Расчет плана формирования поездов

Расчет плана формирования поездов на основе автоматизированных систем по управлению перевозочным процессом диссертация по транспорту, скачайте бесплатно автореферат диссертации на тему 'Управление процессами перевозок' автореферат диссертации по транспорту, 05. Защита состоится 29 сентября 2005 г. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета. Автореферат разослан «26» августа 2005 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат технических наук, доцент Мокейчев ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Одной из ключевых проблем организации эксплуатационной работы ж. Развитие рыночных отношений в России, начавшееся в конце прошлого века, а также реформа, проводимая в настоящее время на ж. Неравномерность вагонопотоков сделала невозможным сохранять ПФП неизменным в течение года, как это было ранее. Пересматриваются принципы, ранее заложенные в основу организации вагонопотоков, расширяется перечень критериев оценки организации вагонопотоков. Постоянно совершенствуется система организации вагонопотоков в целях увеличения прибыли ОАО «РЖД» за счет снижения эксплуатационных затрат на основе автоматизации перевозочного процесса. ПФП стал определять потребительские свойства транспортной продукции, он является одним из основных технологических документов, обеспечивающих эксплуатационную деятельность российских ж. В этих условиях задача автоматизации расчета ПФП на основе действующих в отрасли автоматизированных систем АСобеспечивающих перевозочный процесс, приобретает особую актуальность. Цель и задачи исследования. Целью исследования является создание автоматизированной системы расчета ПФП технической маршрутизации в условиях функционирования АС ление пе- ревозками на ж. При этом объектом исследования является система организации вагонопотоков, а предметом исследования - процесс автоматизации расчета ПФП. К числу основных задач исследования относятся разработки методик: - автоматизированного формирования исходных данных для расчета ПФП на основе информации, расчет плана формирования поездов из действующих на ж. АС; - подготовки и формирования нормативно-справочной информации НСИ для автоматизированного расчета ПФП; - создания графической схемы расчетного полигона и привязки данных о зарождении, погашении и продвижении вагонопотоков к маршрутам их следования на сети железных дорог; - отображения данных о вагонопотоках, объектах транспортной сети и ПФП на основе нормативных и расчетных данных в автоматизированной системе расчета ПФП АС РПФП ; - составления множества вариантов ПФП для последующей их оценки и выбора наиболее рациональных на основе автоматизированного расчета сетевого и дорожных ПФП. Методы исследования основаны на анализе теоретических исследований, программных разработок и практики организации вагонопотоков на отечественных и зарубежных ж. АС управления перевозками; анализе достоверности входной и нормативно-справочной информации, формируемой для расчета ПФП; системном подходе к расчету ПФП расчет плана формирования поездов учетом топологии сети ж. Впервые решена задача автоматизации расчета ПФП в рамках созданной АС РПФП. Исходные данные при этом формируются регулярно автоматизированным способом на базе данных и нормативно-справочной информации, получаемых из действующих АС. Разработаны методики формирования исходных данных и НСИ для расчета внутридорожных и сетевого ПФП, привязки данных о корреспон-дируемых вагонопотоках к маршрутам следования на сети ж. Практическая ценность и реализация результатов работы. Применение разработанной АС РПФП позволяет рассчитывать и корректировать сетевой и внутридорожные ПФП на основе своевременной информации о вагонопотоках с необходимой регулярностью, что обусловлено нестабильностью вагонопотоков в современных условиях. Разработанные методики нашли свое применение в АС РПФП, функционирующей на девяти железных дорогах сети в промышленной эксплуатации и на сетевом уровне - в опытной эксплуатации Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на: международных научно-практической конференциях «Инфотранс»: четвертой и пятой в 1999 и 2000 гг. Санкт-Петербургшестой в 2001 г. Сочи; сетевых совещаниях с участием представителей ж. Санкт-Петербурге; международной научно-практической конференции «Транссибирская магистраль на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Пути повышения эффективности использования перевозочного потенциала» 2003 расчет плана формирования поездов. Москва ; на первой и второй межведомственных научно-практических конференциях «Телекомтранс» в г. Сочи в 2003, 2004 гг. Магнитогорск ; сетевых совещаниях главных инженеров расчет плана формирования поездов перевозок железных дорог и заместителей служб по АСУ в г. Голицыно в 2000 - 2004 гг. Москва ; научно-практической конференции «Совершенствование взаимодействия государственных и коммерческих структур в области организации перевозочной работы и развития технических средств на железнодорожном транспорте» 2005 г. Щербинка ; заседаниях кафедры «Управление эксплуатационной работой» ПГУПС в 2001-2005 гг. По теме диссертации опубликовано 23 работы. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего расчет плана формирования поездов источников информации. Работа содержит 201 страницу машинописного расчет плана формирования поездов, 10 таблиц и 74 рисунка. Расчет плана формирования поездов включают в себя 32 страницы. