Теория естественного права

Текущая версия страницы пока опытными участниками и может значительно отличаться отпроверенной 17 мая 2012; проверки требуют. Текущая версия страницы пока опытными участниками и может значительно отличаться отпроверенной 17 мая 2012; проверки требуют. Есте́ственное пра́во jus naturale — понятие иозначающее совокупность неотъемлемых принципов и теория естественного права, вытекающих из природы человека и независимых от объективной точки зрения теория естественного права. Естественное противопоставляетсяво-первых, как совершенная идеальная норма теория естественного права несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — теория естественного права и зависящей от человеческого установления. Теория естественного права образом, издавна концепция естественного права имела двоякий состав: она покоилась на практическом требовании более совершенного права и на теоретическом наблюдении естественной необходимости теория естественного права правоположений. Эти два элемента могли поддерживать друг друга, но не могли быть сведены один к другому: в первом случае естественное право ставится над позитивным, во втором оно является лишь известной частью позитивного права, т. В историческом развитии естественно-правовой доктрины можно постоянно наблюдать эту двойственность его концепции. Из этого воззрения само собой теория естественного права известное, хотя и чисто отрицательное, представление о естественном Некоторые софисты, в связи со свойственным им индивидуализмом, высказывали мнение, что законы должны служить к охране личной свободы, которая только и может считаться сообразной с природой. Здесь намечалось уже известное представление о естественном Ещё яснее это представление выразилось укоторый говорил, что существуют известные неписанные божественные законы, с которыми человеческие законы должны сообразоваться. Для понимания этих законов нужно знание, которое теория естественного права должно лежать в основе государственного управления. Действительные формы, встречающиеся обыкновенно в жизни, он считает отклонениями от истинного идеала. Это противопоставление идеальной формы развращенным, встречающееся затем и уявляется своеобразным выражением того же контраста теория естественного права идеалом и действительностью, которое лежит в основе различения естественного права и положительного. У Аристотеля встречаются термины δίχαιον φύσει и δίχαιον νόμφ, хотя, употребляя эти термины, он имеет в виду не идеальные нормы, а те «естественные» определения, которые существуют у различных народов, как бы в силу необходимости и независимо от человеческого мнения. Подобное представление о естественном праве воспроизводится теория естественного права уот которых оно переходит к римским юристам. Естественное право римских юристов представляет собой также ту часть действующего права, которая, будучи обусловлена самой природой, теория естественного права необходимостью и всеобщностью распространения. Таковы, например, нормы, определяющие различие людей в зависимости от возраста, разделение вещей на различные юридические категории в связи с различием их естественных свойств и т. В теория естественного права месте декрета находим следующее определение: jus naturale est commune omnium nationum, eo quod ubique instinctu naturae, non constitutione aliqua habetur. У также можно видеть отражение римских воззрений; в подробностях его учения сказывается, кроме того, влияние Аристотеля. Наконец, ко всему этому присоединяются специально средневековые богословские элементы. Основу естественного права Фома Аквинский видит в законе Божественном, который получает у него значение универсального закона вселенной — lex aeterna est ratio gubernativa totius universi in mente divina existens. Теория естественного права Аквинский создаёт при этом довольно сложное разделение, различая закон Божественный и вечный, естественный и человеческий. Особенность его воззрения, сравнительно с римским и Аристотелевским, состоит в том, что у него подчёркивается идеальное значение естественного права, как нормы, определяющей достоинство существующих установлений. Человеческий закон имеет теория естественного права лишь постольку, поскольку он согласен с естественным. Законы несправедливые необязательны для подданных, хотя их не запрещается исполнять; но если эти законы несогласны с Божественными установлениями, то они ни в каком случае не должны быть исполняемы, так как Богу следует повиноваться более, чем человеку. Это утверждение чрезвычайно характерно для средневековой доктрины естественного Вопрос об отношении положительного права к естественному имел не только теоретическое, но и практическое теория естественного права см. В борьбе со светской властью сторонникам постоянно приходилось ставить вопрос о том, в какой мере следует повиноваться государственным предписаниям и законам. Ответ на это сам собой вытекал из взгляда средневековой теократии на положение светских правителей. Над ними стоит высший Божественный закон, с которым они должны сообразоваться. Если они становятся в противоречие с этим законом, их воля перестаёт быть обязательной. Теократическая доктрина охотно призывала при этом на охрану Божественного закона самих подданных, которых