Способы минимизации кредитного риска

Рыскулова СПОСОБЫ Способы минимизации кредитного риска КРЕДИТНЫХ РИСКОВ Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкиваются коммерческие банки, является риск непогашения кредитов. Банки естественно, стремятся минимизировать этот риск с помощью различных способов обеспечения возврата банковских ссуд. Риск выражает вероят­ность наступления какого-либо неблагоприятного события или его последствий, приводящих к прямым потерям или косвен­ному ущербу. Финансовые рынки пред­ставляют собой очень слож­ную, нестабильную, высокотех­нологичную среду. Именно по­этому банковское дело непос­редственно связано с самыми разнообразными финансовыми рисками. Практика и методо­логия контроля и управления банковскими рисками являет­ся наиболее критичной для банковской деятельности. Успешный риск-менеджмент яв­ляется важнейшим условием конкурентоспособности и на­дежности любой финансовой организации. Как показывают многочисленные примеры, наи­более значимые виды риска кредитный, инвестиционный, валютный могут привести не только к серьезному ухудшению финансового состояния кре­дитной организации, но и в предельном случае — способы минимизации кредитного риска потере капитала и банкротству. Пра­вильная оценка и управление позволяют значительно мини­мизировать потери. Главная задача риск-ме­неджмента состоит способы минимизации кредитного риска выявле­нии и предотвращении воз­можных неблагоприятных со­бытий, нахождении путей ми­нимизации их последствий, создании методологий управ­ления. Степень банковских рис­ков определяется как экономическими условиями, так и стратегией и уровнем менедж­мента банка. Риск-менеджмент требует достаточно способы минимизации кредитного риска процедур инфраструктуры контроля. Традиционно общий уро­вень риска в банке оценивает­ся критерием достаточности капитала, который играет роль страховки для покры­тия риска. Классификация рисков носит достаточно широкий характер. Финансовые операции отличаются различной степе­нью риска. Принято выделять следующие виды рисков: сис­темный, страновой, кредит­ный, инвестиционный, валют­ный, процентный, ликвиднос­ти, концентрации, операцион­ный, правовой, рыночный, риск репутации, злоупотреблений, технологический и другие. Выделяют риск по видам заемщиков корпоративный клиент, банк, способы минимизации кредитного риска лицо и т. Кроме того, способы минимизации кредитного риска внутренние риски, — связанные с внутренней средой банка, внешние, в т. Сово­купный банковский риск пока­зывает полную величину рис­ка банка. Одна из главных стратеги­ческих задач банка — обеспече­ние оптимума между прибыль­ностью и риском. Стратегия, связанная с высоко рисковыми способы минимизации кредитного риска приводит к убыт­кам, снижению ликвидности. Напротив, если прибыльность ниже рыночного уровня, банк начинает испытывать сложности. С целью стабилизации уровня риска при росте акти­вов необходимо увеличивать капитал. Способы минимизации кредитного риска, что риск связан со сроком вложений, — чем боль­ше срок, тем больше риск. ­Обеспечение — это виды и формы гарантированных обязательств заемщика перед кредитором банком по возвращению кредита в случае его не возврата заемщиком. Кредитный риск возникает не только при кредитовании на срок, например юридических или физических лиц, покупке любых долговых обязательств государственных ценных бу­маг, корпоративных облигаций, векселейно и при текущих расчетах. В соответствии с этим выделяют прямой кредит­ный способы минимизации кредитного риска, риск дефолта по цен­ным бумагам непогашения долгового обязательства, не­выплаты купонов и т. Основными элементами управления кредитным риском являются: анализ финансово­го состояния заемщиков и кон­трагентов, обеспечение креди­та, установка лимитов на опе­рации, резервирование. Традиционный способ ми­нимизации этого риска при кредитовании юридических или физических лиц — приня­тие залога обеспечения кре­дита в виде ликвидных акти­вов или ценного имущества. Один из способов минимиза­ции кредитного риска в расчет­ных операциях — проведение предоплаты. Принципиальным отличием современного порядка кредитования является то, что банк, прежде всего, интересуется субъектом кредитования, с которым и заключается кредитный договор после изучения его способности возвратить ссуду. Все вопросы, связанные с кредитованием, решаются банком и заемщиком на договорной основе. Кредитный договор определяет взаимные обязательства и ответственность сторон. В нем предусматривается: цель и объекты кредитования, размер кредита, сроки и другие способы минимизации кредитного риска выдачи и погашения ссуд; виды обеспечения кредита; процентная ставка за кредит; перечень документов, представляемых заемщиком для контроля за движением кредита и финансовым положением клиента; периодичность представления банку, а способы минимизации кредитного риска контрольные функции банка в процессе кредитования. От того насколько четко и грамотно будет составлен Кредитный договор будет зависеть своевременность возврата займа. В ходе исполнения кредитного договора могут возникнуть непредвиденные проблемы, вследствие которых необходимо изменить условия договора. Изменения условий кредитования и переоформ­ление ссуд может происходить по инициативе, как способы минимизации кредитного риска, так и банка. Под изменением условий договора по переоформленным ссу­дам понимается одно из следующих изменений: - уменьшение в дополнительном соглашении процентной став­ки при условии, что первоначальным договором предус­мотрена фиксированная ставка; при плавающей процент­ной ставке — изменения, не соответствующие условиям, содержащимся в первоначальном соглашении сторон; - продление в дополнительном соглашении срока предостав­ления кредита, указанного в первоначальном кредитном до­говоре; - увеличение суммы предоставленного кредита по сравнению с первоначальной; - переоформление дополнительного соглашения, в связи, с чем реально улучшается качество обеспечения ссудной за­долженности по сравнению с первоначальными условиями. Переоформление ссуды свидетельствует, прежде всего, о пони­жении ее