Назови правила аквариумиста 3 класс

Программа «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы Пояснительная записка Важнейшие задачи образования в начальной школе формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Чтение, русский назови правила аквариумиста 3 класс и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному умопостигаемому постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» — это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе — осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации назови правила аквариумиста 3 класс быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени — сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука — назови правила аквариумиста 3 класс образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ метод к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой назови правила аквариумиста 3 класс и прежде всего назови правила аквариумиста 3 класс. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Общая характеристика учебного предмета Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький назови правила аквариумиста 3 класс 5—9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой — обеспечить усвоение необходимых знаний. Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира — при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления назови правила аквариумиста 3 класс и хозяйства человека в нём. Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения? Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на назови правила аквариумиста 3 класс вопросов, которые возникают назови правила аквариумиста 3 класс ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь. Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия «островки знаний» объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Назови правила аквариумиста 3 класс сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом знания останутся «островками без мостиков». Единственный способ — ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При назови правила аквариумиста 3 класс у него постоянно начинают возникать вопросы порождаемые «островками незнания»которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки навыка объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая. При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний эмоций, чувств, оценоккоторые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель — это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь? » в отношениях «человек — природа», «человек — общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой — это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет — формирование гражданского самосознания толерантной личности — человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира. Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования — «вложить знания в голову детей». В этом назови правила аквариумиста 3 класс предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе — слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач — главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут назови правила аквариумиста 3 класс и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут назови правила аквариумиста 3 класс в старших классах. А вот познакомиться с целостной с учётом возраста картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому назови правила аквариумиста 3 класс учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания стандарт и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить. В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жёсткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке. Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно-ориентированных принципов. Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы назови правила аквариумиста 3 класс окончательно разрешить, в рамках школы вообще и тем более в 3—4-х классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса — поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения. Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т. Алгоритм подготовки учителя к проведению урока. При проведении уроков по нашему курсу учителя очень часто назови правила аквариумиста 3 класс с проблемой нехватки времени. Материал назови правила аквариумиста 3 класс столь обширен, что его не удаётся «открыть» полностью вместе со школьниками, используя технологию проблемного диалога. Уже звенит звонок, а учитель ещё не объяснил ребятам весь материал. В результате назови правила аквариумиста 3 класс остаётся времени ни на этап самостоятельного применения знаний, ни на подведение итога. В основе этой проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все знания. Напротив, некоторые сложные положения проще объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний дети «открывали» сами. Вторая и главная причина нехватки времени — неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового максимумно должны узнать лишь важнейшие знания минимум. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, назови правила аквариумиста 3 класс относятся к назови правила аквариумиста 3 класс теме перечень требований помещён также и в дневниках и в начале каждого раздела учебника. Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в проверочных работах в конце четверти. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном уроке, сколько на последующих уроках в процессе их актуализации. В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму. Начиная со 2-го класса, в конце урока помещён перечень понятий, который должны усвоить школьники. Часть этих понятий, выделенных шрифтом, относится к программному минимуму, который должны знать все школьники. Она может быть обозначена выражением «надо запомнить». А назови правила аквариумиста 3 класс другая часть понятий, фактов она не выделена не входит в минимум. Она может быть обозначена выражением «достаточно познакомиться». К ней относятся часто встречаемые в окружении ребёнка слова, которые тем не менее не обязательно им знать. Надо добиться их понимания на уроке всеми учениками, а вот на дальнейших уроках применять их на этапе актуализации не обязательно. Кому они покажутся важными, запомнят их, остальные могут забыть. Но в самостоятельные работы, проводимые в конце темы раз в 3—4 урокаони включены и на уроке по данной теме должны присутствовать. Наконец, к третьей категории понятий и фактов — максимуму — относятся те, которые есть в тексте учебника, но не помещены в конце урока, они тем более не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока. На втором этапе назови правила аквариумиста 3 класс к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и небольшой набор важнейших вопросов, на которые нужно найти ответ, чтобы ответить на главный вопрос. Эти основные вопросы подводящего назови правила аквариумиста 3 класс учитель включает в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами на них детей. Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на назови правила аквариумиста 3 класс у учащихся затруднения при изучении важнейших знаний. В случае если школьники сразу же выскажут свои версии решения проблемы побуждающий диалогучитель не станет задавать все подготовленные вопросы, а перейдет на уроке к обсуждению назови правила аквариумиста 3 класс. Вообще в нашей методике надо быть назови правила аквариумиста 3 класс готовым к тому, что ребята будут легко уводить учителя с продуманной колеи. Именно для того, чтобы урок не потерял логику, учитель пишет у себя в конспекте систему важнейших вопросов и старается ей следовать. Лишь на третьем этапе подготовки к уроку учитель начинает выбирать и включать назови правила аквариумиста 3 класс конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют школьников. В 3—4-м классе можно предварительно обсудить с ребятами, о чём они хотят узнать. Этот материал и является тем резервом, которым может назови правила аквариумиста 3 класс учитель при нехватке времени. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Ещё раз повторим требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по окружающему миру. Во-первых, на наш взгляд, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Во-вторых, назови правила аквариумиста 3 класс и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими назови правила аквариумиста 3 класс способами: Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных итоговых работах 1-2 кл. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям прежде всего, требовать творчески применять знания и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное. Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях принцип минимакса. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. Во всех назови правила аквариумиста 3 класс, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний. Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он назови правила аквариумиста 3 класс что-либо узнать. Назови правила аквариумиста 3 класс роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных итоговых работ 1-2 кл. Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных проверочных итоговых контрольных работах. Задания в учебнике и рабочей тетради — самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум требования программыкоторый должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. В отличие от этого в самостоятельных проверочных итоговых контрольных работах, начиная со 2-го класса, отмечен уровень сложности необходимый, программный или максимальныйкоторый могут самостоятельно выбирать ученики. При этом акцент самостоятельных проверочных работ сделан на обязательном назови правила аквариумиста 3 класс и самых важнейших положениях максимума минимакс. А материал итоговых контрольных работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний. Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями самостоятельных проверочныхитоговых контрольных работ. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных проверочныхитоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен например, ученики должны сдать все темы до конца четверти. Это учит школьников планировать свои действия. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть: таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик с помощью учителя выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений. Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни — признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой и неживой природы. Любовь к природе назови правила аквариумиста 3 класс прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра — направленность человека на развитие и сохранение жизни, через назови правила аквариумиста 3 класс и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви. Ценность истины — это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но назови правила аквариумиста 3 класс, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности — осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма — одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества — осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Все результаты цели освоения учебно-методического курса образуют назови правила аквариумиста 3 класс систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно увидеть на схеме. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения основы общечеловеческих нравственных ценностей. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые назови правила аквариумиста 3 класс поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития — умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» назови правила аквариумиста 3 класс 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий УУД. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение версию на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться отличать верно выполненное назови правила аквариумиста 3 класс от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений учебных успехов. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике на развороте, в оглавлении, в словаре. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития — умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне предложения или небольшого текста. Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога побуждающий и подводящий диалог. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе лидера, исполнителя, критика. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения основы общечеловеческих нравственных ценностей. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития — умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки на основе продуктивных заданий в учебнике. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства учебник, простейшие приборы инструменты. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений учебных успехов. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация знания для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника». Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах текст, таблица, схема, иллюстрация и др. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития — умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне одного предложения или небольшого текста. Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих назови правила аквариумиста 3 класс служит технология проблемного диалога побуждающий и подводящий диалог и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе лидера, исполнителя, критика. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения основы общечеловеческих нравственных назови правила аквариумиста 3 класс. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития — умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы задачи совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания назови правила аквариумиста 3 класс достижений учебных успехов. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения назови правила аквариумиста 3 класс задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах текст, таблица, схема, иллюстрация и др. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих назови правила аквариумиста 3 класс служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития — умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с назови правила аквариумиста 3 класс своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Назови правила аквариумиста 3 класс других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога побуждающий и подводящий диалог. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту назови правила аквариумиста 3 класс искать ответы; проверять себя ; отделять назови правила аквариумиста 3 класс от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы задачи. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений. Обитатели Земли 1-я линия развития — уметь объяснять мир. Моё Отечество 1-я линия развития — уметь объяснять мир: узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; отличать предметы и порядки, созданные людьми культуруот того, что создано природой; объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; по году определять век, место события в прошлом; отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений. Человек и природа 1-я линия развития — уметь объяснять мир: объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; применять знания о своём организме в жизни для составления режима дня, правил поведения и т. Человек и назови правила аквариумиста 3 класс 1-я линия развития — уметь объяснять мир: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции переживаниякакие у них черты характера; отличать друг от друга назови правила аквариумиста 3 класс эпохи времена в истории человечества; объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. Содержание учебного предмета 1-й класс. «Я и мир вокруг» 66 ч Авторы: Вахрушев Как мы понимаем друг друга 9 ч Школьник, его обязанности. Рука и указательный палец — простейший способ общения. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь — основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем далёкие, сказочные, предметы в будущем. Польза обмена назови правила аквариумиста 3 класс между людьми. Передача и накопление жизненного опыта — основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги. Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». Как мы узнаём, что перед нами 4 ч Предметы их назови правила аквариумиста 3 класс. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками. Как ты узнаёшь мир 4 ч Органы чувств человека. Глаза — орган зрения, уши — орган слуха, нос — орган обоняния, язык — орган вкуса, кожа — орган осязания. Память — хранилище опыта. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Твоя семья и твои друзья 7 ч Твоя семья и её состав. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Какими качествами должна обладать семья. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т. Виды общения у человека и животных, их сходство. Что нас окружает 10 ч Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Назови правила аквариумиста 3 класс людей разных профессий — основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы назови правила аквариумиста 3 класс — ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным назови правила аквариумиста 3 класс. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое лед, снегжидкое водагазообразное пар. Экскурсия «Безопасная дорога в школу». Живые обитатели планеты 9 ч Растения, грибы, животные, человек — живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение — свойства живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» — «едоки». Охрана живых организмов в природе — важнейшая забота человека. Многообразие растений цветковые и нецветковые растения. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни. Культурные растения и домашние животные — наши друзья. Забота человека о них. Собаки — помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения — пришельцы из разных стран. Уход за растениями регулярный полив, свет. Сельский дом и его обитатели — животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Садовые, огородные и полевые растения — кормильцы человека. Человек, как и назови правила аквариумиста 3 класс дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек — разумное существо. Поступки, свойственные разумному существу. Экология — наука о том, назови правила аквариумиста 3 класс жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру. Отчего и почему 2 ч Последовательность событий и её причины. Времена года 12 ч Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Подготовка животных к зиме. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Птицы их гнёзда. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза гром, молния. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных. Экскурсия в парк «Осенняя природа». Экскурсия в парк «Зимняя природа». Экскурсия в парк «Весенняя природа». Повторение пройденного материала — 5 ч. Часы по усмотрению учителя — 4 ч. «Наша планета Земля» 68 ч Авторы: Вахрушев Введение 4 ч Общие слова — понятия. Живая и неживая природа. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Лёд — твёрдое тело. Земля и солнце 16 ч Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток — направление на восход Солнца, запад — направление на закат Солнца, север — направление на Полярную звезду, юг — направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос. Практическая работа с глобусом. Глобус — модель Земли. Движение глобуса и Земли. Планеты и звёзды — небесные тела. Звёзды — самосветящиеся небесные тела. Планеты светят отражённым светом. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна — спутник Земли. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее — закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле — Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Практическая работа с глобусом. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны назови правила аквариумиста 3 класс. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца — причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием лето северного полушариято южным зима северного полушария. Земля сохраняет тепло солнечных лучей. Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Холодный пояс — долгая зима и короткое лето, умеренный пояс — чередование зимы и лета, жаркий пояс — «вечное лето». Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Практическая работа с термометром. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат — закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник назови правила аквариумиста 3 класс за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды. Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта 8 ч План и карта — изображение Земли на плоскости. Глобус — уменьшенная модель Земли. Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина назови правила аквариумиста 3 класс карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой. Материк — большой участок суши, назови правила аквариумиста 3 класс водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида — материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика — части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Формы земной поверхности 7 ч Реки — постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье дельта. Левый и правый берег. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Важнейшие реки мира их местонахождение на назови правила аквариумиста 3 класс. Горные и равнинные реки. Озёра — природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Самое глубокое озеро — Байкал. Каспийское море — самое большое озеро. Равнины — ровные или слабохолмистые участки суши. Горы — поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Важнейшие равнины, горы и вершины их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Землетрясения — результат смещения пластов Земли. Полуострова — участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова их местонахождение на карте. Острова — небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара их местонахождение на карте. Моря — большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и назови правила аквариумиста 3 класс сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира их местонахождение на карте. Коралловые рифы назови правила аквариумиста 3 класс населяющие их организмы. Экскурсия «Формы земной поверхности» проводится весной. Земля — наш общий дом 11 ч Место обитания живых организмов. Экосистема — совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Грибы, микробы, дождевые черви — «мусорщики». Едоки назови правила аквариумиста 3 класс мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех назови правила аквариумиста 3 класс существ в экосистеме. Природные зоны — территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору. Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни их обитатели. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре. Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Степь жаркого пояса — саванна. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах. Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи плоды, ягоды, грибы, коренья и охота на диких животных — наиболее древние занятия человека. Земледелие — занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство — занятие жителей пустынь и гор. Города — место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов — политическая карта. Крупные страны и города мира их расположение. Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Части света 10 ч Европа. Страны и города Европы Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция. Альпы — горы Европы. Окружающие нас предметы их родина. Герои детских сказок из европейских стран. Самая большая часть света. Страны и народы Азии Япония, Китай, Индия. Азия — родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы их родина. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Окружающие нас предметы их родина. Как уберечься от солнечных лучей. Индейцы — коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка — вторая родина назови правила аквариумиста 3 класс. Страны США, Канада и города. Окружающие нас предметы их родина. Природные зоны Южной Америки их обитатели. Южная Америка — родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом. Климат и природные зоны Австралии. Австралия — родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида — самый холодный материк на Земле. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике. Самая большая страна в мире. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди — главное богатство нашей страны. Древние мастера — гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края. Наша маленькая планета Земля 3 ч Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу. Повторение пройденного материала — 4 ч. Часы по усмотрению учителя — 5 ч. Раздел 1: «Обитатели Земли» 34 ч Авторы: Вахрушев Вещество и энергия 4 ч Тела естественные искусственные. Вещество — то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы — мельчайшие частицы вещества. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Почему пластилин мягкий, а стекло — твёрдое. Почему лёд легче воды. Энергия — источник движения. Электричество, солнечный свет, падающая вода — явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Превращение энергии и выделение тепла. Оболочка планеты, охваченная жизнью 5 ч Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Живая оболочка Земли — биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, назови правила аквариумиста 3 класс и литосферы. Важнейшее условие жизни людей — порядок окружающего мира. Стабильность условий — следствие круговорота веществ в природе. Жизнь — участник круговорота веществ. Растения — производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Назови правила аквариумиста 3 класс — потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии назови правила аквариумиста 3 класс разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для назови правила аквариумиста 3 класс. Поток вещества, идущий через живой организм питание, дыхание. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Роль Солнца как источника назови правила аквариумиста 3 класс. Запасание энергии Солнца живыми организмами. Экологическая система 9 ч Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема — единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот назови правила аквариумиста 3 класс. Живые и неживые компоненты экосистемы. Почва — единство живого и неживого. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы — излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии их роль в переработке отходов. Болото — заросшее озеро. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды их потребители. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Деревья — главные растения леса. Деревья — мощные насосы передвижение воды с минеральными солями по стволу. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений берёза, назови правила аквариумиста 3 класс, малина и др. Лесные грибы и бактерии их роль назови правила аквариумиста 3 класс замыкании круговорота веществ. Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании назови правила аквариумиста 3 класс. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля залежи. Как помочь природе вылечить её раны? Поле — искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Неспособность культурных растений к защите — массовые размножения сорняков и вредителей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями. Аквариум — маленькая искусственная экосистема. Неживые песок, камни, вода и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста. Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса». Живые участники круговорота веществ 10 ч Растения их роль на Земле. Стебель, лист, корень — основные органы цветкового растений. Цветок — орган размножения. Семя и его роль. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль. Животные их роль на Земле. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Появление твёрдых покровов — защита от хищников. Наружный скелет членистоногих — «латы» рыцаря. Насекомые их многообразие. Раки, пауки их особенности. Возникновение позвоночника — внутреннего скелета. Рыбы — позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие — органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся — сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы — животные с постоянной температурой тела. Птицы их приспособления к полету. Перелётные и оседлые птицы. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств. Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными. Грибы — разрушители древесины. Дрожжи их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Бактерии — универсальные разрушители веществ. Бактерии — самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии —главные участники всех круговоротов. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь назови правила аквариумиста 3 класс согласии с природой — единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки. Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных». Повторение пройденного материала — 4 ч. Часы по выбору учителя — 2. Раздел 2: «Моё Отечество» 34 ч. Твои родные и твоя Родина в потоке времени 4 ч Родословная человека. Фамилия, имя и отчество — связь времен. Представление о «реке времени». Век столетие и эра — точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве — одной из самых распространённых в мире религий. Наша Родина дом, город или село, родной край, страна. Общество, в назови правила аквариумиста 3 класс мы живём. Законы — обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество — Россия! История — наука о прошлом человечества. Образ многовековой истории России. IX — XIII века 5 ч Древние жители российских просторов. Киев — столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче. «Древняя Русь — страна городов». Города — центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука — кириллица. Борьба с европейскими рыцарями. Разорение и гибель Древней Руси. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды. XIV — XVII века 4 ч Время создания Московского государства — время борьбы жестокости и милосердия. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России — двуглавый орёл. Московское государство — наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей — крестьян. Столица государства — Москва. Московский Кремль — памятник времён Московского государства, «сердце Назови правила аквариумиста 3 класс и всей России». Образ царя Ивана Грозного. Смутное время — угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества. XVIII — начало XX века 5 ч Преобразование России Петром Великим — первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица — Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг бело-сине-красныйвоенно-морской Андреевский флаг. Власть и народ Российской империи. Великий русский полководец Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве. Отечественная война 1812 года — угроза существованию России. Единство народа перед лицом врага. Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов — «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин — создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. Правление Александра II — время перемен в Российской империи. Назови правила аквариумиста 3 класс развитие обновлённой империи. Времена Советской России и СССР. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. Цель советского государства — строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Герои Великой Отечественной войны. Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране. Современная Россия 8 ч Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ — Россия. Современная Россия — наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Конституция — основной закон государства. Права и обязанности граждан. Представления об избирательной системе. Государственная власть в России. Представление о власти законодательной исполнительной. Президент — глава государства, который избирается народом. Государственная дума — собрание избранных народом представителей, которое создает законы. Россия — общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация — государство, созданное союзом территорий. Россияне — все граждане Российской Федерации. Достояние российской культуры — библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача — сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России происхождение и традиции празднования. Раздел 1: «Человек и природа» 34 ч Авторы: Вахрушев Человек и его строение 14 ч Устройство человека. Основные системы органов тела человека их роль в жизни организма. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов бактерий. Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли — защита от истирания кожи. Кожа — орган чувств. Узоры на ладонях и пальцах. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Кости назови правила аквариумиста 3 класс их прочность. Назови правила аквариумиста 3 класс в позвоночнике и плечевом суставе. Как оказать первую помощь? Мышцы — движители тела и его скелета. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры. Органы выделения их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Кровь и её назови правила аквариумиста 3 класс функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека. Мозг — орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы — быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы — «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария — самая главная часть мозга человека. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие. Глаза — органы зрения. Восприятие на свету и в темноте. Нос — орган обоняния. Ухо — орган слуха. Язык — орган вкуса. Кожа — орган осязания. Боль — сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам. Размножение — свойство живых организмов. Эмбрион — орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся. Микробы — возбудители болезней. Что вызывает грипп и как он передаётся? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Высокая температура, её причины. Клетки крови — пожиратели микробов. Прививки их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Физкультура — необходимый элемент культуры цивилизованного человека. Происхождение человека 2 ч Предки человека — человекообразные обезьяны их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков — предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Первобытное стадо как прообраз человеческого назови правила аквариумиста 3 класс. Обезьянолюди — древнейшие люди нашей планеты. Хранение орудий изготовление их впрок — главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Рукотворная природа 10 ч Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай. Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо их применение человеком. Вода, её свойства принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять. Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды — устройство водопровода. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат. Воздух, его состав и свойства расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость. Обладает ли воздух выталкивающей силой? Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов постоянная форма, прочность, твёрдость. Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и назови правила аквариумиста 3 класс камни. Металлы, их свойства твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричестводобыча использование. Бронза, железо и его сплавы. Торф, каменный уголь, нефть и природный газ — ископаемое топливо, его происхождение. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель. Звук, его свойства высота звука и его связь с вибрацией. Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства распространение по прямой, преломление, поглощение. Современные технологии на службе у человека. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера их роль в жизни современного человека. Присваивающее хозяйство наших предков. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека. Повторение пройденного материала — 5 ч. Часы по выбору учителя — 3 ч 4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» 34 ч Авторы: Данилов Человек и его внутренний мир 9 ч Человек — дитя природы назови правила аквариумиста 3 класс общества. «Маугли» — человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека. Черты характера как устойчивые проявления личности. Самооценка — или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе. Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды речевые и неречевые. Мимика — «выражения лица» и пантомимика — «язык движений». Человек и общество 4 ч Общество как взаимосвязь людей. Причины и виды конфликтов. Правила поведения людей в обществе. Круги общения и социальные группы. Человечество — самая большая социальная группа. Права человека в обществе. Картина всемирной истории человечества 6 ч Всемирная история человечества — возникновение изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина назови правила аквариумиста 3 класс истории человечества — смена нескольких эпох — «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали. Первобытный мир 1 млн лет — 5 тыс. Древний мир 3 тыс. Средние века V—XV века — время смены одних цивилизаций другими и распространения области назови правила аквариумиста 3 класс по планете. Новое время XV—XIX века — эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время XX век — эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой общечеловеческой цивилизации. Человек и многоликое человечество 5 ч Единое человечество состоит из назови правила аквариумиста 3 класс рас и разных народов Земли. Народы, их основные различия. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов. Единое человечество состоит из граждан разных государств. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова. Единое назови правила аквариумиста 3 класс состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера представление о богах и атеизм неверие в Бога. Право человека на свободу совести выбрать любую религию или быть атеистом. Религии мира — религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры. Человек и единое человечество 4 ч Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Собственность, доход, заработная плата. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли. Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН — «Декларация прав человека». Всё человечество объединяют глобальные всеобщие проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества. Обобщающее повторение — 2 ч. Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас! Часы по выбору учителя — 4 ч. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Начальное образование существенно отличается назови правила аквариумиста 3 класс всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с назови правила аквариумиста 3 класс и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в назови правила аквариумиста 3 класс, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности. В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, назови правила аквариумиста 3 класс истории и культуре. Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального назови правила аквариумиста 3 класс со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные живые пособия — комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; изобразительные наглядные пособия — таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др. Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов например, позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир». Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах — их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т. Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии назови правила аквариумиста 3 класс которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические назови правила аквариумиста 3 класс и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал. Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т. В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, собственного организма, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Окружающий мир», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, его внутреннем мире, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере назови правила аквариумиста 3 класс деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса «Окружающий мир», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы минералов, растений, животных и т. Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции. ОБЖ в курсе «Окружающий мир» В рамках базисного плана назови правила аквариумиста 3 класс 2004 года материал по ОБЖ включен в другие предметы, в частности в Окружающий мир в основном. Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически он изучается в рамках самого предмета "Окружающий мир". Тем не менее постоянно в различных регионах предпринимаются местные попытки выделить содержание ОБЖ отдельно и заставить учителей сделать двойное планирование. С точки зрения Федерального центра это не требуется, но регион имеет право на самостоятельность. В результате, например, в новых методических рекомендациях для дошкольников мы сделали двойное тематическое планирование: по ОМ и ОБЖ.

См. также