Теория исторического процесса

Теории исторического процесса Философия истории — раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса исторического познания. Под всемирной историей в самом общем смысле понимают весь процесс социального развития человечества. Однако в исторической науке понятие истории ограничено, с одной стороны, выделением бесписьменной пред-истории, а с другой стороны — настоящего 20-30 лет — период активности ныне живущего поколенияв котором конкретно-исторические процессы имеют незавершённый характер и потому не могут быть адекватно реконструированы. Пред-историю изучают культурологи и антропологи, настоящее — политологи, социологи и также культурологи. Историческое познание обладает важной спецификой даже по отношению к социальному познанию в целом. Дело в том, что история изучает общество прошлых эпох, т. История — это как раз не «ставшее бытие» Гегельа отсутствующее. Поэтому истина в исторических науках не может быть получена при сопоставлении наших представлений о событии с самим событием. Историческое событие, а значит, история — всегда предмет реконструкции, и сравнивать меж собой мы можем только эти реконструкции. В процессе реконструкции историк опирается лишь на следы ушедших в небытие «в историю» обществ, которые можно разделить на источники, в знаковой форме отражающее сознание этих обществ, и артефакты, отражающие их подручно-предметную реальность. При этом история реконструируется только в том случае, если имеются источники — разного рода культурные тексты. Бесписьменные эпохи принято, как уже говорилось, называть пред-историей. В результате в историческом познании не столько историческое сознание зависит от исторической реальности, сколько историческая реальность реконструируется в зависимости от формы исторического сознания. Заметим, что это налагает на историка ни с чем не сравнимую ответственность за результаты своей работы их применение. Философия истории как особая теория исторического процесса оформилась только теория исторического процесса XVII веке, когда была преодолена противоположность истории и философии, получив свое название с легкой руки Вольтера. Античная культура не испытывала острого интереса к истории, не рассматривала её как особую реальность, понимая бытие прежде всего как природу, прекрасный и вечный космос. История представлялась простой последовательностью событий, которая носит или нисходящий от «золотого века» характер Гесиод, Сенекаили — по аналогии теория исторического процесса природными циклами — характер круговорота Платон, Аристотель. Христианство — это важный этап на пути становления исторического сознания. История имеет начало — сотворение мира, она движется линейно через ряд исторических событий, главным из которых является пришествие Христа, и завершится Страшным судом. Это теория исторического процесса есть конечная цель истории, конец света и земной жизни, учение о котором получило название теория исторического процесса. Движущие силы истории — Провидение, воля Бога, которая ведет человечество к заранее предустановленной цели, находящейся за рамками действительной истории. Усмотрение причин исторического движения, его конечной цели делает христианское понимание истории телеологичным. Поскольку история — это только отражение сверхвременных и сверхъестественных реальностей, то она имеет сакральный характер. Теория исторического процесса в эпоху Возрождения начинают рассматривать историю как реальность самостоятельную, а философы Просвещения противопоставляют христианской эсхатологии учение о прогрессе. Эта идея порождена успехами наук, общим ускорением социального развития, надеждами на разумное устройство человеческого общежития в будущем. Оптимистическая уверенность в безграничных возможностях совершенствования человеческого общества отличает всех ведущих мыслителей XIX века. Это и Кант, веривший в установление вечного мира, и Гегель, связывавший прогресс с ростом свободы, теория исторического процесса Спенсер, дополнивший идею прогресса идеей порядка, и Маркс, предсказывающий наступление коммунизма как результат действия объективных законов. Философию истории следует отличать от историософии. Последняя представляет собой религиозно-мифологический, а не системно-рациональный способ осмысления истории. В теория исторического процесса историософских концепций, как правило, кладется идея, находящаяся вне теория исторического процесса, часто чуждая, противостоящая ей. Таково деление истории на три царства по Иоахиму Флорскому. Он выделяет царства Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Здесь основанием периодизации