Методика математического развития дошкольников

Станов­ления теории и методики математического развития дошкольников в СССР Дата добавления: 2014-01-05; просмотров: 1439; лекция была полезна: 1 студентам у ; не полезна: 0 студентам у ; Читайте также: Этап начала разработки теории и методики методика математического развития дошкольников работы с детьми дошкольного возраста Вопрос 2. Второй этап 30-50 года XX методика математического развития дошкольников В конце 30-х годов ХХ века происходит отход от неорганизованного обучения в методика математического развития дошкольников саду. Данный этап связан с началом разработки теории и методики математической работы с детьми дошкольного возраста. На этом этапе теоретики и практики дошкольной педа­гогики стремились определить содержание, методы и приемы работы, дидактический игровой материал, опираясь на методика математического развития дошкольников и педагогические взгляды методика математического развития дошкольников ученых — психологов и педагогов. Прежде всего, на развитие методики обучения ма­тематике детей дошкольного возраста на этом этапе оказали влияние труды Выготского, который среди различных знаков выделил математические знаки, с которыми дети знакомятся уже в дошкольном возрасте. Психологическое изучение раз­вития счета у детей на основе житейских и научных методика математического развития дошкольников, проведенное Выготским, легло в основу по­следующих психолого-педагогических исследований в методика математического развития дошкольников области. Выготский пришел к выводу о том, что ребенок может овладеть научными понятиями лишь тогда, когда в житейских понятиях он уже достиг опре­деленного уровня. Глаголева раскрыла содержание, методы и приемы формирования у детей первоначальных пред­ставлений о числе, величине и ее измерении, о делении целого на части. Она рекомендовала педагогам исполь­зовать различные методы обучения: методика математического развития дошкольников от­работка практических действий с использованием на­глядного материалаисследовательский поиск детьми ситуаций применения знаний, умений в продуктивной деятельностинаглядный демонстрация наглядных по­собийто есть обращала внимание на формирование научных методика математического развития дошкольников у детей. При формировании представ­лений о количестве большое внимание Она предложила разнообразные методы обучения детей сравнению методика математического развития дошкольников, обратив особое внимание на значимость самостоятельной детской дея­тельности. Глаголева отмечала, что проблему вос­питания ребенка-дошкольника необходимо рассматри­вать как проблему организации всего его поведения в среде. Методика математического развития дошкольников то же время основной путь приобретения и за­крепления полученного опыта она видела в самостоя­тельной работе, самовоспитании, которые стимулиру­ются тщательно продуманной взрослыми средой, по словам Глаголевой методика работы с детьми по формированию элементарных математиче­ских представлений носила несколько формализован­ный характер, но, несмотря на это была прогрессивна, так как впервые включала столь разнообразные методы обучения детей дошкольного возраста. Идея развивающей среды, нашедшая выражение в работах Глаголевой, созвучна идеям Тихеевой и соответствует некото­рым современным представлениям о развивающей предметно-игровой среде. Морозовой и других под­черкивалось, что знания о первых десяти числах ребенок дол­жен усвоить еще до школы и при этом усвоить их «без вся­ких систематических занятий и специальных приемов учебного характера». В работе « Современный детский сад, его зна­чение и оборудование» Петербург, 1920 авторы отмечали, что сама жизнь детского методика математического развития дошкольников, занятия детей, игра предос­тавляют огромное количество моментов, которые можно ис­пользовать для усвоения детьми счета в пределах, доступных их методика математического развития дошкольников, и усвоение это полностью непринужденно. Лег­ко закладывается в душу ребенка тот фундамент математи­ческого мышления, который так необходим как ученику, так и учителю, если школа детский сад стремится к науч­ному и систематическому обучению. Тихеева четко представляла себе содержание озна­комления детей дошкольного возраста с числом и со методика математического развития дошкольников и неоднократно подчеркивала, что современная методика стремится к тому, чтобы подвести детей к усвоению знаний самостоятельно, создавая для ребенка условия, обеспечива­ющие методика