она учила сопротивляться властям, нарушающим Божественные предписания. Теократические начала сочетались здесь с. Подробное развитие этих взглядов мы встречаем ещё до Фомы Аквинского, у писателя в. Вообще, в Средние века мы можем проследить в зародыше все основные черты позднейшей доктрины естественного Теория естественного права. Если многие из теория естественного права черт встречаются и в древности, то лишь в Теория естественного права века они получают более отчётливое выражение, под влиянием того практического значения, которое получила в это время идея естественного Таковы в особенности знаменательные теории первобытного договора и народного суверенитета. Возникнув помимо естественно-правовой доктрины и не составляя её необходимого предположения, — так как утверждение высшего критерия, стоящего над положительным законом, возможно и независимо от этих теорий, — они вскоре соединились в одно стройное целое с естественно-правовой идеей, вследствие того внутреннего сродства, которое их сближало. Обе они теория естественного права нельзя более соответствовали основному стремлению естественного Первобытный договор играл при этом роль юридического основания для притязаний подданных по отношению к верховной власти; он предопределял её деятельность, ставил для неё известные границы. Утверждение неотчуждаемого народного суверенитета было логическим дополнением идеи первобытного договора и дальнейшим формулированием теория естественного права зависимости правительства от общества; при помощи этой идеи установлялось для народа постоянное право контроля и верховенства над правящей властью. Первобытный договор считался тем моментом, в силу которого люди от естественного состояния переходят к государственному; но, возникнув по определению воли народной, государство должно навсегда остаться подчиненным этой воле. Гроций не был «отцом естественного », как его иногда называют. Его значение состоит в том, что он положил начало обособлению естественного права от богословия и ввёл в эту область рационалистический метод. Однако, и в этом отношении он имел теория естественного права в протестантских писателяхиу которых можно открыть первые, хотя и робкие, попытки к освобождению от пут. Более важной, хотя и менее резко выраженной, особенностью Гроция является то, что он, в отличие от прежних теоретиков естественного По определению Винклера, характерному для этой эпохи, к которой он теория естественного права, закон отличается от права, как причина от следствия: dicemus legem a jure differre, теория естественного права constituens a constitute, causam ab effectu Напротив, со времени Гроция на первое место становится право — прирождённое право личности, которое должно составлять цель всякого законодательства. Сам Гроций не употребляет выражения «jura connata», но понятие у него намечается: основой общежития он считает уважение к тому, что принадлежит отдельным лицам societas eo tendit, ui suum cuique salvum sit communi ope et conspiratione. С этих пор естественно-правовая доктрина запечатлевается тем индивидуализмом, который составляет её отличительную черту в теория естественного права время и который многие принимали за саму её сущность. В качестве идеала, создаваемого ввиду несовершенств существующего порядка, естественное Пример показывает, что естественно-правовым методом можно теория естественного права пользоваться и для оправдания абсолютизма. Несомненно, однако, что ни на какой иной почве, кромеестественно-правовая доктрина не могла получить такого теория естественного права развития. Поскольку она являлась результатом практических стремлений, она всегда заключала в себе, вместе с протестом теория естественного права положительного права, и протест против власти, от которой последнее исходит. В качестве границы для этой власти можно было указывать на высший нравственный закон, на волю Божию, как это часто делали в Средние века; но ещё чаще, в качестве противовеса власти, выставлялись притязания отдельных лиц. Эта теория естественного права тенденция позднейшего естественного Первобытный договор был ни чем иным, как соглашением личности с государством; народный суверенитет представлял собой объединение личных теория естественного права в одно целое, противополагавшееся государственной власти. Не случайным является то обстоятельство, что индивидуалистические стремления естественного На этой именно почве впервые формулируется практическое требование неотчуждаемых прав личности. Каждый раз, когда государство угрожало личной свободе, естественно-правовая доктрина выступала с напоминанием об этих неотчуждаемых правах, о договоре, заключённом личностью с государством, о народном суверенитете, которому должно принадлежать решающее значение. Рассматриваемое с этой точки зрения, естественное В этом виде естественное Та теория естественного права, которую придал естественно-правовой доктрине Гуго Гроций, воспроизводится затем в нем. Главнейшими представителями этого направления в Германии являются ии. Одновременно с этим естественное Английская школа стояла ближе к практическим событиям времени, к той политической борьбе, в которой крепла английская политическая свобода. Вследствие этого английские учения получили гораздо более теория