выступает тринитарный догмат и его содержание. Сугубо мифологические основания имеет концепция «блуждающего царства», превратившаяся в России в теорию трех Римов. Исторические взгляды русских религиозных философов также являются историософскими. Соловьев смотрел на историю человечества с точки зрения христианской эсхатологии, усматривая истоки и цели истории вне ее самой и надеясь на складывание «всемирной теократии». Теория исторического процесса выделить несколько философских и научно-философских подходов к анализу исторического процесса. Формационная теория была разработана Изначально она предназначалась для анализа и прогнозирования истории теория исторического процесса Европы, и, применяемая к неевропейским народам, дает сбои. Сами авторы прекрасно понимали это, выделяя наряду с формациями т. Понятие общественно-экономической формации охватывает все стороны жизни общества. В основе каждой ОЭФ лежит определенный способ производства. Теория исторического процесса каждой формации образуют взятые в совокупности отношения по поводу производства и распределения материальных благ - производственные отношения. Производственные отношения образуют базис, которому соответствует политическая теория исторического процесса идеологическая надстройка. Развитие ОЭФ идет в процессе борьбы двух основных антагонистических классов, один из которых является собственником господствующего на данный момент средства производства труда — в рабовладельческом обществе, земли — в теория исторического процесса, капитала — в буржуазном и эксплуатирует труд другого, непосредственно занимающегося производством рабы, крепостные крестьяне, рабочие. В результате классовой борьбы возникают новые классы и новые типы производственных теория исторического процесса, выходящие за рамки данного способа производства. Следующая формация созревает в лоне предыдущей. Переход осуществляется скачкообразно в форме социальной революции. Вся история предстает как последовательная смена ряда общественно-экономических формаций: первичной бесклассовой архаичной первобытнойвторичной классовой, распадающейся на рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический способы производства, третичной коммунистической, теория исторического процесса бесклассовой. Первобытное общество является бесклассовым, но именно в нем возникает институт частной собственности, который и становится основанием эксплуатации и социального расслоения. Три следующих формации являются классовыми и антагонистическими. Непосредственные производители в них лишены собственности на средства производства и в той или иной теория исторического процесса отчуждены от результатов своего труда. Социалистическая ОЭФ возникает после пролетарской революции. Она также носит классовый характер, но теперь собственником средств производства является сам производитель — пролетариат, подавляющий остатки эксплуататорских и более архаичных классов. Социализм — переходная ступень к совершенно бесклассовой коммунистической ОЭФ. Как известно, прогностическая часть формационной теории себя не оправдала. Таким образом, теория ОЭФ является теорией направленного линейного прогресса человечества. Коммунизм фактически означает конец истории, и это — важнейший аргумент против марксизма, ибо теория исторического процесса может остановиться теория исторического процесса с гибелью человечества. Тем не теория исторического процесса, теория ОЭФ является высокоэффективной при исследовании европейской истории истории первобытного общества. Возник в России в середине XIX века Теория исторического процесса, «Россия и Европа», Леонтьев, «Византизм и славянство» и распространился в Европе первой половины ХХ Шпенглер, «Закат Европы», В его теория исторического процесса лежит идея видовой, а не родовой определенности человека Данилевский. Получается, что можно говорить о развитии не человечества в целом, а только отдельных культурно-исторических типов, неких суперэтносов, говоря языком Культурно-исторические типы и возникающие на их базе цивилизации не сопоставимы теория исторического процесса собой, и потому само понятие исторической динамики применимо лишь к их внутреннему развитию. Леонтьев заложил основы органистического понимания развития цивилизации, теория исторического процесса периоды начальной простоты, цветущей сложности и смесительного упрощения-разложения — по аналогии с жизнью организма. Однако оба русских мыслителя оптимистически смотрели в будущее и надеялись, что период расцвета русской цивилизации славянской у Данилевского, византийской у Леонтьева — впереди. Европейские мыслители, наоборот, сделали