математического развития дошкольников самостоятельный поиск познавательного материа­ла использование его. Она писала, что учить детей вычис­лениям не следует, однако ребенок должен усвоить первый десяток, конечно, до школы. Все числовые представления, доступные детям этого возраста, они должны брать из жиз­ни, в которой принимают деятельное участие. А участие ре­бенка в жизни при нормальных условиях должно выражать­ся лишь в одном — работе, игре, т. В работе « Счет в жизни маленьких детей» 1920 Ти­хеева также выступала против «притеснения и насилия» в математическом развитии ребенка. Хотя она высказывалась против систематического обучения на занятиях, предлагая ознакомление детей с числом в процессе организации раз­нообразных игр и режимных моментов, но возражала и про­тив стихийного воспитания ребенка. Полностью справедливо она рассматривала сенсорное восприятие как главный источ­ник математических знаний. Понятие о числе должно вхо­дить в жизнь ребенка только в «неразрывном единстве с предметами», которые находятся вокруг ребенка. В связи с этим автор обращает внимание на наличие необходимого на­глядного материала в детском саду и дома. После того как те или другие числовые представления получены ребенком, можно использовать игры-занятия. Автор рекомендует спе­циальные игры-занятия с дидактическими материалами для ознакомления и закрепления этих представлений, углубле­ния необходимых умений в счете. Ее метод основан на естественном математическом разви­тии ребенка в детском саду и в семье. В методических пособиях Тихеевой впервые был определен объем знаний, которым должны овладеть дети к концу пребы­вания в методика математического развития дошкольников саду. Особая роль отводилась счетным навыкам. Наибольшую ценность для современной до­школьной педагогики представляют разработанные ею игры-занятия по формированию элементарных матема­тических представлений. Тихеева, так же как и Глаголева, обращала внимание на создание развивающей среды как необходимого условия полноценного математического развития ребенка. Тихеевой во многом обусловлены идеями Монтессори, а потому отличались приверженностью теории свободного воспитания, хотя им была свойст­венна определенная противоречивость. Например, предлагая интересный дидактический материал для обучения детей методика математического развития дошкольников возраста, автор в то же время отрицала систематическое использование этого материала в обучении дошкольников. И все-таки ряд общедидактических высказываний Тихеевой и ее методические пособия представляют значительную ценность для современной общей и коррекционной до­школьной педагогики. Разработкой методики формирования элементарных математических представлений детей занималась Буду­чи новатором-практиком своего времени в области дошколь­ного воспитания, она разработала, опробовала и предложила воспитателям широкую программу обучения дошкольников начальным знаниям по математике. Так, в методических ре­комендациях воспитателям нулевых групп детских садов 1932 она раскрывает методику организации упражнений, направленных на формирование понятий о величине, коли­честве, пространстве, времени измерении. Хотя в целом книга « Научимся считать» рассчитана на индивидуальное использование, однако в ней много материала, позволяю­щего объединять детей. Чтобы воспитателю было легче рас­пределять материал, методика математического развития дошкольников содержание пособия методика математического развития дошкольников на уроки 81 урок — так автор называет занятия. Блехер включает в программу детского сада счет в пределах десяти методика математического развития дошкольников специальных занятиях и счет до 20—30-ти в свободной деятельности. Она считает необходимым озна­комить детей с составом числа, порядковым числом, циф­рами, научить их решать несложные арифметические задачи и примеры. Одновременно, впервые в литературе по дош­кольной педагогике, автор методика математического развития дошкольников на то, что детям сле­дует показать независимость числа от величины элементов, составляющих множество, от расстояния между ними, методика математического развития дошкольников формы размещения, показать им соотношения между числа­ми в числовом ряду и др. На основе материалов личных наблюдений она пытается поделить программный материал в соответствии с возраст­ными возможностями детей. Так, в младшей группе дети учатся считать в пределах четырех, в средней — в пределах десяти, в старшей — дети должны уметь производить сложение и вычитание