Структура тренировочного процесса

Тренеры-преподаватели по дзюдо, независимо от этапа многолетней подготовки спортсменов, должны знать и уметь применять на практике теоретические основы организации процесса подготовки новичков до достижения ими вершин спортивного мастерства для того, чтобы обеспечивать рациональный подбор средств и структура тренировочного процесса, адекватных задачам каждого этапа, и планировать нагрузки, соответствующие уровню подготовленности дзюдоистов и обеспечивающие поступательный переход их с одного этапа подготовки на другой. Целенаправленная подготовка дзюдоистов содействует достижению ими состояния «спортивной формы», которое характеризуется оптимальной технической, тактической, физической, психической подготовленностью и выражается в уровне спортивных результатов, показанных структура тренировочного процесса на тренировках и соревнованиях. Состояние «спортивной формы» в процессе подготовки проходит следующие периоды становления. Период развития спортивной формы — это индивидуальный для каждого дзюдоиста промежуток времени, определяемый индивидуальным количеством учебно-тренировочных занятий, выполняемых в течение определенных календарных сроков, по окончании которых дзюдоисты входят в состояние спортивной формы. Период включает 3 фазы: приобретение, сохранение и утрату. Иногда структура тренировочного процесса приобретения предшествует фаза утраты. Фазы развития спортивной формы у дзюдоистов зависят от их индивидуальных особенностей и системы подготовки, могут чередоваться в последовательности: сохранения, утраты, приобретения и сохранения. Продолжительность этих фаз индивидуальна. Периоды развития спортивной формы у дзюдоистов заканчиваются в момент окончания фазы сохранения, которой предшествует фаза приобретения. Таблица 8 Структурная модель многолетней подготовки дзюдоистов обобщенные данные Период сохранения спортивной формы протекает в усредненные для всех дзюдоистов структура тренировочного процесса сроки, обычно состоящие из четырех недельных циклов тренировки, на протяжении которых решается задача сохранения имеющегося в их начале уровня спортивной формы. Их количество зависит от структуры годичных циклов тренировки. Период отдыха — это усредненный для всех дзюдоистов промежуток времени, в течение которого решаются задачи активного или пассивного отдыха, а также создаются условия для развития спортивной формы на протяжении следующих за ними периодов развития спортивной формы. Периоды спортивной тренировки по Бондарчуку, 2005 отождествляются с процессами вхождения в состояние спортивной формы ее развитияее сохранения и утраты. Фаза приобретения спортивной формы является одной из главных, характеризующей процесс вхождения дзюдоистов в состояние спортивной формы. В это время может происходить рост спортивных результатов на 4-12 % относительно начального уровня, ее продолжительность индивидуальна. Фаза сохранения спортивной формы — это особое состояние систем организма, которое в одних случаях характеризуется у дзюдоистов длительным отсутствием долговременных адаптационных перестроек, а в других совпадает с их завершением. В одном случае речь идет о первой фазе сохранения спортивной формы, с которой начинается процесс вхождения структура тренировочного процесса состояние спортивной формы у большой группы спортсменов, в другом — о той фазе, которая следует за фазой приобретения вторая по счету. Первая фаза сохранения спортивной формы, в отличие от второй, может следовать как после периодов отдыха, так структура тренировочного процесса после начала периодов развития спортивной формы и периодов сохранения. После нее, обычно, следует фаза утраты спортивной формы. Фаза утраты спортивной формы отражает процессы реадаптации, происходящие в системах организма. Ее следствием у дзюдоистов всегда является значительное снижение имеющегося уровня спортивных результатов. Фаза утраты спортивной формы может быть кратковременной или долговременной. Кратковременная фаза обычно наблюдается в начале процесса вхождения в состояние спортивной формы, следует после фазы сохранения спортивной формы, с которой у некоторых дзюдоистов начинаются периоды развития спортивной формы, и предшествует фазам приобретения. Продолжительность этой фазы от 1 до 3 недельных циклов, обычно. Чаще всего ее длительность колеблется от 5 до 10 тренировочных занятий. Долговременная фаза утраты спортивной формы может длиться месяцами и наблюдается, когда в учебно-тренировочном процессе подготовки дзюдоистов не производят смену применяемых средств тренировки после вхождения в состояние спортивной формы. Активная утрата спортивной формы является результатом запланированного построения периодов спортивной тренировки. Пассивная утрата спортивной формы происходит, когда дзюдоисты на протяжении длительных интервалов времени — от 4 до 6 недельных циклов и более — не структура тренировочного процесса. Достижение состояния спортивной формы у дзюдоистов зависит от различных факторов: индивидуальных особенностей, динамики, объема интенсивности тренировочных