Сказочные оперы римского корсакова список

Найдите в поиске— любую бесплатную учебную работу на сайте Реферат: Римский-корсаков Название: Римский-корсаков Раздел: Тип: реферат Содержание 1. Знакомство с Балакиревым и плавание на шхуне «Алмаз»……6-11 4. Римский-Корсаков — дирижёр, просветитель………………. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. Вступление Имя Сказочные оперы римского корсакова список Андреевича Римского-Корсакова — одного из крупнейших русских композиторов второй половины XIX столетия широко известно во всем мире. Гениальный композитор, выдающийся педагог, создавший свою школу, дирижёр-практик, автор трудов об оркестре, статей о музыкальном образовании, музыкальный писатель, оставивший своеобразные мемуары «Летопись моей музыкальной жизни», Римский-Корсаков представляет собой энциклопедический тип русского художника. Личность Римского-Корсакова сочетала это многообразие в гармоническом единстве. Римский-Корсаков часто казался современникам суровым, замкнутым, «застёгнутым на все пуговицы». Подчёркнуто прямая осанка худощавой фигуры, подтянутость, сказочные оперы римского корсакова список, одухотворённое лицо, живой взгляд, который не могли притушить двойные очки, - всё это говорило о человеке большой воли и требовательности к себе. Классик русской музыки, чутко отзывавшийся на сказочные оперы римского корсакова список вопросы современной ему эпохи, Римский-Корсаков оставил многообразное наследие в различных жанрах: оперном, симфоническом, камерно-вокальном инструментальном. В каждом созданном им сочинении ощущается яркое своеобразие его творческой индивидуальности, то специфическое, что присуще только его музыке, то «лица необщее выраженье», которое образует основу его стиля. Удивительный мастер оркестра, автор 15 опер, виртуозных симфонических произведений, великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства. Детство и юность Дом в Тихвине на берегу реки Тихвинкиг де родился Римский-Корсаков. Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. В 1844 году, когда родился Николай Андреевич, его отцу перешло за 60 лет, а матери было 42 года. Музыкальные способности мальчика — абсолютный слух, ритм, память — проявились в двухлетнем возрасте. С шести лет родители начали обучать своего сына музыке, но занятия эти носили любительский характер и не могли его серьезно увлечь. Однако к 11 —12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано в 4 и в 8 рук. Потребность сочинять проявилась у него первоначально в форме детской игры: «совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты, — вспоминает Римский-Корсаков. Через несколько времени я начал уже немного представлять себе умственно, не проигрывая на фортепиано, сказочные оперы римского корсакова список, что написано в нотах». Первым сочинением начинающего композитора был дуэт, написанный в подражание песне Вани из «Ивана Сусанина», которая нравилась мальчику более всех известных ему тогда произведений. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — сказочные оперы римского корсакова список, реорганизатор системы военно-морского образования. Разница в возрасте между братьями в 22 года не могла не создавать известной дистанции. Сказочные оперы римского корсакова список бы, влияние старшего брата не могло быть велико: он часто уезжал в далёкие плавания, командовал шхуной «Восток». В сказочные оперы римского корсакова список письмах к семье он подробно рассказывал о путешествиях, о море. И ребенок рос под впечатлением рассказов брата. А научившись читать, одну за другой проглатывал книги о морских путешествиях. В двенадцатилетнем возрасте Нику определили в Морской Корпус. Все практические занятия на кораблях проводились в пределах Балтики. И Ника все сильней привязывался к морю. Известно, что с отрочества композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка Глинки — его сказочные оперы римского корсакова список, «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианистаФ. В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который ничем не отличался от других военных учебных заведений николаевской эпохи. Учеников секли за плохие оценки; нередко происходили драки между учащимися: старшие и более сильные обижали младших. Николай окончил корпус с отличием весной 1862 года в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище в звании гардемарина. К тому времени умер отец композитора в 1861 году и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург. Знакомство с Балакиревым и плавание на клипере «Алмаз» С первых дней пребывания в Петербурге посещение оперных спектаклей и концертов доставляло Римскому-Корсакову