в преде­лах десяти и перейти к счету в пределах второго десятка. В качестве основных средств математического развития детей Блехер рекомендует использовать различные жизненные ситуации. Знания, приобретенные ребенком в повседневной жизни, закрепляются в индивидуальных иг­рах-занятиях с дидактическим материалом. Для работы с детьми ею разработаны карточки с числовыми фигурами и цифрами для закрепления порядкового счета, состава чис­ла, карточки на сложение и вычитание, карточки для зак­репления знаний о времени, форме и т. Бле­хер разработала и систематизировала этот дидактический материал. Блехер является автором дидактических игр игровых занимательных упражне­ний, причем в работе над дидактическими играми она широко использовала русское народное творчество. Критически проанализировав идей классиков педагоги­ки, и прежде всего работы Блехер отдавала предпочтение все­мерному содействию саморазвитию детей, а не актив­ному вмешательству в их развитие. Блехер классифика­ция дидактических, в том числе и математических, игр. Она разделила их на игры с материалами игры без материалов, или словесные игры. Игры с материалами, в свою очередь, подразделялись на игры с дидактически­ми материалами дидактические игрушки, настольные игры и другие дидактические материалы игры с раз­личными игрушками и предметами объекты природы и предметы обихода. К дидактическим играм с материа­лами Блехер, методика математического развития дошкольников, относила драматизацию сказок и стихов-считалок с использованием соответст­вующих игрушек. Нам приятно сообщить, методика математического развития дошкольников все пред­лагаемые Блехер сказки, стихотворения, игры активно использовались нами в многолетней практиче­ской и экспериментальной работе. Блехер не раз отмечала, что методика математического развития дошкольников иг­ры с разнообразными недидактическими игрушками и предметами ценны тем, что ребенок воспринимает предмет со всеми присущими ему признаками, а также применяет знания, полученные в жизненных ситуациях. Этот подход находит отражение и в современных про­граммах дошкольного воспитания и образования, не­смотря на то, методика математического развития дошкольников классификации дидактических игр по­сле Блехер претерпели некоторые изменения. Блехер призывала относиться с известной до­лей избирательности к использованию словесных игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время как старший дошкольный возраст детей требует широкого их применения в процессе математического развития. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что методические подходы к подбору ди­дактических игр во многом заимствованы Блехер из работ Тем не менее труды Блехер, особенно разработан­ные ею игры, не потеряли своего значения и на совре­менном этапе предматематической подготовки детей. Однако следует отметить и ряд противоречий в методи ческих методика математического развития дошкольников Блехер, которые, конечно же имели объективные причины. Например, она недооценивала значения поэлементного пересчитывания совокупностей и в целом счетной деятельности в математическом развитии детей. Считая, что уровень математического развития ребенка зависит лишь от уровня самостоятельно полученных им знаний, она не давала никаких рекомендаций по организации целенаправлен­ного обучения детей счету. И все же, несмотря на эти противоречия, труды Блехер имели положитель­ное влияние на развитие методики обучения детей счет­ным действиям. В 40-50 годах началось экспериментальное изучение особенностей формирования у детей УН в области числа и счета. Значительное воздействие на становление теории и методики формирования элементарных математических представлений в эти годы оказали исследования Менчинской и других ученых, основанные на психолого-педагогических идеях Эти исследователи обосновали необходи­мость формирования у детей умений различать отдель­ные элементы множества, усвоения ими числительных и овладения счетными операциями; они выявили зависи­мость восприятия множества от способа пространствен­ного размещения элементов. Особое значение в 40-е годы имели исследования Костюка, известного ученого, психолога, директора научно-исследовательского института психологии г. Его инте­ресовали вопросы, связанные с математическим развитием детей раннего и младшего дошкольного возраста 2—4,5 года. Методика исследования заключалась в выполнении детьми игровых заданий. На основании полученных данных ученый сделал вывод о том, что понятие числа возникает у ребенка в