиха примеры не смоет его, вихрем не сломится, Цельным выдержит он годы бесчисленны. Востоков Антибакхий — античная пятидольная стопа о трех слогах: ; имеет другое название — палимбакхий. Амфимакр — античная пятидольная двусложные размеры стиха примеры, противоположная амфибрахию, о трех слогах, краткий слог находится среди двух долгих:. В общеевропейскую метрику амфимакр не вошел. Однако некоторые стиховеды считают возможным применение этого термина для названия особого ритмического хода в трехсложном размере, когда в стопе содержатся два словесных ударения — на первом и на третьем слогах: Ленты да радуги, ярче и жарче дня. Чур меня, Двусложные размеры стиха примеры меня — сгинь, пропа ди! Фет Антиспаст — античная шестидольная стопа о четырех слогахкомбинация двусложные размеры стиха примеры и хореической стоп ямбохорей. Имитированный антиспаст в русской поэзии встречается редко: Верста' сле'ва, верста' спра'ва, Верста' в бро'ви, верста' в ты'л. Тому' пе'сня, тому' сла'ва, Кто дорогу породил. Цветаева Имитированный антиспаст встречается в русских частушках и в украинской народной поэзии, поскольку их ритмика свободно пользуется ходами ритмической инверсии, которая запрещена теорией силлаботонического стихосложения, канонизирующей лишь постоянные ритмы. Прише'л не'мец, прише'л па'н, Дай, украинец, жупан! Прода'й, дя'дько, свою' ха'тку, Купи', дя'дька, немцу шапку. Глобы Эпитрит — семидольная античная стопа, в которой три двусложные размеры стиха примеры долгие и один краткий. Различаются четыре вида эпитрита в зависимости от местоположения краткого слога среди долгих: первыйвторойтретийчетвертый. В следующем отрывке Брюсов имитировал на русском языке ритм алкеевой строфы, причем первые две строки соответствуют третьему виду, третья строка — первому виду и четвертая строка — второму виду: Не тем горжусь я, Фебом отмеченный, Что стих мой звонкий римские юноши На шумном пире повторяют, Ритм выбивая узорной чашей. Алкманова строфа — античная двустишная строфа, в которой первый стих является гекзаметром, а второй — алкмановым стихом. Бакхий — в античной метрике название пятидольной стопы о трех слогах следующего строения. В русской метрике не употребителен, но некоторые теоретики стиха считают возможным называть бакхием амфибрахическую стопу с дополнительным акцентомнапример: В глаза'х ве'р но, сват, у тебя по темнело. Хвати'л о' земь шапку, подперся в бока. «Ну, что', бра'т' успели ли с медом убраться? Никитин Сапфическая строфа — строфа логаэдического строения. Различаются большая и малая сапфические строфы. В русской литературе форму малой сапфической строфы имитировали многие классики. Например: Будет день — и к вам, молодые девы, Старость подойдет нежеланной гостьей, С дрожью членов дряблых, поблекшей кожей, Чревом отвислым, — Страшный призрак! Эрос, его завидя, Прочь летит — туда, где играет юность: Он — ее ловец. Пой же, лира, негу Персей цветущих. Двусложные размеры стиха примеры В русской поэзии данные слоги практически не применяются, разве что в подражаниях грекам. Чередованием гекзаметра и пентаметра написана, в частности, «Илиада» Гомера. Общим выводом может быть лишь такой: это не более чем энциклопедические древности, полезные ныне только выборочно, в виде упражнений. Как сделать слог нестандартным Перегрузив всякой теорией и терминологией, приступлю к краткому изложению простейших методов получения красивых и нестандартных ритмов и размеров. В первую очередь всё же старайтесь писать именно классическими размерами, потому как они наиболее просты и эффективны. Но их, безусловно, можно и даже нужно всячески украшать. Если для украшения стихотворения вы решили нарушить слог, то рифма, компенсирующая размерный недостаток, должна быть совершенна! Этим вы докажете слушателю, что нарушение в слоге допущено намеренно, что на деле вы можете писать невероятно красиво! Двусложные размеры стиха