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, дается общая характеристика рассматриваемой проблемы, формулируются цель и основные задачи, а также определяются методы исследования. Первая глава посвящена анализу теоретических методов и практических разработок в области расчета ПФП и его автоматизации на отечественных ж. Основы теории расчета и организации вагонопотоков расчет плана формирования поездов заложены российскими учеными Дальнейшее развитие методов расчета ПФП получило в трудах Предлагаемые методы расчета ПФП условно подразделяют на точные метод абсолютного расчета и его модификации и приближенные метод аналитических сопоставлений с различными модификациями. Поэтому точные методы традиционно использовались при расчете ПФП для направлений, включающих не более семи станций. Автоматизация расчета ПФП начинает свою историю с конца 40-х -начала 50-х годов прошлого века. Большой вклад в развитие теории организации вагонопотоков и методов расчета ПФП в современных условиях внесли С конца 1960-х до 1993 года ГВЦ МПС производил расчеты сетевого ПФП методом последовательного улучшения плана автор - д. В настоящее время ГВЦ ОАО «РЖД» не рассчитывает сетевой ПФП. Решение о формируемых назначениях поездов на станциях принимается экспертно специалистами по организации вагонопото-ков - инженерами по ПФП и руководящим составом служб перевозок железных дорог и ОАО РЖД - на основе информации, получаемой из отчетов ДО-17 об исполненных вагонопотокахДО-1 о передаче вагонов по междудорожным стыковым пунктам и других расчет плана формирования поездов. Выработанные решения вводятся инженерами по ПФП в АС «Ведение сетевой книги ПФП» разработка ГВЦ ОАО «РЖД». Таким образом, задача автоматизированного расчета ПФП в настоящее время не решена и остается актуальной. В диссертации произведена сравнительная оценка программных комплексов по расчету ПФП, разработанных за период 1959 - 2003 гг. Ранние программные разработки позволяли рассчитывать ПФП для нераз-ветвленных участков с небольшим количеством станций. Очевидно, что современный уровень развития техники информационных технологий на ж. В Петербургском государственном университете путей сообщения при участии автора на основе метода многокритериальной оценки вариантов ПФП, предложенного д. Осьмининым, разработана АС РПФП, которая позволяет рассчитывать внутридорожные и сетевой ПФП с требуемой регулярностью в соответствии с колебаниями ваго-нопотоков. В главе также дан анализ зарубежного опыта в организации вагоно-потоков. Технология перевозочного процесса и проводимые реформы за рубежом во многом отличаются от российских. Европейские и американские ж. В силу этого в настоящее время невозможно полностью использовать зарубежный опыт автоматизации процесса управления перевозками. Необходимо основываться на существующих Расчет плана формирования поездов, действующих на ж. Во второй главе даны терминологические понятия в задаче автоматизированного расчета ПФП; на основе анализа функционирующих на ж. АС по управлению перевозочным процессом обоснован расчет плана формирования поездов необходимых информационных показателей для расчета ПФП; разработаны методики формирования данных о вагонопотоках и необходимой НСИ, привязки данных о зарождении и погашении вагонопотоков к маршрутам следования на ж. Автоматизированный сбор информации о корреспондируемых вагонопотоках расчет плана формирования поездов получение расчетной «шахматки» вагонокорреспонден- ций - один из самых сложных и ответственных этапов расчета ПФП. До распада СССР, при плановой экономической системе, в качестве исходных данных для разработки ПФП использовались данные о плановых вагоно-потоках. В настоящее время вследствие изменений, произошедших в эксплуатационной работе, и в силу нестабильности вагонопотоков объем перевозок на предстоящий месяц ближе к объему перевозок за предыдущий месяц, чем за тот же период предыдущего года, и чем запланированный объем перевозок, что было обосновано в работах ряда ученых например, Величко Поэтому исходными данными для расчета ПФП могут являться только данные о вагонопотоках между станциями полигона за предыдущий период. Вагонопотоки, необходимые для расчета ПФП, складываются из местных вагонопотоков зарождающихся и погашающихся на полигоне из транзитных с переработкой на станциях полигона. Для расчета сетевого ПФП все необходимые данные можно получать из программного комплекса ЕК ИОДВ, а внутридорожного - из ЕК ИОДВ с дополнением их накопленными данными за тот же период по транзитным с переработкой вагонам из АСОУП. В настоящее время внедряются новые АС на базе информации ЕК ИОДВ - Отправочная модель дороги ОМИнформационное хранилище ИХ. С учетом этого рассмотрены возможные варианты получения данных о зарождении и погашении вагонопотоков на станциях расчетного полигона рис. Предпочтение отдано варианту выборки данных из ОМ в силу простоты доступа к соответствующим таблицам с данными и возможности выборки информации за любой период времени. Расчет плана формирования поездов о транзитных с переработкой вагонопотоках могут выбираться из оперативной информации АСОУП о поездах, прибывающих с других дорог. Автором разработана методика накопления и обработки текстовых сообщений, поступающих из АСОУП, для расчет плана формирования поездов данных о транзитных с переработкой вагонопотоках. Схема возможных информационных потоков с данными об отправлении и прибытии в АС РПФП Разработанные автором расчет плана формирования поездов апробированы расчет плана формирования поездов функционируют в настоящее время на девяти железных дорогах, на которых внедрена АС РПФП. Для определения струй вагонопотоков при расчете ПФП необходимо знать маршруты следования вагонов. Проведенный анализ данных показывает, что в информации из ЕК ИОДВ и АСОУП практически отсутствуют данные о маршрутах следования. Возможны три варианта определения маршрутов следования вагонопотоков: определять все возможные маршруты следования между станциями зарождения и погашения вагонопотоков, по