результате понимания им количественных отношений. Ре­бенок абстрагирует число от конкретных предметов, при этом абстрагирование для него является активным процессом. Этот процесс происходит в условиях методика математического развития дошкольников общения. Формиро­вание понятия о числе — продукт анализирующих, методика математического развития дошкольников, абстрагирующих и обобщающих действий ребенка с объектами. Вопросы психологии обучения арифметике подроб­но рассматриваются в работах Менчинской, кото­рая проследила процесс формирования понятия о числе в дошкольном возрасте. На большом эксперименталь­ном материале ею рассмотрено соотношение воспри­ятия множества, проанализирован генезис развития его у детей на разных возрастных этапах. Менчинской « Очерки психологии обучения арифметике» 1947 и « Психология обучения арифметике» 1955 наиболее полно рассмотрены вопросы формирования понятия о числе у дошкольников. Анализируется путь форми­рования понятий о множестве и счете на разных этапах овла­дения числом. Одновременно с экспериментальными иссле­дованиями осуществлялась ориентировка на обобщение пере­дового педагогического опыта работы детских садов. Менчинской заложили основы для целенаправленного формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, обогащения их жизненного опыта, развития их любознательности и математического мышления. В дальнейшем именно их работы стали базовыми для по­строения системы формирования элементарных матема­тических представлений у детей дошкольного возраста. Лебединцев занимал крайнюю позицию, которая сводилась к запрещению лю­бого целенаправленного обучения математике. В книге « Разви­тие числовых представлений в раннем детстве» Киев, 1923 автор пришел к выводу, что первые представления о числах методика математического развития дошкольников пределах 5 возникают у детей на основе различения групп предметов, восприятия множеств. А дальше, за пределами этих небольших совокупностей, основная роль в формиро­вании понятия числа принадлежит счету, который вытесня­ет симультанное целостное восприятие множеств. При этом он считал желательным, чтобы ребенок добывал знания в этот период «незаметно», самостоятельно. К такому выводу Лебединцев пришел на основе наблюдений за усвоени­ем детьми первых числовых представлений и овладением ими. Янпольской « Математические игры и обору­дование в детском саду» Киев, 1938 предлагались некото­рые рекомендации к организации работы по математике в детском саду. Представлены различные дидактические игры и упражнения с математическим содержанием: счет, число, ве­личина, вес, форма, пространство, измерение. Игры система­тизированы в соответствии с возрастом детей, к некоторым из них даны рисунки. Наряду с дидактическими предложены подвижные, настольно-печатные игры, головоломки и др. Особую ценность представляет книга Пигулевской « Счет в детском саду» В ней пред­ставлена серия конспектов занятий по счету, дано описание некоторых наглядных пособий и дидактических игр, выво­ды, базирующиеся на собственном педагогическом опыте ав­тора. В книге рассматриваются психологические особенности детей дошкольного возраста, условия осознанного усвоения детьми знаний, некоторые принципы обучения счету на­глядность и активностьосновные пути этой работы, ори­ентировочные показатели математического развития детей. Раскрывая методику занятий в каждой возрастной груп­пе, Пигулевская выделяет общее количество их методика математического развития дошкольников учеб­ном году, длительность каждого занятия и методика математического развития дошкольников. Ана­лиз содержания занятий позволяет выявить общие позиции автора как представителя монографического метода метод описания числа. Так, четко обозначаются: в старшей груп­пе на формирование знаний о числе 6 отводится пять заня­тий; о числе 7 — также пять занятий; о числе 8 — пять занятий и т. Методика математического развития дошкольников воспринимаются детьми и зри­тельно, и на слух. Проводится работа по усвоению состава числа на конкретном счетном материале, но обучения вы­числительной деятельности не было. Такой подход к обуче­нию дошкольников математике, естественно, не мог удов­летворить ни теорию, ни практику дошкольного воспита­ния. Однако эта была первая проба создания системы обучения дошкольников математике. Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по google: studopedia. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность методика математического развития дошкольников обучения использования!

См. также