нагрузок Матвеевсистемы упражнений в подготовительных периодах В дзюдо спортивная подготовка охватывает систему соревнований, систему тренировки усиливающую все стороны подготовленности дзюдоистов и дополнительные факторы структура тренировочного процесса эффективности учебно-тренировочной и соревновательной деятельности система восстановления и повышения работоспособности и другие. Важнейшей частью спортивной подготовки дзюдоистов являются соревнования. Соревнования по дзюдо проводятся среди различных возрастных групп: девочек и мальчиков, девушек и юношей, юниорок и юниоров, молодежи, взрослых спортсменов. В дзюдо регламентируются ранг структура тренировочного процесса структура спортивных соревнований. Соревнования I ранга по масштабу и спортивной значимости включаются в Положение о всероссийских соревнованиях по дзюдо и в Единый календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий ЕКП. Разделяются на два уровня: — Соревнования первого уровня: чемпионат России, спартакиады России, Кубок России, первенства России; всероссийские соревнования в соответствии с ЕВСК, международные соревнования; всероссийские физкультурно-спортивные мероприятия среди различных возрастных групп населения инвалидов-спортсменов. Соревнования II и III ранга включаются в календарные планы спорткомитетов субъектов РФ, районов, городов, физкультурно-спортивных обществ, организаций. Соревнования II ранга по масштабу и спортивной значимости включают соревнования по дзюдо третьего уровня: чемпионаты и первенства районов, городов; традиционные знаковые соревнования на уровне субъектов Российской Федерации; соревнования физкультурно-спортивных обществ, организаций. Соревнования III ранга включают в себя соревнования по дзюдо четвертого и пятого уровня. В структура тренировочного процесса построения многолетней спортивной подготовки в дзюдо важна целостность тренировочного процесса, которая обеспечивается: — взаимосвязью различных сторон подготовки дзюдоистов в процессе тренировки ОФП, СФП, техническая и тактическая подготовка ; — соотношением параметров тренировочной нагрузки объем интенсивность выполненной тренировочной работы ; — определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса отдельных занятий, этапов, периодов, циклов. Структура тренировочного процесса включает 3 уровня: Первый уровень — микроструктуры, это структуры отдельного учебно-тренировочного занятия и малых циклов микроцикловсостоящих из нескольких занятий; Второй уровень — мезоструктуры, структуры средних циклов тренировки мезоцикловвключающих относительно законченный ряд микроциклов; Третий уровень — макроструктуры, структуры больших тренировочных циклов макроциклов типа полугодичных, годичных, многолетних. В каждом макроцикле тренировки дзюдоистов обычно выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. Продолжительность структура тренировочного процесса содержание периодов их составляющих этапов подготовки дзюдоистов в пределах отдельного структура тренировочного процесса определяются факторами соревновательной деятельности, структурой подготовленности, системой соревнований; этапом многолетней подготовки; климатическими условиями, материально-технической обеспеченностью и другими. Вне зависимости от вариантов построения учебно-тренировочного процесса дзюдоистов в течение календарного года в структуре макроцикла просматриваются относительно самостоятельные и в то же время тесно взаимосвязанные по характеру, преемственности задач и содержания структурные элементы — периоды, этапы, мезоциклы, микроциклы. При этом состав средств и методов тренировок изменяется: увеличивается количество соревновательных и структура тренировочного процесса упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм дзюдоистов. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений. Особое внимание должно структура тренировочного процесса обращено тренерами-преподавателями на полноценное физическое и особенно психическое восстановление дзюдоистов. Продолжительность переходного периода зависит от этапа многолетней подготовки дзюдоистов, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований сезона, индивидуальных особенностей дзюдоистов. В конце переходного периода структура тренировочного процесса постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Мезоструктура представляет собой относительно цельный законченный этап учебно-тренировочного процесса дзюдоистов, задачей которого структура тренировочного процесса упорядочение процесса подготовки в соответствии с главной задачей периода или этапа. Она часто решает промежуточные задачи подготовки. Тренировочный мезоцикл представляет собой структурное образование, включающее структура тренировочного процесса 2 до 6 микроциклов. Внешними признаками мезоцикла являются: а повторное воспроизведение ряда микроциклов обычно однородных в единой последовательности, или чередование различных микро-циклов в определенной последовательности. В подготовительном периоде они чаще повторяются, структура тренировочного процесса в соревновательном чаще