акцент на процессах гибели цивилизаций. Причина тому теория исторического процесса в кризисе их родной европейской цивилизации, втянувшей человечество в череду мировых войн и революций. Шпенглер вообще придал понятию «цивилизация» негативный смысл, оценив его как период упадка и гибели, по сравнению с культурой как периодом развития и расцвета. Теория исторического процесса культурно-исторического типа по-прежнему мыслилось органистически, но стало двухфазным подъем — упадок. Концепция Тойнби содержательнее, так теория исторического процесса основана на богатейшем фактическом материале. Тойнби выстраивает теорию развития цивилизации, в которой решающую роль играет творческое меньшинство, элита, находящая ответы на вызовы среды. Если найденный ею ответ адекватен выводу, то внутренний и внешний пролетариат то есть основная масса населения и зависимые этносы выполняют ее, теория исторического процесса нет — в результате внутреннего восстания и теория исторического процесса ударов разрушают цивилизацию. Все сторонники цивилизационного подхода отмечали, что не каждый этнос способен основать цивилизацию. Творцы истории немногочисленны, большинство этносов выступает как этнографический материал, обогащающий основания главного культурно-исторического типа, но не изменяющий их. Некоторые этносы — «бичи божьи» играют только разрушительную роль. Цивилизационный подход так и не сумел решить две проблемы. Во-первых, так и не дана общепринятая типология цивилизаций. Их насчитывают от 8 до 26. Во-вторых, мало исследован процесс возникновения цивилизаций. Ограниченность обоих подходов попытался преодолеть Ясперс «Истоки и цель истории». Теория исторического процесса своей концепции он сочетает периоды раздельного развития человечества с периодами единой истории. Он выделил следующие этапы: доисторическое время, время великих империй древности, осевое время, научно-техническую эпоху. В доисторическое время человечество развивалось по схожим путям, но не скоординировано, контакты носили случайный и часто трагический характер. Поэтому, когда возникают великие империи древности, они оказываются агрессивными замкнутыми мирами с несопоставимыми культурами. Все меняет осевое время, когда человечество совершает интеллектуальный прорыв к осознанию своего единства. Форма этого прорыва — появление философии и создание мировых религий, подкрепляемые регулярными контактами культур 8 век до н. Однако начало технической эры 15 век снова поставило осознание единства под удар. Началась новая доисторическая — техническая эпоха, характеризующаяся разрывом между реальным единством человечества и отсутствием его осознания. Она должна привести к формированию новых замкнутых империй, а затем — к новому осевому времени. Несколько иную линейно-волновую концепцию разработал Концепции стадий экономического роста. В принципе, являются линейными. Их главная задача — исторически осмыслить современный этап в развитии общества. Впервые подобную концепцию сформулировал Белл, но наиболее разработанной является концепция Элвина Тоффлера. История человечества укладывается Тоффлером в рамки трех больших периодов, выделяемых по характеру производственной деятельности людей и определяемых ею институтов: «Первая волна» аграрное или традиционное обществоне теория исторического процесса индустриального производства теория исторического процесса благ. Главные институты — церковь и армия. Характерен традиционный тип культуры, основанный на господствующей форме религии. «Вторая волна» индустриальное обществооснованное на теория исторического процесса производстве культурных благ. Главный институт — промышленно-финансовые корпорации. «Третья волна» постиндустриальное общество характеризуется следующими признаками, сформулированными впервые также Беллом: 1 создание экономики услуг; 2 доминирование слоя научно-технических специалистов; 3 центральная роль теоретического знания как источника нововведений и политических решений в обществе; 4 возможность самоподдерживающегося технологического роста; 5 создание новой «интеллекутальной» техники. Доминирующую роль в социальном устройстве этого периода играют университеты. На смену массовой культуре приходит бесконечное индивидуальное технологическое творчество. «Волнам» предшествует архаичное общество, основанное на присваивающем типе хозяйства. Такой взгляд на историю предполагает, что основой ее развития является либо эволюция познавательного отношения к миру, либо ценностного. Первый тип представлен «законом трех стадий исторического развития» Человечество, по Конту, проходит в своем развитии теологическую стадию, когда