кратчайшему расстоянию, либо планируемые как предписано по действующему на сети Расчет плана формирования поездов. Автором обоснована и предложена методика определения маршрутов следования вагонов в соответствии с действующим на сети ж. Предварительно осуществляется «привязка» станций погрузки и выгрузки вагонов к ближайшим станциям формирования поездов рис. При разработке АС РПФП расчетный полигон рассматривается в виде графа, вершинами которого являются опорные расчетные станции технические, крупные грузовые, стыковые пункты и др. Разработанная методика формирования графической схемы полигона и отображения на ней данных о расчетных вагонопотоках рис. Графическая схема полигона Октябрьской ж. Так как для расчета ПФП используются данные о местных и транзитных с переработкой вагонопотоках, привязанных к маршрутам следования, то изучалась достоверность: - величины среднесуточного местного вагонопотока, зарождающегося и погашающегося на станциях, не охваченного отправительской маршрутизацией повагонные отправки. Так как маршруты следования вагонопотоков строятся по действующему ПФП, то их достоверность непосредственно связана с достоверностью нормативного описания ПФП. Для исследования достоверности данных о вагонопотоках предложено использовать справки об отправлении и прибытии вагонов на станции суммарные, маршрутные и «повагонные», то есть немаршрутныеформируемые по расчет плана формирования поездов ОМ, а так же справки об отправительских маршрутах по данным АСОУП. Сравнение справок о маршрутном отправлении и прибытии с данными служб перевозок Куйбышевской и Октябрьской ж. Это связано в первую очередь с определенным порядком предоставления скидок с тарифа, что получает свое отражение в данных Расчет плана формирования поездов ИОДВ ОМ о видах отправок. В качестве примера были рассмотрены данные об отправках с трех станций Октябрьской ж. Полученные результаты показали, что для станций Ковдор и Костомукша, обслуживающих горнообогатительные комбинаты, достоверность информации колеблется в пределах 0,65-0,68. Что касается данных по станции Кириши, обслуживающей нефтеперерабатывающий завод, и с которой отправляются маршрутные поезда с нефтегрузами в вагонах как ОАО «РЖД», так и компаний-операторов с использованием локомотивов операторов, то они фактически недостоверны £ ,~0,04. Для исключения из расчетных данных недостоверной информации о повагонных отправках предложен и реализован алгоритм сопоставления информации из АСОУП о вагонах в маршрутных поездах с данными из ЕК ИОДВ. Блок-схема алгоритма приведена на рис. Блок-схема алгоритма сопоставления данных АСОУП и ЕК ИОДВ В четвертой главе изложены математическая модель ПФП и методики составления вариантов ПФП и выбора из составленных вариантов рациональных по Парето на основе многокритериального анализа. Общим элементом математических моделей, используемых при разработке ПФП, является граф, представляющий сеть ж. Из-за чрезвычайной сложности этой сети, при разработке ПФП используют карты-схемы, включающие только те узлы сети и связи между ними, которые существенны для решения задачи. Математическими моделями этих карт-схем так же могут служить графы. Поскольку узлами на них, как правило, являются технические, в первую очередь сортировочные станции, расчет плана формирования поездов определенной пропускной и перерабатывающей способностью, то в дальнейшем будем говорить о задаче построения допустимого потока в транспортной сети с ограниченными пропускными способностями узлов. Опишем «базовую» математическую модель разработки ПФП, которая служит основой для более сложных моделей, рассматриваемых в диссертации. В ней игнорируется то, что вагонопотоки, перерабатываемые на сортировочной станции могут прибывать на станцию и двигаться в дальнейшем не только по сети сортировочных станций, но и по другим участкам общей железнодорожной сети. В действительности каждая сортировочная станция служит источником и стоком для местных вагонопотоков. Кроме того, функционалом цели в этой модели являются затраты вагонно-часов простоя вагонов, что так же является частным случаем возможных функционалов цели. Наконец, в этой модели предполагается, что количество вагонов, необходимое для формирования состава одно и то же для всех участков сети сортировочных станций. Пусть - ориентированная транспортная сеть с перерабатывающими способностями узлов с хх е Для разделения направления движения вагонопотоков будем считать сеть ориентированной, так что участку ж. Будем считать, что каждая заявка на перемещение груза по ж. Обозначим через Т х,у время накопления вагонопотока для движения по дуге х,упри условии, что станция х будет классифицирована как выходная для этого потока. Другими словами, отображение л каждому узлу сети сопоставляет некоторое множество дуг, исходящих из этого узла, расчет плана формирования поездов сам узел классифицируется, как выходной для движения вагонопотоков по этим дугам. Обозначим через П множество допустимых вариантов ПФП. Математическая модель разработки оптимального ПФП может быть записана в виде оптимизационной задачи: Г я- -»ти1, ;геП, 5 в которой функционал Т представляет собой вагоно-часы простоя вагонов в узлах. Поскольку имеется конечное число возможных ПФП, то задача 5 представляет собой задачу дискретной оптимизации. Однако ввиду сложной структуры множества П и функционала цели можно сказать, что на сегодняшний день предлагаемые алгоритмы ее решения расчет плана формирования поездов эффективны. Кроме того, при построении моделей исследователями всегда используются предположения, сильно упрощающие реальную ситуацию. В действительности задача расчёта ПФП является многокритериальной задачей. Поэтому на практике для ее решения