большую радость и познакомило его с серьезной музыкой. Буквально ошеломляющее впечатление на него произвела опера. На первых порах Римскому-Корсакову нравились итальянские оперы, «Роберт-Дьявол» Мейербера, но вскоре все затмили оперы Глинки. Впервые услышанный в театре «Иван Сусанин» вызвал у юного кадета «совершенный восторг», а «Руслан и Людмила» привела его «в неописуемое восхищение». О силе впечатления свидетельствует и следующий рассказ композитора: «Брат подарил мне полную оперу «Руслан» в 2 руки, только что вышедшую тогда в этом виде. Сидя одно воскресенье в корпусе сказочные оперы римского корсакова список не пустили домой в наказание за что-тоя не вытерпел и послал сторожа купить мне на имевшиеся 10 рублей полную оперу «Жизнь за царя» в 2 руки и с жадностью рассматривал ее, вспоминая впечатление от исполнения». Глубоко подействовали на юношу услышанные им произведения Бетховена и Мендельсона, а «Арагонская хота», по его признанию, «просто ослепила». Я не встречал только поддержки в мнениях окружавших меня тогда людей», - вспоминал впоследствии композитор. Теперь, проводя каникулы в Тихвине, Римский-Корсаков пропагандирует среди родных и знакомых - любителей музыки - произведения Глинки, Бетховена, Шуберта, Шопена, Мендельсона, Мейербера. С течением времени в корпусе складывается музыкальный кружок, душой которого является Римский-Корсаков. Он управляет составившимся хором, разучивает со своими товарищами отрывки из «Ивана Сусанина» и «Аскольдовой могилы», делает различные переложения для музыкальных занятий кружка, вечерами играет на гармонифлюте род фисгармонии отрывки из глинкинских опер. Во всем этом проявлялось еще неосознанное влечение молодого музыканта к сочинительству, к музыкальной деятельности. Между тем музыкальное образование Римского-Корсакова оставляло желать лучшего. В продолжение нескольких лет он брал фортепианные уроки у виолончелиста Улиха. Последний не дал своему ученику ни настоящих пианистических навыков, ни необходимой теоретической подготовки. Осенью 1859 года в доме у друзей брата — Новиковых, где он часто музицировал, Римский-Корсаков познакомился с Фёдором Андреевичем Канилле, первым настоящим профессиональным музыкантов среди его учителей. Талантливый педагог быстро завоевал доверие ученика: привыкший к сдержанности, несколько замкнутый по характеру подросток показывал свои музыкальные произведения учителю и, поощряемый им, сочинил ряд небольших пьес. Канилле поддержал стремление Римского-Корсакова к серьезному искусству, одобрил его страстную любовь к Глинке. «Канилле открыл мне глаза на многое, — вспоминал композитор. Я до сих пор это предчувствовал,— теперь я это услыхал от настоящего музыканта». Канилле направил Римского-Корсакова на композиторский путь, указав ему в качестве образцов сочинения Бетховена, Шумана, Глинки. Под его руководством Римский-Корсаков в течение двух лет написал несколько фортепианных пьес вариации, сонатное аллегро, скерцо, ноктюрн, похоронный марш и начал работать над симфонией. В 1861 году Канилле познакомил Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка «Могучая кучка»оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. Это знакомство явилось значительным событием в жизни Римского-Корсакова и предопределило его будущность как музыканта. Год, проведенный в общении с Балакиревым и другими членами его кружка, привел Клипер "Алмаз" Римского-Корсакова к уверенности, что его истинное призвание — композиторство. Сказочные оперы римского корсакова список то время в кружок, помимо его главы — Балакирева — и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой. Ни один из "кучкистов" не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же сказочные оперы римского корсакова список предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности. В конце 1861 года, под влиянием и руководством Балакирева, было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония ор. Попутно Балакирев знакомил своего ученика с музыкальными формами инструментовкой. Обучение это носило чисто практический характер. Не будучи строго систематичным, оно дало положительные результаты благодаря исключительной одаренности начинающего композитора. По словам самого Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в году обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, сказочные оперы римского корсакова список и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы». Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро сказочные оперы римского корсакова список и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Молодой композитор был склонен считать время своего дальнего плавания потерянным, остановившим, даже грозившем совсем прекратить его развитие как музыканта. На самом деле это было не совсем так. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в изумительных морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Работа на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что сказочные оперы римского корсакова список сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть Andante Первой симфонии конец 1862 годапосле которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство. Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки, в том числе подружился и с новым участником кружка — начинающим композитором и профессиональным химиком Александром Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой сестрой Михаила Глинки и с Петром Чайковским. С возвращением Римского-Корсакова кружок композиторской молодёжи вокруг Балакирева окончательно оформился. Название кружка — «Могучая кучка» впервые появилось в статье Под этим названием кружок Балакирева и вошёл в историю русской культуры. Наступил период его самой интенсивной деятельности. Композиторы, составляющие балакиревский кружок, были молоды. Самому старшему из них — Бородину было только 34 года. Другим было и того меньше: Кюи — 32 года, Балакиреву — 29 лет, Мусоргскому — 28 лет и самому молодому, Римскому-Корсакову — всего 23 года. По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию — сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура известная как первая редакция симфонии была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы первая редакция — 1866 и «Сербская фантазия» 1867. Обратившись под влиянием Балакирева к подлинным славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Музыкальная картина «Садко» 1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере стала этапным произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — и прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых очень повлияло на композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет сказочные оперы римского корсакова список с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником». В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми сказочные оперы римского корсакова список изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях сюите «Шехеразада», сказочные оперы римского корсакова список «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане». Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине, — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира. Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» 1868, позже названа симфонической сюитойнаписанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского. В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость». Творчество 1870—1880 годов Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. Несмотря на молодость - ему шел двадцать восьмой год - он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине "Садко" и сюиты на сюжет восточной сказки "Антар". Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой "Псковитянка". Никому в голову не могло прийти и меньше всего директору консерватории, пригласившему Римского-Корсаковачто он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки. В эти же годы он сказочные оперы римского корсакова список к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме «Псковитянка» - высшее достижение первого периода творчества композитора. Успех оперы у публики и признание её достоинства у критики свидетельствовали о несомненной удаче молодого автора. В конце того же 1871 года умирает в Италии от паралича сердца Воин Андреевич. Морское министерство отрядило лейтенанта Римского-Корсакого в Пизу за прахом брата и его семьёй. Канун отъезда он проводит у сестёр Пургольд, с которыми за последнее время близко сошёлся на музыкальной почве. Александра Николаевна - прекрасная певица. Надежда - пианистка, обе незаменимые участницы сборищ балакиревцев. В тот вечер перед отъездом, происходит, наконец, объяснение в любви, потому что горе сблизило их, сделав явным то, что уже давно скрытно от обоих теплилось и разгоралось в их сердцах. Отрывки из дневника Надежды Сказочные оперы римского корсакова список их переписки тех лет полны удивительной прелести и душевной красоты. Тридцатого июня 1872 года в Спасо-Парголовской церкви Надежда Пургольд, двадцати четырёх сказочные оперы римского корсакова список, и Николай Римский-Корсаков, двадцати восьми лет, повенчались. В середине 70-х гг. Именно в этот период — в 1871 г. Восьмидесятые годы для Римского-Корсакова стали сказочные оперы римского корсакова