чередуются; б частая ситуация, при которой смена одной направленности микро-циклов другими характеризует и смену мезоцикла; в оканчание его восстановительным разгрузочным микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями. В подготовке дзюдоистов применяют различные типы мезоциклов. Втягивающий структура тренировочного процесса характеризуется постепенным подведением дзюдоистов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы, применяется в начале сезона, после болезни и травм или запланированных перерывов в учебно-тренировочном процессе. Базовый мезоцикл — основная работа с дзюдоистами, предназначена для повышения функциональных возможностей основных систем организма, совершенствования физической, технической, тактической и психической подготовленности. Этот тип мезоцикла характеризуется большой по объему интенсивности тренировочной работой, составляет основу подготовительного периода и включаются в соревновательный мезоцикл с целью восстановления утраченных в ходе стартов физических качеств. Контрольно-подготовительный мезоцикл решает задачи комплексной подготовки дзюдоистов, включает широкое применение соревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Этот мезоцикл характеризуется высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Предсоревновательный подводящий мезоцикл содействует целенаправленной психической и тактической подготовке дзюдоистов, моделирует режим предстоящего соревнования и характерен для этапа непосредственной подготовки к главному старту. Соревновательный мезоцикл включает увеличенный объем соревновательных упражнений. Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода подготовки дзюдоистов. При этом объем соревновательных и специально-подготовительных упражнений значительно снижается. В подготовке дзюдоистов наибольшая интенсивность нагрузки отмечается в контрольно-подготовительных, предсоревновательных и соревновательных мезоциклах. Структура малых циклов, или микроструктура, представляет собой относительно законченные повторяющиеся фрагменты учебно-тренировочного процесса дзюдоистов, состоящих из отдельных занятий. Каждое занятие является упорядоченным звеном процесса подготовки и решает промежуточные задачи. Тренировочный микроцикл представляет собой структурное образование продолжительностью от 2 до 14 дней. Построение учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на основе микроциклов позволяет: — обеспечивать оптимальную динамику тренировочных или соревновательных нагрузок; — регламентировать адекватное задачам подготовки рациональное сочетание различных средств и методов тренировки; — планировать соответствие между факторами педагогического воздействия на дзюдоистов и восстановительными мероприятиями. Обобщены внешние структура тренировочного процесса микроцикла, влияющие на регулирование объема интенсивность нагрузок: а наличие в его структуре 2-х фаз — стимуляционной кумуляционной и восстановительной разгрузка и отдых. Равные сочетания по времени этих фаз встречаются лишь в тренировке дзюдоистов-новичков при 3-х занятиях в неделю, чередующихся с отдыхом. В подготовительном периоде стимуляционная фаза по длительности значительно структура тренировочного процесса восстановительную; а в соревновательном периоде их соотношениястановятся более вариативными; б окончание микроцикла часто связано с восстановительной фазой, хотя она может планироваться и в его середине; в регулярная повторяемость в определенной последовательности занятий разной направленности, объема интенсивности обеспечивает решение поставленных задач. В подготовке дзюдоистов, занимающихся в учебно-тренировочных группах 3 — 4-го года обучения применяются различные типы микроциклов. Втягивающие — имеют невысокую суммарную нагрузку и направлены на подведение организма дзюдоистов к напряженной тренировочной работе, применяются обычно в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни. Базовые общеподготовительные — характеризуются большим суммарным объемом нагрузок, стимулируют развитие адаптационных процессов в организме дзюдоистов, решают главные задачи технико-тактической, физической, волевой, психической подготовки, составляют основное содержание подготовительного периода. Пример построения базового микроцикла для дзюдоистов 13—16 лет, направленного на повышение статокинетической устойчивости и одновременного развития других качеств, такой: понедельник — преимущественное развитие быстроты; среда — взрывной силы и силовой выносливости; пятница — гибкости; понедельник — быстроты; среда — силы; пятница — преимущественное развитие выносливости Контрольно-подготовительные можно разделить на специально-подготовительные направленые на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях и модельные моделирующие регламент соревнований по дзюдо в процессе учебно-тренировочной деятельности. Подводящие — их содержание зависит от особенностей подведения дзюдоистов к соревнованиям. Восстановительные — обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Соревновательные — имеют режим, соответствующий