явления мира объясняются исходя из сверхъестественного начала и сверхъестественным образом, метафизическую стадию, когда мир начинают объяснять из себя самого, но делают это умозрительным образом, и позитивную стадию, когда способом познания мира становится экспериментальная наука. Ценностную модель исторического процесса выдвинул История - это смена трех типов культур идеациональной, идеалистической и чувственнойкаждая из которых обладает своей собственной философией, искусством, религией, политическими и экономическими организациями, формирует собственный тип личности. Причем в смене этих культурных типов нет теория исторического процесса хронологической последовательности. Идеациональная культура - это брахманизм, буддизм, греческая культура с VIII по VI века до нашей эры и весь средневековый европейский период, когда единственной ценностью выступает Бог, сверхчувственный и сверхразумный. Искусство этой культуры не предназначено ни для славы, ни для рынка, ни для наслаждения, оно просто, аскетично, традиционно и духовно. В идеалистической культуре реальность частично сверхчувственна. Её теория исторического процесса поучающее, облагораживающее, патриотическое искусство Греции V века до нашей эры Фидий, Эсхил, Софокл, Пиндар. Когда искусство лишается религиозных, моральных и гражданских ценностей, становится развлекательным, потребительским, гонится за сенсациями, смакует патологию, наступает время чувственной культуры. Эта эпоха началась в XVI веке, а в середине XX века наступил её закат. Этим объясняются, по мнению Сорокина, все кризисные явления теория исторического процесса времени; войны, революции, жестокость, агрессия, общая конфликтность и нетерпимость. Нетрудно заметить, что логика истории у Конта имеет прогрессирующий характер, а у Сорокина — регрессирующий. Наиболее ярко представлен в работах Валлерстайна и его последователей. Его специфика — в опространствлении истории, рассмотрении каждой культуры в геоисторическом плане, в теория исторического процесса общество неотрывно от той среды, в которой оно живет. Основной единицей геоисторического анализа у Валлерстайна являются исторические системы, которые могут существовать в двух основных формах: мини-систем и мир-систем, последние дифференцируются им на мир-империи и мир-экономики. Вообще, ключевое для Валлерстайна понятие «мир-системы» восходит к соответствующим идеям Броделя, а именно, концепции «мир-экономики». Мир-экономики, по Броделю, существуют поверх политических, культурных и религиозных границ характеризуясь тремя признаками: 1 они занимают определенное географическое пространство, границы которого могут колебаться; 2 теория исторического процесса них теория исторического процесса присутствует некий полюс, центр тяготения или экономическая столица; 3 вокруг этого теория исторического процесса образуются теория исторического процесса зоны: вокруг центра или ядра располагаются области «срединной зоны» полупериферийного типа, далее ближняя и дальняя периферия и, наконец, внешнее пространство. Классическими примерами устойчивых мир-экономик является Средиземноморье, Индия, Россия, Китай. Валлерстайн предлагает использовать более широкое понятие «мир-системы», при этом мир-экономика является лишь одним ее вариантом, наряду с мир-империями. Первый вариант исторических систем, мини-системы, представляют собой пространственно небольшие, относительно кратковременные и культурно-однородные локальные образования, господствующей логикой развития которых является взаимный обмен различными благами. Мини-системы основывались на присваивающей экономике и были очень неустойчивой формой развития, постоянная гибель которых, возможно, была следствием экологических бедствий или демографического роста. После перехода к производящей экономике в ходе сельскохозяйственной революции появилась возможность возникновения более значительных и устойчивых образований, - мир-систем, которые охватывали более широкие пространственно-временные границы. Основной логикой системы являлось взимание военно-политическим центром ренты-налога или дани с локальных непосредственных производителей в основном сельских теория исторического процесса и его последующее административно-бюрократическое перераспределение. Мир-экономикив отличие от мир-империй, представляют собой прежде всего объединенные экономические цепи производства, которые существуют поверх многочисленных политических границ. Мир-экономики интегрируются скорее экономически, чем политически: в отсутствие централизованного контроля экономические агенты обладали большей свободой в накоплении теория исторического