список тяжёлой полосы, длившейся более 12 лет, - временем горестных утрат. В марте 1881 года, когда ещё не была завершена работа над «Снегурочкой», умер Мусоргский, в 1887 году — Сказочные оперы римского корсакова список — самые близкие Николаю Андреевичу участники славного содружества «Могучей кучки». Творчество 1890—1900 годов Начало 90-х годов не принесло облегчения жизни Николая Андреевича. Напротив, к болезням близких присоединились семейные невзгоды, наблюдался сказочные оперы римского корсакова список спад творческой деятельности в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Со смертью Мусоргского и Бородина особенно стали заметны отдалённость, охлаждение, наступившие между былыми сказочные оперы римского корсакова список балакиревского кружка. «…Вижу, сказочные оперы римского корсакова список новая русская школаили могучая кучка умирает, или преобразуется во что-то другое, совсем нежелательное. Разве не жаль видеть вымирающую семью, или засыхающий сад? » - делился своими горькими мыслями композитор с Во 2-й половине 90-х гг. Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства. Общая характеристика творчества Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней деятельности свыше 40 лет подверглось изменениям, отражая потребности времени, эволюционировали и эстетические взгляды композитора, и его стиль. Сказочные оперы римского корсакова список формировался как музыкант в атмосфере общественного подъёма 60-х гг. Важнейшие из них — стремление к народности, высокой содержательности, общественной значимости искусства — композитор пронёс через всю жизнь. Вместе с тем его в большей мере, чем других членов Балакиревского кружка, интересовали специфические внутренние проблемы искусства. Для Римского-Корсакова характерны выявление эстетического начала в каждом сочинении, стремление к красоте, совершенству выполнения. Отсюда — особое внимание к вопросам профессионализма и своеобразная эстетика мастерства, что сближало принципы Римского-Корсакова с общими тенденциями развития русского искусства конца XIX — начала XX вв. В творческом облике Римского-Корсакова много сходного с Прежде всего — гармоничность мировосприятия, внутренняя уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство художественной меры, классическая ясность музыкального мышления. Круг тем и сюжетов, воплощённых Римским-Корсаковым, широк и многообразен. Но с наибольшей полнотой дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром фантастики и разнообразными формами русского народного творчества. Сказка, легенда, былина, миф, обряд определяют не только тематику, но идейный смысл большинства его сочинений. Отношение Римского-Корсакова к изображаемому также родственно народному искусству. С этим же связаны и специфические черты его лирики, всегда искренней и в то же время лишённой эмоциональной напряжённости,— спокойной, цельной и несколько созерцательной. В творчестве Римского-Корсакова органично соединяется опора на русский музыкальный фольклор главным образом древнейшие его пласты и на традиции национальной классики Глинка с широким развитием живописно-колористических тенденций романтического искусства, упорядоченностью и уравновешенностью всех элементов музыкального языка. Композитор вводит в свои произведения подлинные народные песни и создаёт собственные мелодии в духе народных. Песенные интонации окрашивают и лирическую преимущественно, оперную мелодику Римского-Корсакова. Но ей, в отличие от народных тем, более свойственны структурная сказочные оперы римского корсакова список, внутренняя расчленённость и периодическая повторность мотивных звеньев. Типичны для Римского-Корсакова подвижные, богато орнаментированные мелодии инструментального характера, нередко вводимые и в вокальные партии фантастических сказочные оперы римского корсакова список персонажей Волхова, Царевна-Лебедь. Развитие тематического материала у Римского-Корсакова обычно не ведет к коренным интонационным преобразованиям. Гармоническое мышление Римского-Корсакова отличается строгой логичностью, ясностью, в нём ощущается рациональное организующее начало. Так, применение натуральных диатонических ладов, идущее от стилистики русской крестьянской песни и балакиревских принципов её обработки, обычно сочетается у Римского-Корсакова с простой трезвучной гармонизацией, использованием аккордов побочных ступеней. Существенен вклад композитора в развитие колористических возможностей гармонии. Он вводит в партитуры многочисленные инструментальные соло и, следуя заветам Глинки, предпочитает звучания чистых тембров густым смешанным краскам. Яркость и виртуозный блеск его