качества и повышении банковского риска. Одним из условий кредитного договора должно быть право бан­ка расторгнуть кредитный договор досрочно в случае нарушения клиентом-заемщиком предусмотренных договором обязательств. Обычно банк требует досрочного погашения ссуды или взыскивает ее в бесспорном порядке при: - несвоевременном представлении в банк балансов и других форм отчетности или при полном отказе от их представле­ния; - выявлении случаев реализации заложенного имущества без согласия банка; - выявлении случаев неудовлетворительного хранения зало­женного имущества; - несвоевременной уплате основного долга и процентов. Клиенту-заемщику договор может предоставлять право в силу обоснованных причин не использовать кредит кредитную линию полностью или частично. Первоначально согласованная величина кредита кредитной линии в последующем может быть также скорректирована сторонами. При досрочном погашении кредита или неполном его использовании заемщиком банк теряет часть своего процентного дохода. Банки должны постоянно проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, так как это может иметь способы минимизации кредитного риска последствия в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные хотя и высоко прибыльные проекты. Следует отметить, что количественная оценка активов не играет особой роли в анализе деятельности банка, в соответствии с международной практикой главным критери­ем является оценка качества активов. Как известно, отечественные банки привыкли проводить в ос­новном краткосрочное кредито­вание, и неохотно идут на рас­ширение долгосрочного в связи с высокой степенью риска, обус­ловленного наличием отрасле­вых особенностей и длительным периодом окупаемости вложен­ных средств. Выдача долгосроч­ного кредита не позволяет до­стоверно судить способы минимизации кредитного риска том, сможет ли данный заемщик через не­сколько лет полностью выпол­нить свои обязательства перед банком, в то время как краткос­рочный кредит выдается на сравнительно короткий срок, за который финансовая устойчи­вость предприятия существен­но не меняется. Кредитный риск в отношении банка возникает при невыполне­нии контрагентами банков сво­их обязательств, что, как прави­ло, проявляется в невозврате полностью или частично основ­ной суммы долга и процентов по нему в установленные в кредит­ном соглашении сроки. В целях ограничения риска и увеличения притока кредитных ресурсов в промышленность не­обходимо совершенствование менеджмента кредитных порт­фелей отечественных коммер­ческих банков, характеризую­щихся следующими особеннос­тями: - склонностью к краткосроч­ному кредитованию; - недостаточным качеством ресурсной базы банков; - отсутствием мощного ин­формационного центра; - недостатком высокоспеци­ализированных кадров. В этой связи основными за­дачами кредитного менеджмен­та, направленного на снижение кредитного риска, являются: - определение факторов, влияющих на уровень кредитно­го риска; - оптимизация кредитного портфеля с точки зрения кредит­ных рисков, состава клиентов и структуры ссуд; - определение уровня креди­тоспособности заемщика и вы­явление возможности измене­ния его финансового положения; способы минимизации кредитного риска выявление проблемных ссуд на ранней стадии их появления; - оценка достаточности ре­сурсной базы и ее своевремен­ная корректировка; - обеспечение диверсифика­ции кредитных вложений, их ликвидности и доходности; - разработка кредитной поли­тики банка с учетом проведен­ного анализа качества кредитно­го портфеля. Высокая степень риска кре­дитования промышленных пред­приятий требует от коммерчес­кого банка тщательно продуман­ной политики управления рис­ком в рамках кредитной полити­ки, которая включает стратегию, методы оценки, а также формы управления риском. Кредитный менеджмент в об­ласти управления кредитным риском предполагает диверси­фикацию риска, определение системы делегирования полно­мочий, формирование каче­ственного кредитного досье, систему мониторинга за выдан­ным кредитом, наличие и каче­ство информационной базы дан­ных, а также наличие службы, осуществляющей возврат про­блемных кредитов. Банковский менеджмент в области управления кредитом является сложным и многоас­пектным процессом. Качество управления процессом кредито­вания зависит, прежде всего, от успеха реализации каждого эта­па в отдельности, что в свою очередь напрямую связано способы минимизации кредитного риска опытом и квалификацией кад­рового персонала. Современные условия разви­тия экономики все еще характе­ризуются дефицитом не только квалифицированных банковских работников, но и грамотного уп­равленческого персонала на промышленном предприятии, что обусловило нестабильность и неуверенность деятельности коммерческих банков по отно­шению к промышленному секто­ру. Процесс активного взаимо­действия банков с промышлен­ностью сдерживается непонима­нием и нежеланием обеих сто­рон найти компромиссный выход из создавшейся ситуации. На самом деле взаимная интегра­ция банков и промышленности предполагает наличие сильных, неразрывных и долгосрочных связей между данными струк­турами их подразделениями. Поэтому руководство и управ­ленческий персонал банков и промышленных предприятий должны четко осознавать, что использование кредита не дол­жно быть сиюминутным и одно­разовым, напротив, кредитные отношения должны основывать­ся на долгосрочных и тесных взаимоотношениях при непос­редственном участии и осуще­ствлении контроля каждой из сторон. Таким образом, в процессе взаимодействия коммерческих банков и промышленных пред­приятий в современных услови­ях активное применение зару­бежного опыта, адаптированно­го к отечественным условиям, способствовало бы быстрому выходу из сложившейся пара­доксальной ситуации, когда про­мышленные предприятия испы­тывают дефицит финансовых средств, а банки могут, но опа­саются активно кредитовать последних. Вместе с тем приме­нение оптимальных подходов из зарубежного опыта по миними­зации кредитных рисков не все­гда приемлемо для казахстанс­кой экономики в силу отличи­тельной особенности инфраструктуры рынка. Банковское дело, А: « Каржы - Каражат », 1998.

См. также