целесообразно использовать методы перебора возможных вариантов решения. Для сужения множества допустимых вариантов ПФП используются, с одной стороны, существующие в настоящее время эффективные алгоритмы построения оптимальных по Парето подмножеств множества аль- тернатив, с расчет плана формирования поездов стороны, методы экспертного оценивания. Расчет плана формирования поездов этом случае задача разработки оптимального ПФП может быть решена методом полного перебора вариантов. Встает вопрос, что же должно быть отправной точкой для составления варианта ПФП в задаче автоматизации расчета. На основе анализа известных методов, их интерпретаций, а также изучения практики работы железных дорог автором предложено исходить из так называемого среднесуточного количества вагонов, «снимаемых» с одного сортировочного пути. Или, иначе, от того количества вагонов, накапливаемых за сутки на сортировочном пути технической станции, достаточного для формирования поездов Р и групп вагонов G в определенное назначение. Назовем величину Р порогом выделения накапливаемых ваго-нопотоков в самостоятельное назначение, а величину G порогом выделения в расчет плана формирования поездов определенного назначения. Изменяя пороги Р и G от минимальных заданных значений Pmin, Gmiri до максимальных Ртах, Gmax с каким-либо шагом АР и AG соответственнополучаем конечное множество альтернатив П0. Для каждого из полученных вариантов подсчитываются значения выбранных расчет плана формирования поездов оценки и производится выбор рациональных по Па-рето решений. Суть метода состоит в получении одного или нескольких вариантов, компромиссных на множестве заданных критериев. Окончательное решение по' выбору варианта ПФП в случае получения нескольких рациональных принимает пользователь АС РПФП специалист в области организации вагонопотоковспособный учесть те многочисленные факторы, влияющие на организацию вагонопотоков и не подлежащие формализации. Разработанная при участии автора и внедренная на железных дорогах АС РПФП показала свою высокую эффективность в качестве инструмента для улучшения ПФП на ж. Так, по данным службы перевозок Куйбышевской ж. Дема введены назначения на ст. Пенза-3 и Рузаевка улучшилась работа Сызрано-Октябрьского узла. Простой транзитных вагонов с переработкой на ст. Сызрань в 2003 г. Октябрьск - на 2,42 часа. Экономический эффект составил более 12 млн. Аналогичная картина расчет плана формирования поездов на других железных дорогах сети. Блок-схема алгоритма составления множества вариантов ПФП ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ: 1. Проведенная сравнительная расчет плана формирования поездов программных комплексов по расчету ПФП, разработанных за период 1959 - 2003 гг. Современный уровень развития техники информационных технологий на железнодорожном транспорте позволяет разработать автоматизированную систему расчета внутридорожных и сетевого ПФП их регулярной оперативной корректировки. Разрабатываемые ранее программы расчета ПФП использовали единственный критерий для выбора оптимального варианта - минимум затра-ченых вагоно-часов. В сегодняшних условиях необходимо более полно учитывать различные факторы, влияющие на организацию вагонопото-ков, поэтому разрабатываемая система расчета ПФП должна гибко настраиваться на оценку вариантов по различным критериям, то есть при разработке программ расчета и оценки вариантов следует использовать метод многокритериальной оптимизации. В задаче автоматизации расчета Расчет плана формирования поездов первостепенное расчет плана формирования поездов имеет создание методик автоматизированного сбора и подготовки необходимых для расчета исходных данных в увязке с действующими АС. В связи с отсутствием в действующих АС данных о плановых вагонопотоках в настоящее время в качестве исходных данных возможно получение информации только о фактически исполненных вагонопотоках. Выполненный в диссертации анализ возможных источников получения исходной информации, показал, что эту информацию целесообразно получать для расчета сетевого ПФП - из автоматизированной системы ЕК ИОДВ действующей в ГВЦ ОАО «РЖД»для расчета дорожного ПФП - расчет плана формирования поездов Отправочной модели и АСОУП. Проведенный анализ данных АС, обслуживающих перевозочный процесс ж. Анализ рассмотренных вариантов построения маршрутов следования вагонов показал, что определение маршрутов возможно только по действующему ПФП. В связи с тем, что к современным АС предъявляют требования обеспечения наглядности и удобства восприятия информации, представляется целесообразным отображать информацию о вагонопотоках расчет плана формирования поездов результаты расчета ПФП на графической схеме расчетного полигона с использованием разработанного графического редактора. Эффективность расчета ПФП в первую очередь зависит от достоверности исходных данных о вагонопотоках их маршрутов следования. Разработанные и внедренные в рамках АС РПФП методики по подготовке достоверных данных о вагонопотоках позволяют выявлять ошибки в нормативном описании ПФП, а также устаревание описания ПФП в ГВЦ в сравнении с описанием ПФП из АСОУП на дорожном уровне. Результаты расчетов ПФП в рамках АС РПФП на ряде ж. Автоматизированная система расчета плана формирования поездов. Локальный АРМ ввода данных для расчета плана формирования поездов. Аннотации докладов Первой Межведомственной научно-практической конференции «Телекомтранс - 2003». Выпуск 2 - Спб, 2003 - Выпуск 2 - Спб, 2003 - Сборник научных трудов ПГУПС. Выпуск 2 - Спб, 2003 - Автоматизированный расчет плана формирования поездов. Сборник докладов Второй Межведомственной научно-практической конференции «ТелеКомТранс -2004». Расчет плана формирования поездов расчет плана формирования поездов с использованием нормативных массивов программного комплекса АСОУП. Алгоритм автоматизированного формирования межстанционной «шахматки» вагонокорреспонденций для расчета плана технической маршрутизации в рамках АС РПФП. Об автоматизации расчета плана формирования поездов. Ун-т путей сообщения, 2005. Автоматизированная система расчета плана формирования поездов. Подписано к печати 23. Бумага для множит, апп. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ РАСЧЕТА ПЛАНА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПОЕЗДОВ 1. Анализ теоретических исследовании и практических разработок по автоматизации расчета плана формировании посзлов 1. Современное положение в решении задачи автоматизации расчета плана формирования посздов 1. Информатизация пропесса управления грузовыми перевозками за ру бежом 1. Цель и метол исследования 1. АВТОМАТИЗАЦИЯ РАСЧЕТА ПЛАНА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПОЕЗДОВ В УВЯЗКЕ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫМИ СИСТЕМАМИ 2. Терминологические понятия в задаче автоматизированного расчета плана формирования поездов 2. Методика создания топологии расчетных полигонов с использованием предлагаемого графического редактора 2. Порядок получения необходимой информации о коррссиопдпруемых вагопопотоках для расчета плана формирования поездов 2. ПРОБЛЕМЫ ДОСТОВЕРНОСТИ ИСХОДНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ДАННЫХ В Расчет плана формирования поездов РПФП И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ 3. Особенности формирования данных, учитываемые при проведении исследовании пх достоверности, и выработка методологии исследования. Опенка достоверности величины среднесуточного нсмаршрутпого пагонопотока. Опенка достоверности вслпчпиы среднесуточного транзитного с переработкой пагопонотока, данных о станциях переработки, об отправительских маршрутах поданным ЛСОУП 3. Пути повышения достоверности построения маршрутов 3. Расчет плана формирования поездов АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СОСТАВЛЕНИЯ МНОЖЕСТВА ВАРИАНТОВ ПЛАНА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Расчет плана формирования поездов 4. О математической модели плана формирования специализации поездов 4. Базовая математическая модель 4. Разработка алгоритма составления множества вариантов взаимоувязанных планов формирования спспнализашп носзлов 4. Иыводы Как известно, в транспортной системе России общего пользования доля железнодорожных перевозок в грузообороте составляет более 80 % без учета трубопроводного транспорта. От устойчивой, эффективной работы железных дорог России напрямую зависит экономический рост страны. Реформа, проводимая на железнодорожном транспорте и направленная на разделение функций государственного регулирования от функций хозяйственного управления, привела к созданию открытого акционерного общества Российские железные дороги ОАО «РЖД». Уже итоги первого года работы Компании по важнейшим показателям и видам деятельности полностью подтверждают правильность избранной стратегии преобразований. За год работы ОАО «РЖД» отгружено 1 млрд. При этом, по таким дорогам, как Приволжская, Южно-Уральская, ВосточноСибирская и Сахалинская удалось достичь роста погрузки свыше 10 %. Увеличилась и дальность перевозки, что обеспечило рост грузооборота свыше 8 процентов. Таким образом, Компания обеспечила темпы роста перевозок, необходимые для решения стратегической задачи - удвоения ВВП. Важно, что динамика роста железнодорожных перевозок выше, чем в целом по всем видам транспорта. В результате удельный вес железнодорожного транспорта в совокупном грузообороте превысил расчет плана формирования поездов %, в то время как в предшествующие три года он был в пределах 39 %. Реформируемый железнодорожный транспорт не просто сохраняет, а укрепляет расчет плана формирования поездов положение на транспортном рынке. Наряду с ростом объемов перевозок, повышается и качество работы железнодорожного транспорта. Существенно улучшено использование подвижного состава на 3,9 % ускорен оборот вагона, на 3,8 % возросла производительность локомотива. За период работы ОАО «РЖД» скорость доставки отправок была повышена на 8,6 %, возросла доля грузов, доставляемых «точно в срок». На основе принятых Правительством решений грузовые тарифы проиндексированы значительно ниже, чем выросли цены в промышленности. Следовательно, обеспечивается реальное снижение транспортной нагрузки на грузовладельцев. Но, наряду с достигнутыми успехами возникли принципиально новые задачи, требующие своего эффективного решения. В первую очередь это связано с тем, что на Российских железных дорогах динамично растет доля частных перевозочных компаний. Результатом реализации Программы структурной реформы стал и опережающий рост объемов перевозок, выполняемых частными компаниями, доля которых превысила 30% и продолжает увеличиваться за счет обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре. Доля частных компаний в объеме перевозок грузов превышает 25 %, а в грузообороте железнодорожного транспорта - более 22 %. А в ряде сегментов рынка железнодорожных перевозок частные компании уже доминируют. Так, они контролируют свыше 61 % парка цистерн, выполняют более 62 % перевозок нефтяных грузов, 75 % химикатов различного назначения. На отдельных дорогах расчет плана формирования поездов, на Свердловской ж. Частные компании уже начинают использовать в расчет плана формирования поездов не только собственные и арендованные грузовые вагоны, но также и тяговый подвижной состав. В итоге степень монополизации рынка грузовых железнодорожных перевозок за последний год снизилась на 12%. Значительная доля перевозок расчет плана формирования поездов территории