оркестра сочетаются с прозрачностью и лёгкостью фактуры, отличающейся безупречной ясностью голосоведения. Педагогическая деятельность В 1871 году по инициативе заведующего Консерватории Азанчевского на должность преподавателей классов инструментовки, практического сочинения был приглашён С годами выстроилась система преподавания, превратившая класс Николая Андреевича в один из наиболее авторитетных в Консерватории. На протяжении почти сорока лет через этот класс прошли учащиеся разных специальностей. За 37 лет работы в консерватории он воспитал свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Он был создателем композиторской школы. Среди его учеников — Значительный вклад внёс Римский-Корсаков в развитие музыкальной культуры народов России. Многие из его учеников стали крупными деятелями национальных музыкальных школ — Украины АкименкоЛатвии МелнгайлисЭстонии КаппЛитвы ГалкаускасАрмении СпендиаровГрузии Ценнейший материал по истории русской сказочные оперы римского корсакова список культуры 2-й половины XIX в. Редакторская деятельность Сказочные оперы римского корсакова список культурно-историческое значение редакторской деятельности Римского-Корсакова, благодаря которой были опубликованы исполнены многие шедевры русской музыки. Римский-Корсаков дважды готовил к изданию оперные партитуры Глинки совместно с Балакиревым и Лядовым, 1877—81; с Глазуновым, к 100-летию со дня рождения Глинки, 1904. Эта огромная работа, способствовавшая пропаганде творчества Мусоргского, не лишена вместе с тем внутренней противоречивости, т. В результате характерные особенности стиля Мусоргского прежде всего интонационные, ладовые, гармонические подверглись существенным изменениям. Римский-Корсаков — дирижёр, просветитель. Неоценимое просветительское значение имели выступления Римского-Корсакова как дирижёра. Многогранная деятельность Римского-Корсакова оставила глубокий след в истории мировой музыкальной сказочные оперы римского корсакова список. Его творчество оказало воздействие не только на отечественных сказочные оперы римского корсакова список Глазунов, Лядов, Спендиаров, Стравинский, Прокофьевно ощутимо повлияло и на западноевропейскую музыку В 1944 сказочные оперы римского корсакова список связи со 100-летием со дня рождения Римского-Корсакова на родине композитора в г. Тихвине был открыт дом-музей, в 1971 в Ленинграде — музей-квартира в квартире, где композитор провёл последние 15 лет. Имя Римского-Корсакова присвоено Санкт-Петербургской консерватории, сказочные оперы римского корсакова список её зданием поставлен памятник Римскому-Корсакову работы скульпторов Заключение Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг. Филипповым, — «40 народных песен», 1882. Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» по Гоголю, 1879«Снегурочка» по Островскому, 1881 — любимое музыкальное произведение Римского-Корсакова, которое он считал своим лучшим творением, «Млада» 1890«Ночь перед Рождеством» по Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости. Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной сказочные оперы римского корсакова список «Моцарт и Сальери» на текст Даргомыжскому, 1897в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» пролог к «Псковитянке», 1898 и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» 1898. Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 1904. Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» по Пушкину, 1907 — беспощадная сатира на царское самодержавие. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» «Сказка о царе Салтане»«Сеча при Керженце» «Сказание о невидимом граде Китеже…». Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе — либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра фантазиясимфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра — «Испанское каприччио» 1887 и симфоническая сюита «Шехерезада» 1888. Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в том числе вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря». Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии инструментовки: расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой — сложные лады в том числе характерный звукоряд — гамма Римского-Корсакова, оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью. Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы исполнены многие произведения русской музыки «Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; Римский-Корсаков также подготовил издал, совместно с Балакиревым и Лядовым, оперные партитуры Глинки. Николай Андреевич Римский-Корсаков www. Летопись моей музыкальной жизни. Жизнь и творчество Н.

См. также