Факторный анализ рентабельности организации

Анализ рентабельности, Факторный анализ прибыли, Факторный анализ факторный анализ рентабельности организации - Анализ финансовой отчетности - Учебные материалы для студентов Важным моментом в деятельности предприятия является вопрос распределения полученной прибыли так, чтобы это распределение привело к росту прибыли предприятия в дальнейшем. Существуют два основных направления повышения прибыли - рост производительности труда и рост продаж. Как правило, значительная часть прибыли направляется на финансирование инвестиций в основные средства и прирост оборотных активов капитализация прибыли. Капитализация чистой прибыли позволяет расширить деятельность организации за факторный анализ рентабельности организации собственных, более факторный анализ рентабельности организации источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников, на выпуск новых акций. Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оцепить не только темпы роста собственного капитала организации, но и запас финансовой прочности. Основу такого анализа составляют факторные модели рентабельности, которые раскрывают важнейшие причинно-следственные связи показателей финансового состояния предприятия и финансовых результатов. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом. Их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Рассчитаем коэффициенты для ОАО "Магнит". Рентабельность продаж увеличилась на 4% в отчетном периоде. ОАО "Магнит" имеет 0,36 руб. Такой уровень рентабельности за отчетный год является высоким для черной металлургии. Чистая рентабельность увеличилась в отчетном периоде на 9%. Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности представляет анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала, так как эти показатели являются наиболее результативными. Рентабельность активов показывает, сколько прибыли организация получает в расчете на 1 руб. Рентабельность активов за отчетный факторный анализ рентабельности организации возросла на 6%. Рентабельность собственного факторный анализ рентабельности организации ОАО "Магнит"" выросла факторный анализ рентабельности организации 11% за отчетный период. То есть наличие прибыли на собственный капитал возросло, что является положительным фактором. Проанализировав показатели рентабельности, можно сделать вывод, что за отчетный период все показатели рентабельности на ОАО "Магнит" возросли, что является, несомненно, хорошим знаком. Факторный анализ прибыли На величину прибыли организации влияют разные факторы и воздействуют на финансово-хозяйственную деятельность организации. Одни из них оказывают прямое воздействие, а другие косвенное влияние через какие-либо показатели. Существуют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы, как правило, не зависят от предприятия или не контролируются им. Внутренние факторы зависят от предприятия и контролируются им. В их состав входят основные факторы, определяющие сущностные результаты работы, и факторы, обусловленные нарушением предприятием хозяйственной дисциплины. На сумму чистой прибыли влияют все показатели - факторный анализ рентабельности организации, определяющие ее: где Пч - факторный анализ рентабельности организации прибыль; В - выручка; С - себестоимость; КР - коммерческие расходы; УР - управленческие расходы; %аол - проценты к получению; %у - проценты к уплате; Ддр - доходы от участия в других "организациях; Дпр - прочие доходы; Р р - прочие расходы; ОНА - отложенные налоговые активы; ОНО - отложенные налоговые обязательства; НП - текущий налог на прибыль. Это факторная модель аддитивного вида. Для производственного предприятия особенно важно оценить, за счет каких факторов формировалась прибыль от продаж. Прибыль от продаж определяется как разница между выручкой от продаж и полной себестоимостью. Выручка факторный анализ рентабельности организации продаж зависит не только от количества и качества продукции, но и от структуры факторный анализ рентабельности организации цен на отдельные виды продукции. Основные факторы формирования прибыли от продаж: o количество и качество продукции; o себестоимость продукции; o цены на продукцию; o структурные сдвиги в составе продукции. Методика расчета факторных влияний на прибыль от обычной деятельности включает 6 этапов. Расчет влияния фактора "выручка от продаж". Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации - это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция, а затем рассчитаем влияние па прибыль изменения физической массы проданной продукции. Следует отметить, что основными видами продукции, которую производит ОАО "Магнит", являются: чугун, слябы, холоднокатаная, горячекатаная, оцинкованная, динамная, трансформаторная сталь и сталь с полимерным покрытием. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции, которая за отчетный год составила 14% по данным Росстата. Что касается повышения цен на продукцию металлургического производства, то за 9 месяцев отчетного года произошло беспрецедентное повышение цен на факторный анализ рентабельности организации, однако в связи с кризисными явлениями в IV квартале цены резко опустились до уровня цен на начало отчетного года. Поэтому при проведении анализа воспользуемся только данными по инфляции. Следовательно, выручка от продаж в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна где В' - выручка от продаж в сопоставимых ценах; В, факторный анализ рентабельности организации выручка от продажи продукции в отчетном периоде. Для ОАО "Магнит" выручка в сопоставимых ценах составила Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим годом увеличилась за счет роста цены на 24,8 млрд руб. А увеличение количества реализуемой продукции привело к росту выручки в отчетном периоде на 22,4 млрд руб. Расчет факторный анализ рентабельности организации фактора "цена". Влияние инфляции в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем факторный анализ рентабельности организации 14% привело к увеличению суммы прибыли от продаж на 7 942 283 тыс. Расчет влияния фактора "количество проданной продукции". Влияние на сумму прибыли от продаж изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом: где ДП - изменение прибыли от продаж под влиянием фактора факторный анализ рентабельности организации проданной продукции"; В, и В0 - выручка от продаж соответственно в отчетном и базисном периоде; ДВ" - изменение выручки от продаж под влиянием цены; і? Таким образом, влияние данного фактора оказалось положительным, т. Расчет влияния фактора "себестоимость проданной продукции". Расчет осуществляется следующим образом: где УС, и УС0 - уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах. Здесь необходимо учитывать, что расходы - это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. Мы видим, что себестоимость в отчетном периоде увеличилась на 22,1 млрд руб. Поэтому экономия привела к увеличению суммы прибыли от продажи на 6,3 млрд руб. Расчет влияния фактора "коммерческие расходы". Для расчета используется формула, аналогичная факторный анализ рентабельности организации где УКР, и УКР0 - уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах. Экономия факторный анализ рентабельности организации коммерческим расходам в отчетном периоде и понижение их уровня к выручке от продаж на 0,52% привели к увеличению суммы прибыли от продаж на 1,06 млрд руб. Расчет влияния фактора "управленческие расходы". Влияние на сумму прибыли от продаж величины управленческих расходов можно рассчитать следующим образом: где УУР, и УУР" - уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах. Таким образом, снижение управленческих расходов и снижение их уровня по отношению к выручке от продажи на 0,07% привели к увеличению суммы прибыли от продаж на 136 699 тыс. Как видим, все рассмотренные выше факторы положительно влияют на прибыль от продаж. Особенно важно то, что себестоимость, а также коммерческие и управленческие расходы в отчетном периоде привели к увеличению суммы прибыли от продаж. Остальные показатели - факторы от операционной и прочей деятельности - не оказывают столь существенного влияния на прибыль как факторы хозяйственной сферы. Их влияние на сумму прибыли можно видеть в колонке "Отклонение" табл. Обобщим влияние всех факторов, разделив их на факторы прямого и обратного влияния на прибыль табл. Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль ОАО "Магнит" Показатели-факторы Сумма, тыс. Количество проданной продукции +7 168 807 2. Изменение факторный анализ рентабельности организации на реализованную продукцию +7 942 283 3. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг +6 312 702 4. Коммерческие расходы + 1 058 047 5. Управленческие расходы + 136 699 6. Проценты к получению +2 156 556 7. Проценты к уплате -1 912 399 8. Доходы от участия в других организациях +28 624 399 9. Прочие доходы +42 624 505 10. Прочие расходы -57 192 454 11. Отложенные налоговые активы +516 030 12. Отложенные налоговые обязательства -2 210 860 13. Текущий налог на прибыль -3 582 003 Совокупное влияние факторов +31 642 312 По совокупности факторы оказывают положительное влияние на прибыль. То есть в целом ее увеличивают. Проанализируем коэффициент соотношения доходов и расходов. Деятельность предприятия считается эффективной, если данный коэффициент больше 1. Деятельность предприятия можно считать эффективной по этому показателю. Факторный анализ рентабельности Так как показатели рентабельности характеризуют эффективность факторный анализ рентабельности организации предприятия в целом и это важнейший показатель эффективности, то необходимо провести факторный анализ рентабельности. По данным Отчета о прибылях и убытках можно проанализировать влияние факторов на изменение показателей рентабельности. Определим, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж. Влияние изменения выручки от продаж на рентабельность продаж. Увеличение выручки от продажи товаров привело к увеличению рентабельности продаж на 15,86%. Влияние изменения себестоимости на рентабельность продаж. Повышение себестоимости в отчетном периоде привело к снижению рентабельности продаж на 10,91% 3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж. Увеличение коммерческих расходов привело к снижению рентабельности продаж на 0,85%. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж. Рентабельность продаж отчетного периода увеличилась по сравнению с рентабельностью продаж прошлого периода на 3,72%. Основной фактор, повлиявший на рентабельность продаж в отчетном периоде, - увеличение выручки от продаж.

См. также