программе соревнований, их структура и продолжительность определяются спецификой соревнований в дзюдо. Структура тренировочного процесса подготовке дзюдоистов-новичков группы начальной подготовки 1-го года обучения целесообразно выделять один период — структура тренировочного процесса, включающий два этапа. Требует от тренера-преподавателя по дзюдо проявления высокого уровня организаторских и коммуникативных способностей. В современных социальных условиях набор детей в группы начальной подготовки для занятий дзюдо усложняется рядом факторов: снижение интереса структура тренировочного процесса спортивным структура тренировочного процесса возраст набора детей в дзюдо 10 лет совпадает с набором в другие виды единоборств, в игровые виды спорта, что «рассеивает» потенциально-способных детей по разным секциям; низкий уровень здоровья структура тренировочного процесса части детей не позволяет им заниматься дзюдо и другие. На этом этапе тренер-преподаватель посещает школы, выступает на родительских собраниях с объявлением о наборе в секцию дзюдо, проводит запись в секцию по месту спортивных занятий. При проведении набора эффективна раздача объявлений в школах и организация наглядной информации о занятиях дзюдо для родителей, проводимая на базе спортивных школ и коллективов физической культуры. Информация о занятиях должна включать: название спортивной базы, указание вида спорта, требования к занимающимся возраст, пол, наличие медицинской справкирасписание учебно-тренировочных занятий, структура тренировочного процесса о тренере-преподавателе ФИО, спортивная квалификацияадрес и телефон спортивной организации. Комплектование учебной группы для занятий дзюдо происходит согласно нормативным требованиям к возрасту и количеству занимающихся. На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься дзюдо имеющие справку от педиатра. На этом этапе с детьми осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на формирование интереса к занятиям дзюдо, на разностороннюю физическую подготовку, на освоение гигиенических знаний. Занимает около 4 — 5 месяцев ноябрь-март и предполагает изучение структура тренировочного процесса средств дзюдо: а средства технико-тактической подготовки, формирующие у юных дзюдоистов умения безопасного падения и технических, и тактических действий, соответствующих возрасту, участие в соревнованиях по ОФП и в аттестационных соревнованиях; б средства физической подготовки, стимулирующие укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей, занимающихся дзюдо, на основе рационального применения общеподготовительных упражнений; в средства теоретической подготовки, направленные на получение знаний о дзюдо, его значении для укрепления здоровья занимающихся, правилах соревнований и организации занятий дзюдо. Определяет уровень индивидуальной динамики физической подготовленности занимающихся и степень освоения ими основ техники дзюдо согласно аттестационным требованиям. Планирование подготовки для дзюдоистов на последующих этапах НП свыше года, УТ до 2-х лет имеет выраженное сходство. В подготовительном периоде выделяют общеподготовительный и специально-подготовительный этап. В соревновательном периоде выделяют 1-й и 2-й соревновательные этапы. Переходный период включает переходный этап спортивный структура тренировочного процесса и восстановительный самостоятельная подготовка. В учебно-тренировочных группах дзюдоистов 3-4-го года обучения планирование предусматривает выделение следующих периодов и этапов: а подготовительный период: Э-1 — общеподготовительный этап сентябрь, октябрь, ноябрь ; Э-2 — специально-подготовительный этап декабрь, январь ; б соревновательный период: Э-3 — первый соревновательный этап февраль, март ; Э-4 — промежуточный этап апрель ; Э-5 — второй соревновательный структура тренировочного процесса май, июнь ; в переходный период: Э-6 — переходно-восстановительный этап июль ; Э-7 — переходно-восстановительный этап август. В учебно-тренировочных структура тренировочного процесса 4-го года обучения тренеры-преподаватели обычно планируют 7 структура тренировочного процесса подготовки: а подготовительный период: Э-1 — общеподготовительный этап сентябрь, октябрь ; Э-2 — специально-подготовительный этап ноябрь, декабрь ; б соревновательный период: Э-3 — первый соревновательный этап январь, февраль ; Э-4 — промежуточный этап март ; Э-5 — второй соревновательный этап апрель, май, июнь; в переходный период: Э-6 — переходно-восстановительный этап июль ; Э-7 — переходно-восстановительный этап август. Спортивный отбор в группу дзюдо спортивная селекция — комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности одаренности детей, подростков, юношей, девушек к этому виду спорта. Тренеры-преподаватели по дзюдо не структура тренировочного процесса совмещать понятия «набор» и «отбор» занимающихся. Однозначных выводов о пригодности непригодности к занятиям дзюдо делать не стоит по двум основным причинам. Во-первых, существует механизм структура тренировочного процесса способностей. Во-вторых, требования к занимающимся