естественного права характер. Известные практические тенденции не были чужды и немецким писателям: рационалистический метод индивидуадистические стремления естественного права явились и в освободительными и прогрессивными элементами в борьбе с остатками средневекового гнета над мыслью и совестью. Однако, эти стремления не имели здесь той резкой определённости, как в Англии и впоследствии во. Наряду с индивидуалистическими утверждениями, мы встречаем в них иногда то остатки средневековых католических взглядов напр. Принцип осуществления в жизни нравственного закона получает здесь преобладание над идеалом политической свободы. Другая отличительная черта немецкого естественного У последователей Вольфа это теоретическое стремление совершенно вытесняет определённые практические тенденции. В учебники естественного Так создалась та система плоского и поверхностного догматизма, которая одинаково грешила и против истории, и против философии, и против юриспруденции, и которая ещё в XVIII в. Однако, и в пределах естественно-правовой школы со времени совершается поворот к более плодотворному и живому направлению. Кант находился в этом отношении под влияниемкоторый должен быть признан самым крупным представителем естественного Руссо придал естественно-правовому направлению тот характер законченного радикализма, с которым оно выступает в теория естественного права. Логически развивая требования теория естественного права, он с большей последовательностью, чем это делалось ранее, защищает идею неотчуждаемого народного суверенитета. Он требует, чтобы и в государстве каждый человек повиновался только своей собственной воле, и сохранял свою свободу. Единственным средством для этого он считает участие всех граждан в общих решениях и установление неотчуждаемого контроля со стороны народа над действиями власти. Такова центральная идеякоторый, благодаря своему захватывающему энтузиазму, теория естественного права могущественной силой во время революционной борьбы за свободу. Кант воспринял идеи Руссо, но сочетал их с основами собственной философии и придал им новый характер. Свобода может проявляться одинаково в самоограничении, как и в самоутверждении. Гоббс имел известные основания к теория естественного права, чтобы выводить безусловное подчинение лица государству из свободного соглашения частных воль — но таким образом подрывалась сама основа естественного Поэтому истинные представители естественного Этот элемент можно найти уже у Теория естественного права, который считал естественное Кант представляет в этом отношении тот интерес, что объективное направление сочетается у него с резко выраженным индивидуализмом. Признавая, вместе с Руссо, теорию прирождённой свободы и неотчуждаемого суверенитета, Кант выводит её из требований разума, в законах которого он находит объективные устои для естественного Первобытный договор понимается им не как действительное соглашение воль, свободных в своих решениях, а как некоторая объективная и неизменная идея, определяющая собой правомерное государственное устройство. Само понятие всеобщей воли народа заменяется у Канта иногда понятием априорной всеобщей воли — die Idee eines a priori vereinigten nothwendig zu vereinigenden Willens Aller, — то есть теория естественного права к некоторому отвлечённому представлению разума. Эта точка зрения не проводится Кантом последовательно; но он полагает начало той замене «естественного » «правом разума» Vernunfirechtкоторая характеризует собой более решительный переход от субъективного направления естественного Несомненно, что и Дальнейшее развитие этому объективному направлению дал. Гегель превосходно выразил ту потребность, которая вызывает естественно-правовые построения. Человек не останавливается на существующем, но заявляет свои притязания на оценку В теория естественного права высшая истина состоит в том, что закон вообще существует; законы Здесь возможно, поэтому, противоречие между тем, что есть, и тем, что должно быть. Признавая потребность нашего сознания в оценке существующего, Гегель стремится найти опоры для этой оценки в самом существующем. Отправляясь от мысли, что законы разума суть вместе теория естественного права законы развития сущего, что все истинное обладает свойством претворяться в действительное, Гегель отвергает те абстрактные и субъктивные построения естественного Философия есть теория естественного права существующего и действительного», а не построение чего-то неосуществленного. Государство, по Гегелю — не продукт соглашения отдельных лиц, а безусловное и самоцельное единство. Свобода достигает в этом единстве своего высшего права, но, с другой стороны, в подчинении государству заключается и её высшая обязанность. Руссо был прав, — разъясняет Гегель, — указав границы государства в воле; но он понимал волю не теория естественного права стороны её теория естественного права и разумности, а со стороны её временного и случайного определения в сознательном соглашении отдельных лиц. Государство есть организм свободы, но этот организм есть вместе с тем осуществление вечной объективной идеи. Примиряя, таким образом, существующее с разумным теория естественного права личность с государством, Гегель не устранял ни идеальных начал, ни личных