России выполняется с использованием подвижного состава стран СНГ и Балтии. В существующих экономических условиях в реальной конкурентной среде залог успешной работы железных дорог - повышение эффективности работы за счет снижения эксплутационных затрат. Организация эффективного производства всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте напрямую зависит от системы организации вагонопотоков. Вот почему комплексная проблема наиболее рациональной организации вагонопотоков и ее конкретное выражение - план формирования специализации поездов - занимает центральное место не только в области эксплуатации железных дорог, но и в целом в организации транспортного производства. Значение и актуальность данной темы исследования определяется тем, что улучшение организации вагонопотоков позволяет ускорить оборот и эффективно использовать грузовые вагоны, увеличить сетевую погрузку и соответственно ускорить доставку грузов. Решение проблемы плана формирования дает возможность: рационализировать маршрутизацию перевозок, сократить простой вагонов под накоплением и переработкой, сократить количество сортируемых вагонов, использовать для перемещения вагонопотоков наиболее экономичные направления, удовлетворить возрастающие требования грузовладельцев по обеспечению необходимого качества перевозочного процесса. Разработка проблемы создает принципиальные предпосылки для рационального использования станций и основания для правильного определения направлений значительных инвестиций, так как организация вагонопотоков, их направление неразрывно связаны с размещением и развитием станций и техническим оснащением участков и целых направлений, а это задачи, связанные с миллиардными капиталовложениями. Транспортной стратегией России до 2025 года определены основные направления развития транспортной отрасли и железных дорог. Расчет плана формирования поездов первую очередь предусматривается создание таких условии, при которых будут реализованы проекты создания единого информационного пространства для взаимодействия органов управления транспортным комплексом и пользователей рынка транспортных услуг; системы логистических центров информационного сопровождения перевозок в международных транспортных коридорах; государственного информационного ресурса транспортного комплекса страны; системы сбора и обработки статистической информации по транспортному комплексу. Важнейшим направлением остается развитие международных транспортных коридоров, проходящих по территории России. Одним из элементов, определяющих развитие этого направления, является предоставление клиентуре в реальном масштабе времени информации о местонахождении груза и прогноза его доставки. Железные дороги России являются особым транспортным звеном, расчет плана формирования поездов только связывающим промышленные центры с потребителями, но и обеспечивающим взаимодействие многих видов транспорта. Сложнейшая система железнодорожного транспорта расчет плана формирования поездов оптимизации управления. Это становится возможным только благодаря использованию новейших информационных технологий, которые сегодня внедряются во все сферы деятельности железнодорожного транспорта. Высокий уровень требований к эффективности управления перевозками на железнодорожном транспорте определяет потребность в высоком уровне его информатизации. Информационные технологии сегодня становятся не просто средствами поддержки управления, а одним из важнейших элементов инфраструктуры железных дорог. Из разряда вспомогательных средств они перемещаются в класс основных технологий и являются определяющим условием совершенствования управления перевозками. В 2005-2007 годах ОАО «РЖД» намерено вложить в развитие информатизации более 16 млрд. Па железных дорогах страны разработан и успешно внедряется комплекс многоцелевых информационных технологий, позволяющий выполнять расчет плана формирования поездов и эксплуатационные процедуры перевозок па базе электронного обмена данными. Он расчет плана формирования поездов на отраслевой информационнотелекоммуника-ционпой инфраструктуре, включающей волоконно-оптическую магистральную цифровую сеть связи Российских железных дорог общей расчет плана формирования поездов около 50 тыс. Это дает реальную возможность интеграции разных видов транспорта на информационном уровне. Кроме того, высокоскоростная цифровая сеть связи железных расчет плана формирования поездов России решает задачу выхода во всемирные сети телекоммуникаций через железнодорожные сети связи соседних стран, с которыми она соединяется в пунктах железнодорожных пограничных переходов. Оптимальное использование возможностей информационной системы железных дорог в интересах всего транспортного комплекса страны позволяет существенно снизить затраты на управление и связь при организации и осуществлении внутренних и международных перевозок различными видами транспорта, обеспечивает существенное повышение качества транспортных и логистических расчет плана формирования поездов. В качестве приоритетных направлений внедрения информационных технологий определены: информационная интеграция на транспорте и в логистике на основе сетевых технологий с целыо обеспечения глобального мониторинга движения грузов; совершенствование внутреннего и внешнего документооборота в транспортпо-логистических компаниях и центрах на основе технологий Ин-транет-Интернет; формирование сети виртуальных транспортно-экспедиторских агентств и центров для организации отношений между клиентами и поставщиками логистических услуг; внедрение электронных форм контрактов, перевозочных документов расчет плана формирования поездов платежей; решение проблем сокращения простоя подвижного состава на пограничных переходах путем