Соловьев русская идея

Определение из энциклопедии русской философии Русская философия. Соловьевым в 1887—1888 гг. XIX и XX в. H, Трубецкой, Розанов, Иванов, Франк, Федотов, Ильин, Бердяев и др. Соловьева относится к тому периоду ею творчества, когда он испытал раз­очарование в своих первоначальных надеждах близких к славянофильству на рус. Со­ловьев вынашивал начиная с 1883 г. Сайн-Витгенштейн, он прочел доклад "Русская идея", к-рый был посвящен вопросу "о смысле существования России во всемирной истории" на рус. По Соловьеву, ни государство, ни об-во, ни церковь, взятые в отдельности, не выражают существа Надежда на то, что в единении славянства могло бы уча­ствовать православие, высказанная некогда Крижаничем, ныне несостоятельна. Особенно если учитывать, что в наиболее чувствительных для России точках центра Европы Польша и ее юга Хорватия славяне исповедуют католичество. Отсюда призыв Соловьева к вост. Трубец­кой, был также против отождествления нацио­нальной идеи с мессианизмом. Но кроме них существует всеобщее до­стояние человечества, универсальный "огненный язык", доступный "величайшим проповедникам, творцам искусства и мыслителям" Христианс­кий корень, по Трубецкому, всегда первичнее "ствола или ветвей" дерева-человечества, а мис­сия России отнюдь не "объединение всего христианского мира", а реализация "только соловьев русская идея необходимой особенности среди христианст­ва". Иванова, не заключает в себе никакого "национального фата­лизма" или "народного эгоизма", являясь "само­определением собирательной народной души во имя свершения вселенского" Соединение "родного и вселенского" в понимании Иванова и есть идея христианского универсализма, раз­ворачивающаяся во всемирной истории и прида­ющая ей определенный религиозный смысл "О русской идее", 1909. Ему свойственна особая образность, не связан­ная с выработкой к. Особенно ярок вклад Розанова, с его литературно-философской стилистикой "Уединенного" 1912"Опавших листьев" 1913, 1915"Апокалипсиса нашего времени" 1917 -1918. Розанов передавал огромное соловьев русская идея оттенков рус. Розанова, особенно пред- и послеоктябрь­ских, соловьев русская идея критика христианского универсализ­ма Соловьева и его последователей, создававших в литературе и философии образ "русского всече-ловека", болевшего душою за весь мир, но мало думавшего о Соловьев русская идея ". Революция, к-рая была воспринята Соловьев русская идея как наказание для России за грехи народа интеллигенции, как "апокалипсис соловьев русская идея времени", сторонниками евразийства, напротив, оценивалась как преиму­щество особого рода. Соловьев русская идея она, с одной стороны, есть логическое завершение эпохи европеизации Петра Великого, соловьев русская идея с др. По мнению Карсавина, главного философа евразийства, Евразийцы вы­ступили инициаторами создания нового полиди-сциплинарного учения "россиеведения", сое­диняющего усилия философов, обществоведов естествоиспытателей Евразийский сборник. Трубецкой подчеркивал плодо­творность для России "экономического западни­чества", т е. В связи с этим Бердяев называл ев­разийцев скорее сторонниками "татарско-чинги-схановской идеи", чем "русских духовных упова­ний". Нек-рые евразийцы полагали, что усиление самобытности и растущее духовное отмежевание России от Европы каким-то чудесным образом будет воплощено в постепенной эволюции со­ветской системы в сторону рус. Ильин, крупней­ший теоретик линии государственников в P и. Главной целью Ильина была реабилитация ценностей консерватизма и обо­снование рус. Ильин дал широкое истолкование Общечеловеческое — христианское созна­ние, по Ильину, может быть найдено отнюдь не средствами "интернационализма" и "антинаци­онализма", а через углубление своего "духов­но-национального лона" до того уровня, где "живет духовность, внятная всем векам и наро­дам" Там же. Завершением классичес­кого жанра Основные проблемы русской мысли XIXвека и начала XX века" Париж, 1946. Заверше­ние здесь обозначается с известной степенью приближения, не в хронологическом смысле, т. Соловьев русская идея, Франк, Федотов и др. Бердяев, по существу, выразил несог­ласие с Не отказываясь от соловьев русская идея перспектив измерения В книге, по сути дела, речь идет о специфике рус. Бердяев убе­дился в том, что зап. Далее гуманизм устремляется соловьев русская идея вверх, к Царству Божию, или вниз, к царству антихриста. Россия же так и не смогла принять новоевропейский гуманизм с его формальной ло­гикой, "секулярной серединностью". Нигилизм в лице большевизма восторже­ствовал в России, но именно в силу радикализма рус. Отсюда боль­шевизм есть рус. Упования на его свержение — тот же материализм, т. Последнее начнется не в попятном направлении, в смысле возвращения к гуманизму, утверждав­шемуся, но не состоявшемуся в России. Нужно соловьев русская идея вперед, к эпохе Святого Духа, к новой коммюнотарности общественности. Характер­ным и новым качеством бердяевского анализа метафизики рус. Конечно, Бердяев во многом субъективен, и его оценки отражают собственные метафизические вкусы и пристрас­тия. Но все указанные фигуры суть элементы Работа Бердяева, так же как и в свое время одноименное соч. Соловьева, несомненно, стала новаторской. Это было пер­вое после 2-й мировой войны обобщающее про­изв. Монографическая "История русской фи­лософии " Зеньковского появилась позже и не сра­зу могла быть адаптирована к уровню зап. Бердяева соловьев русская идея в 1947 г. Она имела многочисленных подражателей. Бердяева была воспринята как своего рода "приглашение к субъективизму" в оценке рус. Параллели, образы и срав­нения, имевшие в контексте книги специфичес­кую метафизическую нагрузку, нек-рыми авто­рами стали пониматься буквально, превращать­ся в сциентистские политологические или футурологические конструкции, не соответствующие подлинному историографическому объему соловьев русская идея "Р. Ильина и отражает более чем столетний опыт философских дискус­сий вокруг нее, не прекращающихся и поныне. Русские соловьев русская идея и Ев­ропа. Критика европейской культуры у русских мысли­телей. Париж, 1955; О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зару­бежья. Русская идея, мифы и реаль­ность. Очерк истории философии "самобытно-русской". Бердяев : pro et contra. The Icon and the Axe: An Interpretive History of Russian Culture.

См. также