требований: он утверждал только, что эти начала и требования осуществляются в истории, в постепенном процессе развития, что существующее и прошлое представляют собой необходимые ступени в переходе к будущему, что идеальные построения должны находить для себя теория естественного права в действительности. Если противники его могли находить в этих утверждениях проявление сервилизма, и если сам Гегель подавал иногда повод к подобным обвинениям своим преклонением перед прусским теория естественного права строем, то во всяком случае теория естественного права и смысл гегелевской системы заключались не в этом. Верный ученик Гегеля, Ганс, не без основания настаивал на том, что система его учителя воздвигнута «aus dem einen Metalle der Freiheit». Левые показали вскоре, какие выводы можно было сделать из этой системы. Для нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого, — так истолковали систему Гегеля и. Гегель проводил различие между законами природы и законами Оно теряет свои устаревшие части и приобретает новые, как дерево теряет и приобретает свои листья. Понятно, что при подобном взгляде теория естественного права положительного Развивая свои мысли, он должен был теория естественного права возможность намеренного, следовательно личного вмешательства в образование Продолжатель исторической школы,решительно возвратился к гегельянской точке зрения. Теория непроизвольного самораскрытия народного духа заменяется у него учением о сложном процессе правообразования, которое сопровождается приложением личных усилий, столкновением интересов и борьбой страстей. Не безусловное уважение к существующему, а критика прошлого и поиск лучших устоев — таков основной практический вывод Иеринга, все более и более приобретающий право гражданства в науке. Историческая теория естественного права зрения совершенно основательно отвергла прежние учения о происхождении Все чаще и чаще в современной литературе слышатся голоса в пользу старой доктрины. Типичным представителем этого поворота к естественному В наши дни не может быть и речи ни о произвольном возникновении Историческая точка зрения устраняет возможность сплошной критики всего бывшего и существующего, предлагая рассматривать все совершающееся с точки зрения закономерности. Но, утверждая закономерность исторического процесса, эта точка зрения не может не различать, в каждый данный исторический момент, старого и нового, отживающего и нарождающегося. Понятие смены эпох и течений, дающей торжество новому над старым, свежему над отжившим, служит основанием к этому различию, а вместе с тем и к критической оценке существующего. Идеальные построения будущего слагаются из нарождающихся элементов существующего, и потому сами по себе они неспособны создать ничего безусловно нового; но они как нельзя более пригодны для того, чтобы сообщить новым течениям ту определённость и силу, которая служит залогом торжества. Оно является той атмосферой, в которой вырабатывается действительное Пока сознание не претворилось в форму закона или обычая, оно представляет собой не более как нравственное требование; теория естественного права и в этом качестве оно действует на существующее Нравственность находится в постоянном взаимодействии с Если современная философия Сравнительно-историческое изучение правовых институтов показывает, насколько справедлива была старая мысль о существовании общих элементов в правовых системах различных народов. Старые основы естественно-правовой философии вновь возрождаются в современной науке, наделенные всей конкретностью исторического созерцания и освобожденные от прежней произвольности. Можно считать естественное право фактом, в основе которого лежат традиции, устои и эмоциональная составляющая. А можно рассматривать естественное право как причину сделать тот или иной выбор. С точки зрения естественного права, у человека есть ряд основополагающих ценностей. Среди них: право на жизнь, брачный союз, дружба, теория естественного права, потребность в творчестве, способность делать выбор и контролировать свои эмоции. Эти понятия являются крайне важными в подавляющем числе культур теория естественного права верований, их можно считать всеобъемлющими человеческими ценностями. Кроме того, естественное право опирается на так называемое «золотое правило», которое гласит: «». Этот нравственный закон также лежит в теория естественного права и мировых религий - теистических и атеистических, ии философских систем, и развивавшейся под их влияниеми естественного теория естественного права. Закон естественный внушает нам единодушное желание, чтобы счастье каждого заключалось в том, чтобы дать другому то, что он сам хотел бы получить. Закон писаный или, скорее, полнота писаного закона, есть не что иное как закон естественный, что открывает весь свой духовный смысл в социальной взаимопомощи и внутренней сообразности. System der Rechts- u. Das klassische Alterthum» Лпц. Staatsprincipien seit der Reformation» Лпц. Landsberg«Geshichte der deutschen Rechtswissenschaft» Мюнх. Последнее изменение этой страницы: 18:40, 29 мая 2015. Текст доступен по ; в теория естественного права случаях могут действовать дополнительные условия. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации.

См. также