Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке

Организация двигательной активности в МБДОУ На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально-гигиенических, а также от характера педагогического воздействия. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность. Двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии режиме малоподвижности возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структур ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия чрезмерно большая двигательная активность также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитие организма ребёнка. Поэтому наш детский сад обеспечивает рациональный уровень педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке активности, который достигается путём совершенствования двигательного режима, так как двигательная активность определяется не столь биологической потребностью ребёнка в движении, сколько факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условием внешней среды, воспитанием и обучением. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагоги ДОУ заботятся об организации двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей. Поэтому при распределении двигательного режима мы учитываем: особенность ДОУ наличие специалистов, режим ДОУ ; зависимость двигательной активности от времени года наиболее высокие показатели у детей старшего дошкольного возраста выявлены в весенне-летний период: средний объём составил 16500 движений, продолжительность 315 минут, интенсивность — 70 движений в минуту. В осенне-зимний период года показатели колебались в пределах 13200—15600 движений, 270—280 мин. Всё это способствует оптимизации двигательной активности детёй. Двигательный режим ДОУ включает всю динамическую деятельность детей — как организованную, так и самостоятельную. В санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах от Минздрава России сказано, что следует предусмотреть объём двигательной активности воспитанников 5—7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6—8 часов в неделю с учётом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. Модель двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких блоков: Физкультурно-оздоровительные занятия. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи. Содержание и построение занятий ДОУ разное, каждое из них в той или иной мере имеет своё специфическое назначение. Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки- походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи: Физминутки снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность. На занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания. Неделя здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники — это активный отдых. Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей. Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития. Коррегирующая гимнастика предназначена для детей с ослабленным здоровьем. В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер меняются и повторяются с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке оздоровительный двигательный режим старших дошкольников. Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, определяем приоритеты в режиме дня. Первое место в двигательном режиме дня принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя зарядка, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику ДОУ внедряем дополнительные занятия двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносим нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке вечерней прогулке, прогулки — походы в лес, корригирующая гимнастика. Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня, два в зале и одно на улице. В бассейне проводятся занятия по обучению детей плаванию один раз в неделю. Организация обучения плаванию осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно- оздоровительной работы. Сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности отдыха детей на протяжении всего учебного года способствует закаливанию и увеличению двигательной активности детей. Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью строится с учётом уровня двигательной активности. Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение в нашем ДОУ отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых принимают участие и дети из соседнего детского сада. К ним относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады. В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий Группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений игр, танцы и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения. Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры объём, продолжительность, интенсивность соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, также, когда обеспечивается её соответствие условиям среды природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжения и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

См. также