активного внедрения технологий, основанных па электронном документообороте; информационная интеграция товаропроизводящих и обслуживающих компаний с потребителями на платформе IP-технологий. Поэтапно развиваемая информатизация железнодорожного транспорта способствует выполнению важнейшей социально-экономической задачи повышения производительности труда железнодорожников и качества перевозочного процесса, исключению потерь рабочего времени, трудовых и материальных ресурсов. Вот почему реальное положение дел на транспорте и в железнодорожной отрасли обозначают, как первоочередную проблему, не просто организацию вагонопотоков и оптимизацию затрат в сфере производственного процесса путем создания оптимального плана формирования поездов, а проблему автоматизации процессов организации вагонопотоков, проблему разработки плана формирования в рамках действующих автоматизированных систем а увязке с программой информатизации расчет плана формирования поездов. Автоматизированная система организации вагонопотоков АСОВ и ее основная составляющая - автоматизированная система расчета плана формирования поездов АС РПФП в современных условиях становится одним из основных факторов, способствующих эффективному функционированию железнодорожного транспорта. Сложность проблемы определяется: а необходимостью решения ряда теоретических вопросов, вытекающих из связи данной проблемы с другими важнейшими задачами эксплуатации железных дорог в увязке с действующими АС; б расчет плана формирования поездов, что решения должны быть найдены и обоснованы в условиях динамики, колебаний объемов перевозок и совершенствования технической вооруженности железнодорожной сети; в разнообразием факторов, от которых зависит организация вагонопотоков, весьма большим количеством корреспонденций вагонов и взаимозависимостью плана формирования различных станций, приводящих к огромному количеству возможных вариантов. Это затрудняет отыскание оптимального решения и выдвигает требование создания теоретически обоснованной и практически доступной методологии разработки плана формирования поездов; г изменениями в технологии эксплуатационной работы, вызванными обращением подвижного состава различных форм собственности; д необходимостью учитывать мнение клиентуры по маршрутам следования вагонопотоков, особо в части пограничных переходов; е необходимостью учета специфики работы инженерно-технического персонала ОАО «РЖД», связанного с формированием поездов с использованием имеющегося на рабочих местах программного обеспечения. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА II ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ РАСЧЕТА ПЛАНА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПОЕЗДОВ Заключение диссертация на тему "Расчет плана формирования поездов на основе автоматизированных систем по управлению перевозочным процессом" 4. ПФП можно представить как классификацию сети технических станций, на которых перерабатываются вагонопотоки, относительно прогнозируемых вагонопотоков. При автоматизированном расчете ПФП необходимо учитывать, что в практике организации вагонопотоков на сети ж. Поэтому необходимо предусматривать различные маршруты продвижения вагонопотоков в целях повышения достоверности результатов расчетов 3. Результаты расчетов ПФП в рамках АС РПФП на ряде ж. Выбор оптимального ПФП возможен только на основе действующих АС с учетом опыта специалистов по ПФП ж. Проведенная сравнительная оценка программных комплексов по расчету ПФП, разработанных за период расчет плана формирования поездов - 2003 гг. Современный уровень развития техники информационных технологий на железнодорожном транспорте позволяет разработать автоматизированную систему расчета внутридорожных и сетевого ПФП их регулярной оперативной корректировки. Разрабатываемые ранее программы расчета ПФП использовали единственный критерий для выбора оптимального варианта - минимум затраче-ных вагоно-часов. В сегодняшних условиях необходимо более полно учитывать различные факторы, влияющие на организацию вагонопотоков, поэтому разрабатываемая система расчета ПФП должна гибко настраиваться на оценку вариантов по различным критериям, то есть при расчет плана формирования поездов программ расчета и оценки вариантов следует использовать метод многокритериальной оптимизации. В задаче автоматизации расчета ПФП первостепенное значение имеет создание методик автоматизированного сбора и подготовки необходимых для расчета исходных данных в увязке с действующими АС. В связи с отсутствием в действующих АС данных о плановых вагонопотоках в настоящее время в качестве исходных расчет плана формирования поездов возможно получение информации только о фактически исполненных вагонопотоках. Выполненный в диссертации анализ возможных источников получения исходной информации, показал, что эту информацию целесообразно получать для расчета сетевого ПФП - из автоматизированной системы ЕК ИОДВ действующей в ГВЦ ОАО расчет плана формирования поездовдля расчета дорожного ПФП - из Отправочной модели и АСОУП. Проведенный анализ данных ЛС, обслуживающих перевозочный процесс ж. Анализ рассмотренных вариантов построения маршрутов следования вагонов показал, что определение маршрутов возможно только по действующему ПФП. В связи с тем, что к современным АС предъявляют требования обеспечения наглядности и удобства восприятия информации, представляется целесообразным отображать информацию о вагонопотоках и результаты расчета ПФП на графической схеме расчетного полигона с использованием разработанного графического редактора. Эффективность расчета ПФП в первую очередь зависит от достоверности исходных данных о вагонопотоках их маршрутов следования. Разработанные и внедренные в рамках АС РПФП методики по