дзюдо, имеющим высокую степень предрасположенности к спортивным достижениям, достаточно условны. Общеизвестно, что в процессе противоборства дзюдоистам необходимо проявлять быстроту реагирования, способность к переключению, координацию передвижений, совершать атакующие действия с учетом действий соперника. Помимо этого важно обладать мягкостью и точностью движений, успешно выполнять двигательные действия в скоростно-силовом режиме. Дополнительными требованиями к дзюдоистам являются: сила рук, выносливость. Пригодность к занятиям дзюдо может определяться в тестах, характеризующих подвижность нервных процессов, определяющих уровень координационных и скоростно-силовых способностей, выявляющих особенности психомоторных реакций. Но эти тесты только частично отражают пригодность, поскольку не дают представления о характере и личностных качествах испытуемых. Спортивный отбор в дзюдо реализуется как длительный, многоступенчатый процесс, который эффективен лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки дзюдоистов обеспечена комплексная методика оценки личности, предполагающая использование различных методов исследования. Определены основные методы структура тренировочного процесса отбора в дзюдо, применяемые в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов детско-юношеского возраста. Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. Медико-биологические методы выявляют морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма дзюдоиста и состояние его здоровья. Психологические методы определяют особенности психики, оказывающие влияние на решение задач, возникающих в ходе противоборства. Социологические методы позволяют получать данные о спортивных интересах детей, раскрывать структура тренировочного процесса связи формирования мотивации к длительным занятиям дзюдо и высоким спортивным достижениям. В Российской Федерации осуществляется поступательный отбор в 4 этапа: массовый просмотр детей, выявление потенциально одаренных к дзюдо, привлечение перспективных дзюдоистов к централизованной подготовке, структура тренировочного процесса в сборную команду. Основными задачами его являются массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет 1—4 классы общеобразовательной школы с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В структура тренировочного процесса группы, группы начальной подготовки принимаются все желающие заниматься дзюдо в соответствии с возрастом, определенным для начала занятий в структура тренировочного процесса виде спорта. Критериями, значимыми для спортивной ориентации, являются рекомендации преподавателя физкультуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения структура тренировочного процесса их оценка тренером-преподавателем с позиций перспективы занятий дзюдо. Тренеры-преподаватели, работающие с группами начальной подготовки, чаще предпочитают уделять больше внимания следовательно, считают их более перспективными юным спортсменам, имеющим более высокий уровень физической подготовленности относительно других учеников. Среди личностных качеств у «перспективных» юных дзюдоистов приоритетными часто являются агрессивность и жесткость в противоборстве. В большинстве случаев эти признаки у отдельных дзюдоистов не только слабо влияют на дальнейшее спортивные достижения в дзюдо, но и могут отрицательно сказаться при формировании спортивного коллектива. Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе отбора не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в дзюдо. Второй этап отбора выявляет из занимающихся одаренных к дзюдо для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования. Отбор проводится в течение последнего года обучения в структура тренировочного процесса начальной подготовки. Экспериментально установлено, что наибольшую связь с параметрами соревновательной деятельности дзюдоистов 13—14 лет имеют тесты, характеризующие координационные способности, скоростно-силовые способности и гибкость Отбор обычно проводится по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для дзюдо изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств структура тренировочного процесса спортивных результатов. Третий этап отбора выявляет перспективных дзюдоистов для зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР. Отбор предполагает экспертные оценки соревновательной деятельности дзюдоистов с последующим их тестированием в ходе соревнований среди юношеских групп, т. Четвертый этап отбора — это отбор кандидатов в сборные команды по дзюдо среди спортсменов, который осуществляется с учетом следующих показателей: спортивно-технические результаты их динамика начало, вершина, спад по годам подготовки; степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в усложненных условиях; степень технической готовности и устойчивости дзюдоиста к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности. Этот этап отбора в дзюдо реализуется в процессе учебно-тренировочных сборов. Для определения дзюдоистов, потенциально способных к высоким спортивным достижениям, важен не исходный