примеры слог вовсе не соблюдать. В таком случае к рифме предъявляются ещё более жёсткие требования. Например: Представь, что война окончена, что воцарился мир. Что ты ещё отражаешься в зеркале. Что сорока Или дрозд, а не «Юнкерс» щебечет на ветке «чирр». Что за окном не развалины города, а барокко Города: пинии, пальмы, магнолии, цепкий плющ, Лавр. Что чугунная вязь, в чьих кружевах скучала Луна, в результате вынесла двусложные размеры стиха примеры мимозы плюс Взрывы агавы. Что жизнь нужно начать сначала. Бродский Бродский блестяще маскирует рваный, смещённый ритм, полное нарушение двусложные размеры стиха примеры и тоники, неравенство слогов и ударений шикарным рифмами, уникальными по своей смысловой насыщенности строками, переносами предложений их разрывами об этом — позже. Практически вся поздняя поэзия Бродского написана именно так: не по законам жанра. Хотя такие стихи тоже имеют двусложные размеры стиха примеры — ударники. К ним относятся и многие стихотворения Маяковского. Ударения и двусложные размеры стиха примеры слогов между ними выдержаны приблизительно, что компенсируется отличными рифмами. Ударники тоже имеют систему. Например, приведенный пример из Бродского — это шестидольный ударник. Подобные стихи близки по принципу к дольнику. Дольник — это вид русского и немецкого стихосложения, где строки, совпадая по числу ударений, свободно и бессистемно располагают безударные слоги. Много подобных стихотворений, к примеру, у Гейне: Не знаю, что значит такое, Что скорбью я смущён, Давно не даёт покою Мне сказка старых времён. Блока Дольники являются промежуточными между тоническим и силлабо-тоническим стихом. Настоятельно не рекомендую писать подобным слогом, но использовать его элементы никто не возбраняет. К примеру: …и при слове «грядущее» из русского языка Выбегают мыши и всей оравой Отгрызают от лакомого куска Памяти, что твой сыр, дырявой… Бродский «Рваность» ритма, только совсем другая, новая, взрывная, потрясающе рвётся из стихов Владимира Маяковского, почти двусложные размеры стиха примеры каждого. У Цветаевой нет именно «безразмерных» стихотворений, но зато почти в каждой поздней её работе размеры модифицируются, из них выбрасываются стопы и слоги. Руки двусложные размеры стиха примеры и в круг Перепродаж и переуступок! Только бы губ, Только бы рук мне не перепутать! В 1-3 строках двустопный с нулевой клаузулой, то есть с мужским окончанием. Во 2-4 же творится что-то невероятное. После четырёх слогов дактиля врывается цезура, потом появляется совершенно лишний слог, а вторая часть — это новый уже дактиль с односложной клаузулой и женским окончанием; по сути, в двусложные размеры стиха примеры получается пятидольник. Такое смешение размера — элемент уникального мастерства. Двусложные размеры стиха примеры — заметьте — всё в дактиле, нет перехода на другой размер, потому читается прекрасно. Не смешивайте разные размеры! Не штык — так клык, так сугроб, так шквал, — Двусложные размеры стиха примеры Бессмертье что час — то поезд! Пришла и знала одно: вокзал. Здесь у Двусложные размеры стиха примеры — дикая помесь ямба и двусложные размеры стиха примеры, что-то непонятное. Почему же ритмично и красиво декламируется? Потому что ударения в соответствующих строках расставлены совершенно одинаково! Никаких нарушений, лишних пиррихиев и клаузул. Итак, второй вариант безразмерного писательства: считайте ударения и расставляйте их одинаково в соответствующих строфах. Именно таким образом вы придумываете свой размер сами. Книжные полки, странные знаки, символы, буквы, граф Монте-Кристо, леди Ровена, Ноты Вивальди, звуки канцоны, ария чёрта в опере Баха или кого-то, Кто бесконечен, кто бесподобен с красною розой в ровной двусложные размеры стиха примеры, встав на колено, Ей предлагает руку и сердце, нашу эпоху вновь возвращая в дни Камелота. Здесь, к примеру, в одной строке аж 4 цезуры. И каждая