Особенности правового статуса крестьян в 18 веке

Белорусские земли с населением около 3 миллионов человек отошли к Российской империи. Из государства уже разваленного Беларусь попала в государство, которое тоже постепенно разваливалось. Россия болела той же панско-шляхеукой болезнью, от которой умерла Особенности правового статуса крестьян в 18 веке Посполитая. Присоединение Беларуси к Российской империи обусловило значительные изменения в территориальном устройстве и органах управления Беларуси, которые должны были быть переустроены в соответствии с российским законодательством. В 1772 году после первого раздела Речи Посполитой были особенности правового статуса крестьян в 18 веке Могилевская и Псковская губернии. С 1801 года территория Беларуси составляла пять губерний: Витебскую, Могилевскую, Минскую, Виленскую и Гродненскую. В 1807 особенности правового статуса крестьян в 18 веке по Тильзитскому договору к России отошел белорусский округ, который был включен в 1843 году в состав Гродненской губернии. Такое деление просуществовало вплоть до 1917 года. Непосредственное управление губернии находилось в руках губернатора, который назначался сенатом с последующим утверждением государем. Губернатор был наделен большими особенности правового статуса крестьян в 18 веке и нес ответственность за управление губернией. При губернаторе утверждалось губернское правление, работа которого проходила в форме ежедневных заседаний. При губернском правлении находилась губернская канцелярия. Каждая губерния делилась на поветы в отличие от остальной части России, где в губерниях выделялись уезды. Впоследствии поветы были переименованы в уезды. В уездах не было органов управления как таковых, а был учрежден полицейский орган — нижний земский суд во главе с земским исправником, исполнявшим чисто полицейские функции. На территории Беларуси утратило силу Магдебургское право, а на города, которые его имели, распространялись принципы российского городского самоуправления по грамоте дарованной городам 1785 года. В конце XVIII- первой трети XIX века на территории Беларуси основным источником права являлся статут 1588 года. Юхо, до 1811 года все государственные учреждения и должностные лица пользовались статутом 1588 года, изданным на польском языке в Вильне в 1786году. В 1811 году в Петербурге был издан Статут 1588 года на русском и польском языках, и последний раз он издавался на польском языке в Вильно в 1819 году. Однако применение Статута было ограничено, поскольку суды были обязаны в своей деятельности руководствоваться и нормами общеимперского законодательства. Восстание в Польше, Литве и Беларуси 1830-1831 года привело к резкому изменению политики Российской империи в регионах, присоединенных после разделов Речи Посполитой. Признаки определенной автономии административной, судебной и правовой системы Беларуси были ликвидированы. В 1831 году отменяется действие Статута 1588 года в Витебской и Могилевской губерниях, а в 1840 году распространено общероссийское законодательство и прекращено действие Статута 1588 года в Виленской, Гродненской и Минской губерниях. Функционирование и развитие судебной системы Беларуси после присоединения ее территории к Российской империи характеризуется противоречивыми, порой противоположными тенденциями. Однако постепенно система судебных органов в белорусских губерниях сближается с судоустройством Российской империи. По форме правления Российская империя в середине XIX века являлась абсолютной монархией. Император был наделен всей полнотой законодательной исполнительной власти. Именно он должен был координировать и объединять деятельность всех министров и ведомств, однако государственное управление усложнилось настолько, что он физически был не в состоянии это делать. Так, первым шагом на пути реформирования государственного аппарата, прежде всего органов исполнительной власти, стало создание в 1857 году Совета Министров, в который вошли ведущие министры и руководители самостоятельных ведомств, а также председатели Государственного Совета и Комитета министров. Также в этот день все проекты «местных положений», одобренные Государственным Советом, были подписаны Александром II и получили силу закона. В Беларуси реформа 1861 года проводилась на основании «Общего положения», двух «местных положений» и дополнительных правил об устройстве крестьян мелкопоместных имений. «Общее положение» декларировало, что крепостное право для помещичьих крестьян и дворовых людей отменяется навсегда. Помещик лишается права распоряжаться крестьянами как своей собственностью, вмешиваться в их личную жизнь и наказывать их. Крестьяне наделялись гражданскими правами. Помещик объявлялся собственником всей принадлежащей ему до реформы земли, часть которой он обязывался выделить крестьянам в постоянное пользование. До заключения выкупной сделки крестьянин должен был находиться в положении временно обязанного и выполнять в пользу помещика определенные повинности. С 1 марта 1863 года последовало издание указа царя об отмене временнообязанных отношений в Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губернии, в четырех уездах Витебской губернии. Спустя восемь месяцев этот указ был распространен на Могилевскую губернию и белорусские уезды Витебской губернии. Для