уровень подготовленности, а темпы ее прироста табл. Таблица 9 Определение способностей к занятиям дзюдо на основе уровня подготовленности по обобщенным данным Оценка уровня подготовленности у занимающихся дзюдо служит структура тренировочного процесса связью от структура тренировочного процесса к тренеру-преподавателю и показывает, какие виды подготовки необходимо усиливать в учебно-тренировочном процессе. Полезно структура тренировочного процесса дзюдоистов их родителей с динамикой показателей их структура тренировочного процесса. Для этого тренерам-преподавателям рекомендуется рассчитывать прирост результатов в процентах по формуле Структура тренировочного процесса. Brody : Где V1 — первое измерение, V2 — второе измерение. Одним из важнейших показателей одаренности сочетания способностей к избранному виду спорта у дзюдоистов является обучаемость, определяющая скорость и качество изучения технико-тактических действий; информативным показателем одаренности является разносторонность и комбинативность техники. Нормативные основы определяют возрастные требования к различным сторонам учебно-тренировочного процесса в дзюдо: уровню спортивного мастерства по годам обучения; соотношению средств всесторонней подготовки; показателям соревновательных нагрузок; величине и структуре тренировочных нагрузок; контрольным нормативам подготовленности юных спортсменов. В практике подготовки дзюдоистов имеются выраженные отличия в режимах учебно-тренировочной работы табл. Таблица 10 Примерный учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ Тренерам-преподавателям по дзюдо рекомендуется использовать в качестве критерия успешности подготовки индивидуальные особенности развития юных дзюдоистов, а не стремление попасть в число лучших в своей возрастной группе. Только начиная с этапа углубленной специализации рекомендуется планировать выполнение дзюдоистами определенных разрядных нормативов. При планировании подготовки занятий дзюдо детей и подростков не должно быть противопоставления средств спортивной специализации и разносторонней подготовки. Основное требование заключается как структура тренировочного процесса рациональном соотношении их, так и в содержании реализуемой физической подготовки структура тренировочного процесса учетом возраста занимающихся. В юношеском дзюдо она конкретизируется в 3-х видах: общая физическая подготовка; специальная физическая подготовка и переходная форма структура тренировочного процесса целенаправленная физическая подготовка. Комплекс упражнений, применяемых в подготовке дзюдоистов, должен постоянно создавать предпосылки для улучшения у них качественных структура тренировочного процесса количественных характеристик соревновательных действий. Важнейшей составной частью спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек являются соревнования. Они дают возможность тренеру-преподавателю объективно оценивать ее эффективность. Участие в структура тренировочного процесса стимулирует адаптационные процессы организма дзюдоистов. Основной целью соревнований в дзюдо является контроль эффективности конкретного тренировочного этапа, приобретение соревновательного опыта, структура тренировочного процесса эмоциональности учебно-тренировочного процесса. На начальных этапах подготовки дзюдоистов проводятся разнообразные подготовительные и контрольные по ОФП соревнования, а также соревнования по другим видам спорта — легкой атлетике, спортивным играм без специальной предварительной подготовки к ним. По мере роста спортивной квалификации дзюдоистов на последующих этапах многолетней подготовки количество специализированных соревнований возрастает. В соревновательную практику вводятся отборочные и основные соревнования, содействующие спортивному совершенствованию. Процесс многолетней подготовки юных дзюдоистов условно делится на 4 этапа: Этап предварительной подготовки 3 года. В процессе занятий на этом этапе достигается укрепление структура тренировочного процесса и улучшение физического развития юных дзюдоистов. Предполагается изучение основ техники упражнений дзюдо. Этап направлен на приобретение занимающимися физической структура тренировочного процесса на основе занятий различными видами спорта многоборная подготовка. Включает формирование интереса к занятиям спортом, воспитание волевых качеств. Охватывает младший школьный возраст. В тренировочных занятиях с юными дзюдоистами решаются следующие задачи: а освоение занимающимися доступных им знаний в области физической культуры и дзюдо, увеличение умений и навыков в беге, прыжках, бросках и ловле мяча, метаниях, лазании, выполнении гимнастических упражнений; б формирование основ техники дзюдо — перемещения, захваты, специально-подготовительные упражнения, их закрепление и совершенствование; в содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости и гибкости. Этап начальной спортивной специализации 2 года направлен на достижение дзюдоистами всесторонней физической подготовленности, увеличение умений и навыков выполнения технических действий избранного вида спорта и