Основные этапы избирательной кампании

Деление хода предвыборной кампании на составляющие части, призванное повысить управляемость кампании и облегчить процесс планирования избирательной кампании. В ходе проведения избирательной кампании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом интенсивностью работы. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Неплохо также заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации — по залогу или по подписям. Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа — это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам. Подготовительный этап или период основные этапы избирательной кампании. На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить штаб и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами основные этапы избирательной кампании информации. Лучше всего на этом же этапе провести фотосессии. Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ таких как покупка постельного белья. К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей, непонятно кто и за что отвечает. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору. Для этапа характерны возросшая интенсивность работы их хаотичность, нервозная обстановка в штабе. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты в том числе и финансовый отчет в избирательную комиссию. Неплохо также проанализировать основные этапы избирательной кампании в стратегии и тактике предвыборной борьбы.Одна из наиболее значимых и насыщенных технологиями политических кампаний — избирательная кампания, в ходе основные этапы избирательной кампании разворачивается борьба претендующих на места во властных структурах партий и лидеров. В законодательстве Российской Федерации избирательная кампания определяется как заключительный этап избирательного основные этапы избирательной кампании по выборам основные этапы избирательной кампании конкретный орган государственной власти — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения об их назначении до дня представления избирательной комиссией отчета о расходовании средств. Известно, однако, что на деле предвыборная борьба начинается задолго до официального старта. Определим ее как совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или общественно-политической организацией определенных результатов по итогам выборов, а избирательную технологию — как способ ведения избирательной кампании. Основные субъекты избирательной кампании — кандидаты и партии, борющиеся за соответствующие мандаты либо решающие другие задачи повысить степень политического влияния накануне следующих выборов, обменять электоральный ресурс на доступ к ресурсам иного рода и т. Важнейшая роль избирательных комиссий состоит в формировании правового пространства избирательной кампании и контроле за соблюдением правовых норм сторонами предвыборной борьбы. Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, основные этапы избирательной кампании на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования. Совокупность реализуемых при этом связей образует поле избирательной стратегии рис. Прежде всего как политик, кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен позиционировать себя среди политической элиты — определить свое основные этапы избирательной кампании в сложившемся пересечении политических интересов и образов. Во-первых, поддержка крупных политических фигур необходима ему, с одной стороны, как средство привлечения дополнительного финансового, организационного, административного ресурса. Во-вторых, кандидат должен иметь политический имидж, позволяющий ему занять выигрышную нишу в конфигурации претендентов на оспариваемый им мандат. В-третьих, демонстрация поддержки политических "тяжеловесов" помогает кандидату убедить избирателей в своей способности выполнить предвыборные обещания. В-четвертых, необходимо учесть степень популярности этих "тяжеловесов" среди населения и прежде всего тех слоев, на поддержку которых рассчитывает кандидат. Наконец, в-пятых, способы решения этих проблем не должны противоречить друг другу. Поле избирательной стратегии Позиционирование в совокупности политических институтов решает сходные задачи. Поддержка партий дает кандидату к тому же дополнительный организационный ресурс. В электоральном отношении в России поддержка партии менее значима для избирателя, нежели поддержка лидера. Существенной является поддержка или противодействие со стороны государственных органов. По и партийной поддержкой не следует пренебрегать, особенно на выборах в органы представительной власти. На выборах же руководителей администраций преимущество может дать в одних случаях демонстрация надпартийной позиции, в других — партийной принадлежности. Необходимость правильного позиционирования в промышленно-финансовой элите связана не только с естественной потребностью кандидата в основные этапы избирательной кампании поддержке на выборах. Поддержка крупных промышленников и банкиров в зависимости от их репутации способна как привлечь, так и оттолкнуть симпатии избирателей. К тому же кандидат или партия не может не понимать, что понятие свободного мандата существует для избирателя, но не для спонсора. Существуют определенные требования и к позиционированию в совокупности претендентов на искомый мандат. Чтобы иметь шанс быть избранным, необходимо, чтобы тебя узнавали, отличали от других кандидатов, и чтобы черты предложенного избирателям имиджа основные этапы избирательной кампании значительной их части. И в конечном счете главное — правильное позиционирование в структуре электората, для чего осуществляется его сегментирование, т. Формирование имиджа должно отвечать их ожиданиям. Способы позиционирования в остальных сферах не должны, как минимум, противоречить электоральным задачам. Наконец, выстраивание основные этапы избирательной кампании со всеми элементами среды невозможно без установления эффективных связей с ними. Совокупность этих связей составляет информационное пространство, формирование которого является одной из основных задач, решаемых в ходе предвыборной кампании. Оно образуется из СМИ, агитационных материалов, слухов, служебной, доверительной информации и др. Выбор и характер использования конкретных средств коммуникации зависит от объекта информационного воздействия основные этапы избирательной кампании конкретной политической ситуации. Способы позиционирования, конфигурация использование информационного пространства закладываются в содержание стратегии избирательной кампании — совокупности ключевых идей, основной и вспомогательных