Нормы жилья для военнослужащих

Об отдельных вопросах применения норм жилищного кодекса российской федерации при реализации жилищных гарантий военнослужащих военнослужащих Форгушия, старший преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, полковник юстиции. Как уже хорошо известно, Жилищный кодекс Российской Федерации, отразивший новую политику государства в вопросах жилищного обеспечения граждан, в достаточной степени регулирует вопрос предоставления жилья малоимущим гражданам и а вершенно не отражает специфики реализации Ж1 лищных прав военнослужащих, о чем нормы жилья для военнослужащих. Правоприменительная практика реализации жилищных гарантий военнослужащих, основанная на применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации, вскрывает все новые и новые недостатки и недоработки современного жилищного законодательства, что, в свою очередь, оправдывает необходимость принятия ряда норм, отражающих специфику реализации жилищных гарантий военнослужащих. В редакцию журнала поступают обращения военнослужащих, содержащие вопросы, связанные с разъяснением применения отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. В правоприменительной практике возникает достаточно сложный в правовом отношении вопрос о применении к военнослужащим подп. Согласно данной норме граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. Представляется, что применение данной нормы в условиях Вооруженных Сил имеет свои особенности. В соответствии со ст. Таким образом, отношения, связанные с предоставлением жилых помещений, могут регулироваться другими законодательными актами. Актом, устанавливающим жилищные права военнослужащих и регулирующим отношения, связанные с их реализацией, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Статья 15 данного Федерального закона фактически содержит нормы жилищного законодательства, регулирующего вопросы жилищного обеспечения специальных субъектов - военнослужащих. Таким образом, по кругу субъектов данная норма выступает особенной по отношению к нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, которые регулируют вопросы жилищного обеспечения граждан Российской Федерации и являются общими. При конкуренции правовых норм применению подлежат особенные нормы, так как они имеют преимущество перед общими нормами. В соответствии с п. Нормы жилья для военнослужащих из содержания приведенной нормы, итогом реализации указанных гарантий должны быть или индивидуально определенное жилое помещение, или денежная сумма, предназначенная для покупки жилого помещения. Таким образом, государство в качестве реализации указанных гарантий предусматривает нормы жилья для военнослужащих средства удовлетворения жилищных потребностей военнослужащих, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях. Средства нормы жилья для военнослужащих военнослужащих жильем в ст. Право на предоставление земельного участка для жилищного строительства абз. Федерального закона «О статусе военнослужащих» нельзя отнести к указанным выше формам, так как военнослужащий, обеспеченный в установленном порядке земельным участком, предназначенным для жилищного строительства, не может считаться обеспеченным жилым помещением в силу того, что предоставление земли для жилищного строительства хоть и направлено на реализацию жилищных прав, все же не гарантирует строительство самого жилого дома. Это может произойти по причине банального отсутствия денежных средств у военнослужащего. Гарантировать реализацию права на жилье военнослужащему, имеющему землю для жилищного строительства, может только предоставление военнослужащему целевой безвозмездной финансовой помощи из федерального бюджета. Такая форма жилищного обеспечения существовала до 1 января 2005 г. Впрочем, действующие нормы не исключают возможность такого участия государства в решении жилищных вопросов военнослужащих. Таким образом, снятие военнослужащего, обеспеченного земельным участком для жилищного строительства, с учета нуждающихся в жилых помещениях не может считаться законным и обоснованным, так как в данном случае не гарантировано обеспечение его жилым помещением. Поэтому военнослужащий может быть снят с учета в случаях получения от государства безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья либо завершения жилищного строительства за счет собственных либо заемных средств. К такому же выводу приводит заключение, полученное в результате анализа оснований постановки военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях. Военнослужащий, получивший земельный участок для строительства жилья и снятый в связи с этим обстоятельством с учета нуждающихся в жилых помещениях, имеет в соответствии с п. Кроме того, если военнослужащий был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации - до 1 марта 2005 нормы жилья для военнослужащих. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. Также в нормы жилья для военнослужащих со ст. Право обращения военнослужащего в целях реализации жилищных прав и обязанность органа государственной власти осуществить действия, направленные на реализацию жилищных прав военнослужащих жилищные правоотношения, направленные на возникновение права пользования жилым помещениемвозникали до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, что, по мнению автора, влечет за собой не применение его положений к военнослужащим, которые должны были быть обеспечены жильем до 1 марта 2005 г. Другие обращения военнослужащих касаются вопроса о размере предоставляемого им жилого помещения. Начальник ГУ 1987 ОМИС довел до сведения председателей жилищно-бытовых, комиссий, что при определении военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует: руководствоваться вышеуказанным распоряжением. В результате установленных нормативов семья военнослужащего из трех человек, проживающая в однокомнатной квартире общей площадью 30 кв. Приведенный пример не нормы жилья для военнослужащих отражением массового явления, и даже не является характерным, так как глава администрации Островского района, являясь должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не органа местного самоуправления, принял нормы жилья для военнослужащих решение с превышением своих полномочий. Однако данный пример заставляет задуматься о регулировании вопроса установления нормативов площади жилых помещений в современных условиях. По общему правилу жилищного законодательства жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам с учетом норм площади жилых помещений. В отличие от утратившего силу Нормы жилья для военнослужащих кодекса РСФСР действующий Жилищный кодекс не устанавливает предельных размеров указанных норм. В соответствии с чч. Исключение из данного правила нормы жилья для военнослужащих в ч. В данном случае не совсем понятна логика законодателя, который не предоставил возможность устанавливать учетную норму площади жилого помещения федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации, которые вправе устанавливать такие нормы в силу п. В проекте Жилищного кодекса Российской Федерации содержался нормы жилья для военнослужащих допустимый размер нормы предоставления жилого помещения - 15 кв. Однако в процессе обсуждений от установления конкретного размера площади отказались. Отказ законодателя от установления четких границ нормативов жилой площади представляется не совсем оправданным, так как в данном случае не исключена возможность нарушения жилищных прав граждан, в том числе и военнослужащих. В силу обстоятельств, связанных с недостатком жилищного строительства в некоторых регионах, муниципальные власти, оценив уровень обеспеченности населения жилыми помещениями, могут вполне обоснованно прийти к показателям общей площади жилья, которые будут снижены до немыслимых пределов, однако они будут правы их действия с точки зрения соблюдения норм Жилищного нормы жилья для военнослужащих Российской Федерации формально законны. Именно такие действия описаны в вышеприведенном письме, ведь указанная в нем норма предоставления жилого помещения допускает снижение фактической жилой площади ниже санитарной нормы на одного человека, устанавливаемой для общежитий, размер которой составляет 6 кв. Уменьшив нормативы жилой площади на территории муниципального образования, можно весьма успешно решить жилищную проблему, а главное - дешево и показатели хорошие. В указанных органах, решая проблему своих «малоимущих граждан», попутно, и порой не осознавая этого, народные представители будут решать вопросы, существенно затрагивающие права интересы военнослужащих. А как же, спрашивается, государственные гарантии жилищных прав военнослужащих, указанные в п. Получается, в полном объеме эти гарантии не предоставляются и государство в этом пока не участвует. На наш взгляд, государством все же должны быть определены нормы жилья для военнослужащих учетные нормы, так и нормы предоставления, снижение которых недопустимо со стороны органов, в компетенцию которых входит их установление. В таком случае будет в полном объеме выражаться социальная сущность участия государства в жилищном обеспечении малоимущих граждан, и особенно отдельных категорий граждан, в форме предоставления жилых помещений по договору социального найма. Что касается военнослужащих, то норматив предоставляемых им жилых помещений, а также учетная норма площади жилого помещения должны быть едиными на территории Российской Федерации и отражать не реальный достигнутый уровень обеспеченности жильем в том или ином регионе, а требуемый для достойного проживания защитников Отечества и членов их семей. В настоящее время федерального закона, устанавливающего норму предоставления жилых помещений для военнослужащих, нет, поэтому в соответствии с ч. Вышеприведенные примеры еще раз наглядно нормы жилья для военнослужащих, что Жилищный кодекс Российской Федерации не учитывает особенности жилищного обеспечения военнослужащих, и его применение не всегда гарантирует военнослужащим полную реализацию их жилищных прав и гарантий. Вместе с тем у нового Жилищного кодекса есть одно бесспорное достоинство. Этот документ как никакой другой, регулирующий специфические отношения, связанные с реализацией прав граждан, предоставляет широкие возможности для правотворчества. Безусловно, в целях разрешения рассмотренной проблемы на основании ч. Пока указанные, а также иные предусмотренные и Жилищном кодексе Российской Федерации правовые возможности государством в лице его законодательных исполнительных органов не будут использованы, жилищные гарантии военнослужащих будут реализовываться на основании норм, нормы жилья для военнослужащих учитывающих специфики, вытекающей из военной службы военнослужащих, а следовательно, их права не будут гарантированы от нарушений.

См. также