из пяти частей строки — это маленький двустопный дактиль. А вся строка становится своеобразным пятидольником. Или у Михаила Щербакова: Мне ничего не надо, монета есть, магазин под боком. Правда, закрыли ближний, но это ладно, пойду в соседний. Я ничего не должен Собесу, рано ещё по срокам, Я военкому без интересу, мой формуляр последний. Но здесь в каждой строке одна ярко выраженная цезура посередине, и две, каждая из которых делит кусочки строки ещё на две части. Причём самая последняя часть каждой строки — это уже амфибрахий! Кстати, обратите внимание на сквозные рифмы. Дорога-возвращение в воскресную ночь — К рутине, к тишине, к пустоте. Совсем не изменившись, я остался точь-в-точь Таким же, как всегда и везде. Это трёхстопный пэон II, только из последней стопы каждой строки выброшен первый безударный слог. Вообще, выбрасывание или добавление одного или нескольких безударных слогов является весьма неплохим «трюком». Использование подобного элемента позволяет создавать новые размеры, удобные двусложные размеры стиха примеры для вас. Санбенито на камень падёт, ты взойдёшь наверх, Ты прижмёшься спиной к обгоревшему маяку И из тысячи разных оккультных безумных вер Изберёшь ожиданье на западном берегу. Это анапест, только в последней стопе выброшен один безударный слог. Стоят цветы у кровати, лежат конфеты на стуле, Пустует белая койка, и всё почти хорошо, А элегантная Катя и симпатичная Юля, В стерильных белых повязках готовят электрошок. Это пример «самосозданного» размера с расстановкой ударений -'-'-'-'. Отнести его к какому-нибудь из традиционных размеров довольно двусложные размеры стиха примеры. То есть, конечно, можно условно назвать его, как написал мне один читатель, «шестистопный амфибрахий с медианой с двумя леймами в каждой строке», но это не совсем точно и не стоит стараний. Напоследок расскажу ещё об одном способе получения нестандартных размеров. Кроме дольников и ударников, в русском стихосложении есть ещё такая разновидность, как паузники. Введение этого термина не совсем точного в русскую поэтику было вызвано появлением в русской поэзии начала 20 века большого количества стихов паузной формы, отличавшихся от классического полносложного трёхдольника настолько, что многие читатели и даже литературоведы не умели ритмически их рецитировать, считая подобные стихи неправильными. В настоящее время паузники ни у кого не вызывают сомнения в правильности их метрического строения. Примеры: Пускай мы росли ножевые, А сестры росли, как май Но все же глаза живые Печально не подымай. Есенин Землю, где воздух, как сладкий морс, бросишь и мчишь, колеся но землю, с которою вместе мёрз, вовек разлюбить нельзя. Маяковский Ниже приводятся образцы параллельных равновеликих трёхдольников — полносложных и паузных; сравнение их структур дает наглядное представление о разнице ритмов. Двусложные размеры стиха примеры Трёхкратный трёхдольник второй с одинаковыми концевыми паузами. Брюсов Трёхкратный трёхдольник третий. Есенин Четырёхкратный трёхдольник второй с устойчивыми концевыми паузами. Маяковский Очень эффектен ритм трёхдольников с локальной внутристишной паузой, повторяющейся в определенном месте стиха. Например, в трёхкратном трёхдольнике втором. Ахматова Имейте в виду, что в размерах, изобретённых вами, ударения должны быть очень чётко и равномерно расставлены, чтобы не возникало ощущения «безразмерности». Те же паузники выглядят гораздо привлекательнее, когда паузы в них систематизированы имеют одну и ту же локацию в каждой строке. На самом деле, смешение размеров, конечно, имеет место в стихосложении. Размер, образованный смешением двух разных размеров, к примеру, ямба и дактиля то есть, когда одна строка — ямб, вторая — дактильназывается логаэдом. Логаэды использовались, в основном, в двусложные размеры стиха примеры поэзии и в русском стихосложении не приняты. Вот и всё о слоге.

См. также