тем кампании, — реализация которой призвана обеспечить достижение цели. В соответствии со стратегией выстраивается тактика избирательной кампании — основные направления и этапы, мероприятия, структура, план-график, структура управления, а также более частные планы — календарный план работы штаба, планы загрузки СМИ, мониторинга общественных настроений, массовых мероприятий, встреч с избирателями и т. Содержание стратегии зависит от целей, которые могут быть разными: — победа на выборах, получение искомого мандата — "естественная" цель выборной кампании; — сокрушительная победа, — в случаях, когда простой победы бывает недостаточно; — повышение уровня известности и формирование имиджа так называемая "раскрутка" с прицелом на следующие выборы; — получение трибуны в рекламных целях — для пропаганды политических взглядов, торговой марки фирмы и основные этапы избирательной кампании. В каждом из этих случаев выстраивается своя стратегия, ориентированная на соответствующую цель. При этом "естественную" цель предвыборной кампании — победить на выборах — очень часто преследует меньшинство ее участников. Важно понять и учесть в стратегии цель каждого. В соответствии с логикой избирательного процесса выстраивается логика избирательной кампании. В самом общем виде можно разделить ее на две части: до и после объявления выборов. Первая из них, скрытая и, как правило, наиболее продолжительная, — предварительная, она начинается с момента, когда будущий официальный кандидат или партия решил, что будет претендовать на основные этапы избирательной кампании. Здесь реализуются задачи позиционирования в политической и промышленно-финансовой элите, среди политических партий, формируются ожидания избирателей имидж будущего кандидата. Наиболее влиятельные партии их лидеры используют в этих целях парламентскую трибуну, действующие президенты и губернаторы — ресурсы исполнительной власти. Основные этапы избирательной кампании их оппонентов — свои ресурсы. Главное преимущество оппозиции — возможность критиковать власть за ее реальные и мнимые ошибки при отсутствии ответственности за решения и действия власти. На этой стадии борьба ведется скрытно, завуалированно, без прямой агитации. Если уподобить предвыборную кампанию айсбергу, первая ее часть — подводная. Видимая, хотя основные этапы избирательной кампании не полностью, надводная часть айсберга — вторая часть избирательной кампании, — с момента объявления выборов начинается официальная предвыборная кампания. На этой стадии на первый план выступает задача формирования и продвижения позитивного, соответствующего ожиданиям избирателей имиджа предлагаемого им "политического товара" — обобщенный образ, портрет личности или организации, формируемый в представлении общественности. Элементами политического имиджа являются личностные и социальные характеристики лидеров и партий — биографические данные, внешний вид, политический вес, предвыборные программные установки и т. Эту часть избирательной кампании можно, в свою очередь, разделить на три качественно разных этапа. Первый этап — выдвижение и регистрация кандидатов. Основная основные этапы избирательной кампании этапа — сбор необходимого числа подписей в поддержку потенциального кандидата, подготовка документов для регистрации кандидата или партии, прохождение процедуры регистрации. На этом этапе особенно важно обеспечить выполнение всех юридических требований, чтобы исключить возможность отказа в регистрации либо последующего "снятия с дистанции" в судебном порядке. В то же время сбор подписей — хороший "информационный повод" для косвенной агитации. На этом этапе происходит "всплытие" основных претендентов на мандаты, окончательно определяется конфигурация избирательного пространства и в соответствии с этим осуществляется коррекция стратегий. После регистрации дается старт официальной предвыборной кампании — начинается второй этап. В этот период разворачивается непосредственная основные этапы избирательной кампании за голоса, ведется прямая агитация. Каждая сторона стремится основные этапы избирательной кампании этом этапе преподнести избирателям образ своего кандидата в максимальной степени отвечающим сформированным к этому времени ожиданиям и представить главных оппонентов в образе "антигероя". Главная задача этапа — совмещение в основные этапы избирательной кампании избирателей их ожиданий с имиджем кандидата партии. Третий этап — самый краткий, но не менее ответственный — голосование и подсчет голосов. Главная задача этапа — контроль на избирательных участках и в избирательных комиссиях. Без этого все предшествующие усилия могут оказаться бесполезными. На этом этапе предвыборная агитация запрещена, но законные способы повлиять на исход голосования все-таки существуют. Используются, например, личные связи сторонников для обеспечения явки: нет ничего предосудительного в том, чтобы позвонить приятелю и назначить ему встречу за бутылочкой пива на избирательном участке. Если в ходе голосования или подсчета голосов вскрываются грубые нарушения избирательного законодательства, которые могли существенно повлиять на результаты выборов, возможен еще один, четвертый этап — процедура опротестования итогов голосования в суде. На практике эта возможность реализуется очень редко, в том числе и по причине отсутствия должного контроля команд. В некоторых случаях, однако, наличие документально оформленных свидетельств грубого нарушения используется для оказания давления на победителя с целью получения определенных политических дивидендов: при распределении постов, принятии решений основные этапы избирательной кампании т. Вот почему необходимо с самого начала официальной избирательной кампании обеспечить ее плотное юридическое сопровождение. Избирательным правом многих стран, включая Россию, во многих случаях предусматривается второй тур голосования. Если кандидат в первом туре не набрал необходимого для победы числа голосов, назначается второй тур. Тем самым появляется еще один этап, который распадается на два подэтапа с задачами второго и третьего этапов основной кампании. Возможен синтез двух последних случаев: второй тур плюс опротестование итогов голосования в суде. Наконец, на следующий день после официального вступления в должность либо получения депутатского мандата победитель, хочет он того или нет, начинает первую, фоновую часть новой избирательной кампании. Каждый его шаг будет оцениваться как позиционирование в политической и промышленно-финансовой элите, среди партий и электоральных групп.

См. также