Герой нашего времени урок

Конспект урока литературы в 9-м классе "История души человеческой" в романе Лермонтова "Герой нашего времени" Конспект урока литературы в 9-м классе "История души человеческой" в романе Лермонтова "Герой нашего времени"учитель русского языка герой нашего времени урок литературы Разделы: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» — это чьё? Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени. Печорин — личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности. Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…» - Тема нашего урока: «История души человеческой» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Выдержал герой нашего времени урок Печорин испытание опасностью? Способен ли герой на истинную любовь? Какова жизненная философия нашего героя? На эти и другие вопросы мы сегодня на уроке попытаемся дать ответы. Все элементы композиции лермонтовского романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать «историю души человеческой», написать социально-психологический роман. В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет — не без горькой иронии — «героем нашего времени». Герой нашего времени урок другие персонажи, представляя и сами по себе художественную историко-познавательную ценность, объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его герой нашего времени урок всё глубже постигает. Белинский писал: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». А далее он пояснил: «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать». В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя». Автор испытывает своего героя, проводя его через испытания, связанные с опасностью и любовью. Рассмотрение образа рассказчика с точки зрения Максима Максимыча. Автор подвергает героя испытанию любовью. Что его удивляет в характере героя? «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен…» - Как вы объясните значение слова «странный»? Этим скупым определением «странен» в устах ближайшего товарища Печорина Лермонтов показывает, насколько характер героя был сложен для понимания, поэтому писатель отказывается от его прямой характеристики. В герое чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый изнеженный. Он герой нашего времени урок бороться за свою любовь — и он же быстро герой нашего времени урок, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение герой нашего времени урок ощущение сердечной пустоты. Он слишком часто скучает. Когда Бэла умирает, Печорин вне себя, а похоронив герой нашего времени урок, неожиданно смеётся. А потом долго болеет. Решительность, глубокий ум, неукротимая энергия, поиск применения своих сил, смелость — отличительные черты Печорина. «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…» В этой любви Лермонтов впервые открывает двойственность своего героя, выразив её в одной реплике: «Я отдам за неё Бэлу жизнь — только мне с нею скучно». Детское неприятие скуки и зрелая готовность расстаться с жизнью ставит читателя в тупик. Белинский писал: «Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают герой нашего времени урок в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…». «…во мне душа испорчена светом…» - Читатель завершает чтение первой главы и ничего определённого не может сказать о герое. Зато возникает герой нашего времени урок вопросов. Рассмотрение характера героя в повести «Княжна Мери». Давайте нарушим последовательность изложения, обратимся к повести «Княжна Мери». Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится? Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. « А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, будет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других. Разве он не способен оценить красоту природы? «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё — чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?. » Человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед герой нашего времени урок как талантливый человек. «Давно забытый трепет пробежал по моим жилам…» «Сердце его сжалось…» Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. Но и для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Различие мы видим в том, что в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берёт, но и отдаёт часть самого себя. В особенности это качество Герой нашего времени урок проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. «Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать её уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья! » Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям, что, как показал Толстой в своей автобиографической трилогии, дано от природы каждому ребёнку в детстве. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Почему же он так несчастлив в любви? Герой в оценке второго рассказчика — странствующего офицера. Продолжает повествование условный автор, «публикатор» дневника Печорина. Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. «…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…» «…он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера…» «…он герой нашего времени урок, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…» «…его кожа имела какую-то женскую нежность…» «…усы его и брови были чёрные герой нашего времени урок признак породы в человеке…» «…О глазах я должен сказать ещё несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». «… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…». Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им герой нашего времени урок и социальное толкование. Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя. Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, герой нашего времени урок об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погружённости в мир своих мыслей, подавленности духа Герой нашего времени урок — ключ к пониманию его отчуждённости при встрече с Максимом Максимычем. «…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку». Но может быть, он просто не герой нашего времени урок, чтобы кто-то вторгался в его внутренний мир? « А помните наше житьё-бытьё в крепости? Славная страна герой нашего времени урок охоты!. Ведь вы были страстный охотник стрелять…А Бэла?. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…» Не от Максима Максимыча бежит Печорин, - он бежит от своих невесёлых мыслей. Диалог показывает, что изменилось в герое после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, герой нашего времени урок стал более замкнут. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый изнеженный. Он способен бороться за любовь — и он же быстро остывает, не умеет герой нашего времени урок долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты. Характер Печорина в оценке самого героя. Если первые две повести по жанру — путевые записки повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки»то следующие повести — это дневник Печорина. Дневник — это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был герой нашего времени урок, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании. Три главы романа — «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» - части «Дневника Печорина». Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри. Интерес к новому кругу людей, надежда на романтическое приключение, авантюризм. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!. » - В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина? Повести « Княжна Мери». Чем оно отличается от горцев, контрабандистов? Среда, окружающая героя, — это люди, равные ему по социальному происхождению. Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально. Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии герой нашего времени урок человека? Печорину неприятна манера Грушницкого произносить «готовые пышные фразы… производить эффект…». «Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Умение понять внутреннюю суть человека. Грушницкий своего рода « двойник» Печорина. Надев на себя маску разочарованности, тоски, он играет роль необычного человека. «Он говорит скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…» «Производить эффект - их наслаждение». «…спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает». «Его цель — сделаться героем герой нашего времени урок. Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краёв наполненная самодовольством. Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: «…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи». Печорину тяжело: «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи герой нашего времени урок меня герой нашего времени урок грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…» - С какой целью автор вводит образ Грушницкого? Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия. «…первое моё удовольствие — подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти…» - Какую оценку он даёт себе в дневнике? Печорин не щадит себя, прежде всего это честность перед собой, самокритичность, но при этом он не стремится что-то изменить. « А что такое счастье? » - К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке? Рядом не окажется настоящих друзей, понимающих людей. «… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный…» Настоящих друзей у Печорина нет. Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется герой нашего времени урок не просто героем своего времени, а трагическим героем». В чём же он видит цель собственного существования? «… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки герой нашего времени урок благородных стремлений — лучший цвет герой нашего времени урок. Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека. «Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он герой нашего времени урок в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою», - отмечает Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением герой нашего времени урок активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия. Печорина можно назвать «лишним» человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь. Печорин — герой последекабрьской, трагической эпохи. Действительность не предлагала ему настоящего дела, люди, подобные Печорину, «кипели в действии пустом». Какие черты характера необходимы герою нашего времени? Силой своего таланта Лермонтов создал образ, который до сих пор остаётся «тайной за семью печатями». Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет герой нашего времени урок «Открытый урок».

См. также