процесса. А политические образования внутри мир-экономики способствовали разделению труда и неравному распределению в масштабах всей системы. Основная логика мир-экономики заключается в том, теория исторического процесса аккумулируемая прибыль распределяется неравномерным образом в пользу центра, а теория исторического процесса периферии системы, т. Валлерстайн подчеркивает, что мир-экономики были всегда неустойчивыми и хрупкими образованиями, которые в докапиталистическую эпоху, как правило, поглощались или трансформировались в мир-империи. Скорее всего, наступление и откат как мир-империй, так и альтернативных им мир-экономик, носил циклический характер и тенденция к политической централизации сменялась обратной тенденцией к децентрализации и подъему частнохозяйственных сетей рыночного обмена. Одним из важных аспектов мир-системного анализа является акцент на волновой природе развития исторических систем, которая выражается в исторической динамике циклических ритмов и вековых трендов. Важнейшим циклическим ритмом является т. Данный цикл отражает процесс создания крупнейших монополий этот период образует фазу «А»и их упадка в результате появления на рынке новых конкурентов фаза «Б». Вековые тренды «логистики» впервые выделены Камероном и составляют период 150-300 лет. Валлерстайна, вековые тренды связаны с так называемыми «циклами гегемонии» тех или иных «великих держав» в капиталистической мир-экономике.Историки изучают теория исторического процесса человечества как исторический процесс. Как представляется, теория исторического процесса этого понятия разработано еще теория исторического процесса. О важности выяснения сути исторического теория исторического процесса писал еще Ключевский в материалах к своему спецкурсу «Методология русской истории». Если посмотреть шире, в масштабах всех основных задач исторической науки, то историческим процессом может быть назван совокупность процессов, проистекающих в рассматриваемом социуме за определенный временной отрезок в политической, социальной, экономической и культурных сферах. Теория исторического процесса такой важнейший аспект теории исторического процесса, как периодизация. Нас интересует разработка критериев выделения и характеристики периодов, исходя из задач и возможностей историка, предоставляемых источниковой базой, которые связаны с характеристикой описанием исторического процесса в определенном социуме на определенном отрезке времени. Исторический процесс изучается путем разделения временного континуума на этапы, которые историки называют периодами. Это позволяет выявить и охарактеризовать основные этапы его протекания. Исторический период — это этап рассматриваемого исторического процесса, отрезок времени, содержание которого обладает общими признаками, существенными для отделения его от другого этапа. Протяженность периодов зависит от характера исторических явлений или событий, которые положены в основу выделения периодов. Периодизация может быть абсолютной общей и относительной частной. Примером первой является периодизация всемирно-исторического процесса: архаика, древность, средние века, новое время, новейшее время. В основу положен фактор времени. В прошлом веке советскими историками-обществоведами использовался еще один подход к периодизации всемирно-исторического процесса, а именно формационный, который был основан на социальных и экономических факторах. Напомним эти общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и коммунистическая. В основу их разделения был положен такой критерий, как господствующий «способ производства», то есть экономический «базисный» аспект, в его связи с аспектом социальным набор «классов» как участников «производственных отношений». Периоды могут дробиться в зависимости от уровня временного и пространственного «приближения». При любой глубине рассмотрения исторического процесса каждый из его периодов может делиться на несколько подпериодов. Отсюда важнейшей задачей является установление критериев определения границ периодов на каждой из заданной «глубине». Ее выбор зависит от задач и возможностей исследователя, теория исторического процесса во многом определяются источниками и степенью изученности исторического времени. Нас здесь интересует более низкий уровень «приближения»: региональная история. Установление границ периодов определяется исходя из исторических реалий, в выбор критериев определяется приоритетами историка и его оценкой основного содержания исторического процесса. Поскольку важнейшим составляющим истории любого социума является трансформация института высшей власти о ее носителях, прежде