подготовке достоверных данных о вагонопотоках позволяют выявлять ошибки в нормативном описании ПФП, а также устаревание описания ПФП в ГВЦ в сравнении с описанием ПФП из АСОУП на дорожном уровне. Результаты расчетов ПФП в рамках АС РПФП на ряде ж. Основные положении диссертации оиублнковпны и следующих работах: 1. Автоматизированная система расчета плана формирования поездов. Локальный АРМ ввода данных для расчета плана формирования поездов. Аннотации докладов Первой Межведомственной научно-практической конференции «Телекомтранс - 2003». Выпуск 2 - Спб, 2003 - Выпуск 2 - Спб, 2003 - Сборник научных трудов ПГУПС. Выпуск 2 - Спб, 2003 -С. Автоматизированный расчет плана формирования поездов. Сборник докладов Второй Межведомственной научно-практической конференции «ТелеКом Транс - 2004». Автоматизированный расчет плана формирования поездов с использованием нормативных массивов программного комплекса АСОУП. Алгоритм автоматизированного формирования межстанционной «шахматки» вагонокорреспонденций для расчета плана технической маршрутизации в рамках АС РПФП. Об автоматизации расчета плана формирования поездов. Ун-т путей сообщения, 2005. Автоматизированная система расчета плана формирования поездов. Автоматизированное рабочее место инженера по плану формирования поездов дорожного уровня. Серия: Вычислительная техника и автоматизированные системы управления. Развитие системы расчета сетевого плана формирования одногруппных поездов. Труды РГОТУПС, Москва, расчет плана формирования поездов, с. Организация движения на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов и колледжей ж. Автоматизированная система организации вагонопотоков: принципы построения и функционирования. Внутридорожный план формирования поездов. Автоматизация и оперативное управление вагоно-потоками. Организация взаимодействия железных дорог и грузоотправителей в современных условиях: Дис. Внутридорожный план формирования поездов методика расчета, алгоритмы. Методы и алгоритмы решения задач планирования и учета на железнодорожном транспорте. Организация движения на железнодорожном транспорте: Учебник для техн. Совершенствование методов расчет плана формирования поездов плана формирования поездов. Инструктивные указания по организации вагонопотоков на железных дорогах СССР. Инструктивные указания по организации вагонопотоков на железных дорогах СССР. Инструктивные указания по составлению плана формирования поездов. Интеграция новых данных в информационное хранилище МПС. Информатика и связь в грузовых железнодорожных перевозках. Испытания системы ETCS на DBAG. Организация вагонопотоков на сети железных дорог России в условиях реформирования отрасли развитие теории расчета плана формирования поездов, экономико-математические модсли ю СПб. К вопросу о достоверности информации при расчете плана формирования поездов в рамках АС РПФП 22. Информационные технологии на железнодорожном транспорте: Доклады Седьмой международной научно-практической конференции «Инфот-ранс-2002» СПб, 2002. Техническое нормирование эксплуатационной работы в новых экономических условиях. Программирование на Object Pascal СПб. Методика алгоритм и программа направленного перебора вариантов плана формирования одногруппных поездов на электронных цифровых вычислительных машинах методика МИИТа. Методика алгоритм и программа последовательного пошагового нахождения оптимального варианта плана формирования одногруппных поездов на электронных цифровых вычислительных машинах методика ХАБИИЖГ'а. Методика алгоритм и программа совмещенных аналитических сопоставлений вариантов плана формирования одногруппных поездов на электронных цифровых вычислительных машинах методика ЦНИИ. Модульная система грузовых перевозок. Рациональная организация вагонопотоков на основе методов многокритериальной оптимизации. Автоматизированная система расчета плана формирования поездов. Перспективные структуры управления на европейских железных дорогах. Комплексная автоматизированная система управления железнодорожным транспортом АСУЖТ. Вычислительная техника в эксплуатационной работе железных дорог: Учебник для расчет плана формирования поездов ж. Усовершенствование метода состаления плана формирования поездов. План формирования грузовых поездов на 2000 2001 г. План формирования грузовых поездов на 2000-2001 г. Расчет на ЭЦВМ плана формирования поездов по способу направленного перебора вариантов». Расчет плана формирования поездов применения кибернетики на железнодорожном транспорте В научно-техническом совете МПС. Применение ЭЦВМ в решении задач оптимизации перевозок на железнодорожном транспорте Сборник 2. Развитие провозной способности железных дорог Северной Америки. Выбор оптимального варианта плана формирования одногруппных расчет плана формирования поездов. Современное состояние проекта «Информационное хранилище ИХ ». Составление плана формирования поездов на электронных цифровых вычислительных машинах. Академии наук СССР проф. Темпы реформ на европейских железных дорогах. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. Нейрокомпыотерная техника: теория и практика. Механизация расчетов по составлению плана формирования поездов. Составление оптимального плана формирования одногруппных поездов на электронных вычислительных машинах. Организация перевозок на основе дискретных методов управления и твердого графика движения поездов. Информационные технологии в организации перевозок. Информационное обеспечение и методика расчета внутридорожного плана формирования одногруппных сквозных поездов. Разработка и внедрение информационного хранилища данных. «Транспорт», 1974, 472 с. Информационная безопасность и защита информации в корпоративных сетях железнодорожного транспорта.

См. также