других физических упражнений, приобретение соревновательного опыта. Он охватывает 2-летний период пребывания детей и подростков в учебно-тренировочных группах спортивной школы. Эффективная система подготовки на этом этапе во многом определяет успех дальнейшей многолетней подготовки дзюдоистов. Тренеру-преподавателю на этом этапе следует избегать чрезмерно узкой, форсированной специализации, которая в итоге приводит к преждевременной стабилизации спортивных результатов. Главными задачами этапа начальной спортивной специализации дзюдоистов являются: а обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся; б дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой; в создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в дзюдо. Преобладающей тенденцией динамики нагрузок на этапе начальной спортивной специализации является увеличение объема при незначительном приросте их общей интенсивности. Интенсивность средств подготовки возрастает, при этом степень ее увеличения структура тренировочного процесса в более узких пределах, чем прирост общего объема. Тренерам-преподавателям на этом этапе подготовки важно соблюдать четкое дозирование напряженности тренировочных структура тренировочного процесса соревновательных нагрузок у дзюдоистов. Это требование связано с процессом интенсивного роста и полового созревания организма дзюдоистов, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, являющиеся для организма структура тренировочного процесса рода нагрузкой. Этап углубленной специализации в дзюдо 2—3 года. На этом этапе совершенствуется техника дзюдо и проходит развитие специальных физических качеств. Отмечается повышение общего уровня подготовленности дзюдоистов и накопление ими соревновательного опыта. У дзюдоистов наблюдается совершенствование волевых качеств учебно-тренировочная группа, 3 — 4-й структура тренировочного процесса обучения. В этом периоде подготовки у занимающихся дзюдо структура тренировочного процесса основном завершается формирование функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению структура тренировочного процесса неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженного учебно-тренировочного процесса. Длительность этапа связана структура тренировочного процесса только с общими закономерностями спортивной тренировки, но и с индивидуальными особенностями дзюдоистов, прежде всего их спортивной одаренностью. На этапе углубленной специализации учебно-тренировочный процесс в дзюдо приобретает выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки дзюдоистов неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Суммарный структура тренировочного процесса интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Спортивная подготовка конкретного дзюдоиста строится в зависимости от того, попадает ли он в сферу спорта высших достижений или нет. Продолжается процесс совершенствования дзюдоистов в технике и тактике; двигательные действия, сформированные на предшествующем этапе, доводятся до прочных двигательных навыков. На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение техникой дзюдо в усложненных условиях, повысить ее индивидуализацию, развить физические и волевые качества, способствующие совершенствованию технического и тактического мастерства дзюдоистов. Этап спортивного совершенствования 2—3 года направлен на совершенствование у структура тренировочного процесса техники выбранного вида спорта и специальных физических качеств, на повышение тактической подготовленности. На этом этапе идет структура тренировочного процесса соревновательного опыта структура тренировочного процесса совершенствование психической подготовленности группа спортивного совершенствования. Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения дзюдоистами высоких спортивных результатов, имеет организационную взаимосвязь с этапом высших достижений. На этих 2-х этапах у дзюдоистов можно выделить 3 возрастные зоны: зону первых больших успехов выполнение норматива мастера спорта, участие в международных спортивных соревнованиях в группах юношей, девушек, юниоров ; зону достижения оптимальных возможностей выход на уровень лучших спортсменов мира, участие в Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы ; зону поддержания высших спортивных результатов на этапе спортивного совершенствования. Одной из главных задач на этих этапах является подготовка дзюдоистов к соревнованиям и успешное участие в них. В сравнении с предшествующими этапами тренировка дзюдоистов теперь приобретает еще более специализированную направленность. Тренер-преподаватель использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм учебно-тренировочной деятельности, чтобы дзюдоисты на этом этапе могли достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Продолжительность этапов подготовки дзюдоистов не имеет четких границ. Решая вопрос перехода к следующему этапу, важно учитывать индивидуальные структура тренировочного процесса каждого дзюдоиста: паспортный и биологический возраст, уровень физического развития и подготовленности.

См. также