всего, и писалось в летописяхто это чаще и принимается в качестве критерия. Поскольку в истории древности и средних веков институт высшей власти связан с наследственной передачей власти, то часто в качестве одного периода выделяется правление одной династии Рюриковичи, Романовы. Название династии используется в качестве названия государства халифат Аббасидов и т. Задача выделения периодов усложняется, если речь идет об установлении периодизации исторического процесса в развитии не одного государственного образования, а нескольких в масштабах одного исторического региона. Ниже предложим вариант периодизации истории периодов Чуньцю 771—453 гг. Поскольку рассматривается история сравнительно большого числа государственных образований, то нужно установить единый критерий, отражающий парадигму исторического процесса. В данном случае в основу положен процесс трансформации высшей власти, а именно развитие форм реального политического доминирования в условиях исчерпания не только реальной это произошло к 771 г. Выявление основных теория исторического процесса очагов» и установление исторической динамики их освоения под руководством Деопика позволило связать политический аспект исторического процесса с экономическим, который сопровождался интенсивным освоением аграрных очагов «Зоны» Велика Равнина, завершавшееся с начала 1 тыс. Чуньцю 770—453 Первый период. Лавирование чжоуских ванов между цинши Восточного Го и «левым цинши» правителя царства Чжэн 1. Цинши — правитель царства Чжэн; 1. Попытка Хуань-вана вернуть реальную власть. Ослабление значения цинши сначала до 714 г. Время влияния крупных царств 2. Эпоха доминирования царства Ци. Гегемония циского Хуань-гуна с 679 по 643 ; 2. Гегемония цзиньского Вэнь-гуна с 632 по 628. Лидерство Цинь при Му-гуне с 624 по 621. Противоборство Цинь и Цзинь, Чу и Цзинь. Ослабление и кризис крупных царств бассейна Хуанхэ распад или смена династий 3. Гегемония правителя Чу с 597 по 591 гг. Паритет между Цзинь и Чу, постепенное преобладание Теория исторического процесса, борьба Цзинь и Ци за выход на Великую равнину; 3. Ослабление Цзинь из-за внутриполитической борьбы, усиление Ци; 3. Гегемония южных царств: Теория исторического процесса при при Фу Ча с 495 по 473 гг. Ослабление северных царств Цзинь и Ци. Чжаньго 453—221 Четвертый период. Возникновение в результате распада Цзинь трех крупных царств на Великой Равнине Вэй, Чжао, Хань. Рост их политической активности. Войны за Великую равнину — полицентричный мир 5. Совместные действия Чжао, Хань и Вэй против Цинь и Ци; 5. Усиление Цинь успешные реформыначало борьбы за выход на Великую Теория исторического процесса. Все против Цинь, Цинь в поиске союзников. Сочетание военных и дипломатических мер. Успешное антициньское сопротивление; 6. Цинь захватывает города но еще не царства на Теория исторического процесса Равнине. Вэй идет теория исторического процесса союз с Цинь. Чу, Чжао, Ци успешно противостоят Цинь, а Хань теряет земли. Чжао попыталось напасть на Цинь и потеряло все. Войны за Великую равнину — создание моноцентричного мира. Походы Цинь против Чжао и Вэй. Цинь закрепляет успех административной деятельностью на Великой равнине. Коалиция во главе с Вэй нанесла поражение Цинь, но развить преимущество не смогла; 7. Последние тщетные попытки создания антициньского союза инициатива Чжао. Череда мятежей в Цинь; 7. Ослабление Хань, запугивание выжидающего Вэй; 7. Последовательный захват царств Великой Равнины. Итак, предлагаемая периодизация отражает, теория исторического процесса наш взгляд, специфику исторического процесса. В период Чуньцю речь шла о политическом доминировании над царствами в теория исторического процесса, когда старые аграрные очаги были уже полностью освоены, а освоение Великой Равнины еще только завершалось. Она продолжалась и в последующие периоды, но принимала уже иные формы. В период Западная Хань 206 г. Это удалось в первом приближении сделать только Ван Ману 8—23 гг. О выделении периодов при описании исторического процесса на примере периодизации Чуньцю 771-453 до н. На то, чтобы привести к единому знаменателю первый тип периодизации и второй в советской науке было потрачено много времени и сил. Сейчас теория исторического процесса чаще всего признается устаревшим, что очевидно связано с ее искусственным, во многом идеологическим характером. Теория исторического процесса месторасположение центра власти, носит подчиненный характер и поэтому менее удачен Киевская Русь, Хэйан, Камакура и т. Как единая империя Цинь существовала только при жизни ее создателя Цинь Шихуана, после его смерти в 210 г.

См. также