крестьян российских губерний временнообязанное состояние потеряло силу лишь в 1883 году, когда все они были переведены в состояние собственников. Указ 1863 года сохранял обязательный выкуп крестьянских наделов. Однако выкупные платежи за надельную землю понижались на двадцать процентов от определенных Положениями 19 февраля 1861 года. Крестьянин переходил в разряд крестьян-собственников и должен был вносить выкупные платежи в уездные казначейства. Продолжением крестьянской реформы 1861 года являлась перестройка в 60-х-70-х годах XIX века земского и городского управления, системы народного просвещения, контроля над деятельностью печати и так далее. В Беларуси проведение земской реформы было отложено до начала Особенности правового статуса крестьян в 18 веке века. Начало земской реформы в Беларуси было положено специальным Положением от 2 апреля 1903 года. В соответствии с ним в шести западных губерниях Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Волынской и Подольской были учреждены губернские и уездные комитеты и управы по делам земского особенности правового статуса крестьян в 18 веке. Другой крупной реформой середины XIX века стала реформа городского управления. В России городская реформа готовилась и проводилась по образцу земской. С 1862 по 1866 года Министерство внутренних дел, кодификационная и местная городские комиссии разрабатывали проект Городового особенности правового статуса крестьян в 18 веке, который многократно уточнялся и дополнялся и получил силу закона 16 июля 1870 года. Закон действовал в 509 городах Российской империи, регламентировал компетенцию органов государственного самоуправления. Также определялся городской бюджет, который пополнялся из сборов за владения городской недвижимостью и осуществление коммерческой деятельностью в размере один процент от доходов. В Беларуси проведение данной реформы было отложено на пять лет по политическим соображениям. Сложившаяся деформированная судебная система России была архаичной, весьма сложной и запутанной. Она имела сугубо сословный характер, так как для каждого сословия дворян, горожан, крестьян были свои судебные органы. Ведение следствия исполнение приговора предоставлялись органам полиции, которые, кроме того, могли принимать на себя и судебные функции по «маловажным» делам. Началом проведения реформы являлось подписание 20 ноября 1864 года Александром II четырех законов: 1. Учреждение судебных установлений; 2. Устав уголовного судопроизводства; 3. Устав гражданского судопроизводства; 4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. «Учреждение» провозгласило отделение судебной власти от законодательной исполнительной. Регламентировалось создание всесословных судебных органов и создание суда присяжных. Провозглашались принципы равенства особенности правового статуса крестьян в 18 веке перед судом и законом, выборности мировых судей и присяжных заседателей, прокурорского особенности правового статуса крестьян в 18 веке за законностью судопроизводства и другие демократические принципы. Впервые в России учреждался институт адвокатуры. Крайне медленно, с существенными ограничениями изъятиями проводилась судебная реформа в Беларуси. Это было обусловлено политикой центральной власти, опасающейся растущего национального движения. Мировые суды на территории Беларуси начали образовываться в 1871 году. Окружные суды, судебные палаты институт присяжных поверенных начали образовываться только в 1882 году. Вывод хочу начать словами белорусского ученого-историка Игнатовского, который обращает внимание на то, что кроме экономического давления рабочие массы Беларуси пережили и национальное давление». Сосны, который отмечает, что, несмотря на лояльное отношение царизма к правящему сословью в Беларуси, у шляхты все особенности правового статуса крестьян в 18 веке оставались причины для недовольства новой властью, в первую очередь из-за утраты собственной государственности, память о которой передавалась от поколения поколению, являясь следствием антироссийских заговоров и восстаний. Из этого смело можно сделать вывод, что ни «низы» ни «верхи» небыли довольны уничтожением государственности Беларуси и текущим положением в Российской империи. На мой взгляд, этот период истории в становлении белорусской государственности был одним из тяжелейших. Сильнее чем Российская империя развитие нашей собственной государственности и независимости не тормозил никто в истории. Вместе с тем Российской империи удалость достичь своей цели — не только затормозить, но и вовсе буквально остановить развитие экономики и права на территории Беларуси. Положение белорусского крестьянина было плачевным. Тургенев пишет в своих записях: «Одно из самых возмутительных злоупотреблений замечается в белорусских провинциях, где крестьяне так несчастны, что вызывали сострадания даже русских крепостных». Жми Добавить комментарий Имя обязательное E-Mail обязательное Подписаться на уведомления о новых комментариях Обновить Думаю, что денег не было совсем у предприятия. Internet Explorer 6 was released in 2001 and it does not display modern web sites properly. Please upgrade to a newer browser to fully enjoy this site and the rest of the web. After you update, please come back and you will be able to view our site.

См. также