Цель методики дом дерево человек

Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Читать бесплатно онлайн в электронном виде Страница 4 Единое окно Голосов: 9 Пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста. Предназначено студентам вузов и педагогических колледжей, преподавателям, психологам и педагогам дошкольных образовательных учреждений. Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения картинки, формулы, графики отсутствуют. Если ребенок объясняет, что причины неудач в скамейке, качелях, гор- ке, краске и т. Если ребенок видит причину в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него развиты навыки самоконтроля и самооценивания. Если ребенок видит причину неудач и в герое, и в объек- те, это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуаций. Бак Проективные особенности этого теста обусловлены неопределенно- стью предъявляемого стимула. Слова "дом", "дерево", "человек" знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при цель методики дом дерево человек задания ис- пытуемый должен проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Кроме того, сами стимульные слова "дом", "дерево" и "человек" не только явля- ются названиями классов объектов, но и несут определенные эмоциональ- ные нагрузки. Поэтому эмоциональная реакция ребенка во время рисова- ния или в беседе после рисования чаще всего представляет личностно зна- чимую реакцию на отношение, желание, чувство или объект, прямо или символично присутствующие в рисунке. Считается, что рисунок дома, де- рева и человека - это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для цель методики дом дерево человек. Цель: диагностика развития личности ребенка - незащищенность, тре- вожность, недоверие цель методики дом дерево человек себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность фрустрациятрудности общения. Материал: для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предла- гается простой карандаш, лист бумаги. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано ДОМ, на второй и третьей в верти- кальной позиции сверху каждого листа - соответственно ДЕРЕВО и ЧЕЛО- ВЕК, на четвертой - имя и фамилия испытуемого, дата проведения иссле- дования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима. Инструкция для ребенка: "Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево, и человека". На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение цель методики дом дерево человек состоит из двух частей: процесс рисования и беседы после него. Богатую информа- цию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные дви- жения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунках. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивается, кого он рисовал, возраст нарисованного мальчика или де- вочки, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого- нибудь из его знакомых. Обычно опрос цель методики дом дерево человек рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях ребенка. Информативными фор- мальными признаками рисунка считаются, например, расположение ри- сунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величи- на, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные ас- пекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованно- го объекта. Для анализа рисунков используются три аспекта оценки - детали ри- сунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка цель методики дом дерево человек ставляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жиз- ненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие де- тали имеют для него личностную значимость двумя способами: позитив- ным если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или цель методики дом дерево человек ет некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним или не- гативным если пропускает основные детали рисуемых объектов. Интер- претация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпрети- ровать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисун- ков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значе- ние деталей часто бывает индивидуальным. Например, отсутствие таких основных деталей рисунка человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. В проведенном нами исследовании было отмечено, что дети, страдающие ювенильным ревматоидным артритом, чаще рисовали детей с руками, спрятанными за спину, а также без ног или с каким-либо образом выде- ленными руками и ногами. Это указывало на переживания детей в связи с болезненностью суставов, частой их деформацией. Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосред- ственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к дан- ному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении или желание аутистически выйти из ситуации. Считается, что перспектива по- казывает более сложное отношение человека к его психологическому ок- ружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю взгляд сверху или снизувза- имное расположение частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек, нарисованный в движении бегущий, танцующий, иг- рающийчаще всего показывает активное, творческое отношение ребенка к своей жизни. Каждый симптомокомплекс цель методики дом дерево человек из ряда показа- телей, цель методики дом дерево человек оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зави- симости от степени выраженности. Так, наличие облаков на одном рисунке - 1 балл, на двух - 2 балла, а на всех трех - 3 балла симптомокомплекс "тре- вожность". При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие ос- новных деталей лица глаз, носа или рта - 2 балла симптомокомплекс "трудности в общении"факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе - 1 балл см. Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей цель методики дом дерево человек симптомокомплекса. Конечно, можно психологически информативно анализировать и другую изобрази- тельную деятельность ребенка, но в этих случаях используются несколько другие методы интерпретации. Например, если ребенок во время теста ри- сует только дом или дом в каком-либо пейзаже, то понятно, что оценка расположения дома на листе, его величины, перспективы и дополнитель- ных деталей будет существенно различаться. При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о на- личии определенной психологической особенности. Иногда возникшие ги- потезы интерпретации можно проверить в беседе с ребенком. Если ребенок рисует заметно хуже, чем большинство его сверстников, если на рисунках плохая перспектива, неадекватные пропорции, не при- сутствуют основные детали рисуемых объектов, если качество плохое во всех трех рисунках, тогда можно думать о возможном отставании умст- венного развития. В таком случае дальнейшее исследование необходимо направить на выявление исследуемых особенностей ребенка. Если среди рисунков только один выделяется плохим качеством, можно предполагать, что он вызывает наиболее яркую эмоциональную реакцию рисующего. Ко- гда по рисункам выявляется большая выраженность нескольких симпто- мокомплексов, можно предположить, что для данного ребенка важнее эмоциональное разрешение проблем. Конечно, часто бывает, что у ребенка личностные и эмоциональные проблемы могут возникнуть вследствие не- возможности соответствовать нужному интеллектуальному уровню. Это тоже обычно проецируется в рисунках. Нарисуй несуществующее животное, т. Детям предлагают лист цель методики дом дерево человек бумаги и простой ка- рандаш, а младшим детям 4,5-6 лет можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также можно разъяснить понятие "несуществующее животное". Так, взрослый может предложить цель методики дом дерево человек такое животное, которого нет в цель методики дом дерево человек, оно существует лишь в сказках. Как и при проведе- нии других личностных тестов, взрослый после начала работы не вмеши- вается в ее процесс. После того, как ребенок закончит рисовать, можно по- просить его ответить на следующие вопросы: "Как зовут это животное? Прежде всего нужно обратить внимание на раз- мер нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бума- ги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка чем больше размер, тем выше самооценкаа ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней трети - о заниженных. Наиболее адекватным счи- тается большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о соб- ственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощре- ние, высокую оценку, но не любой ценой. Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, цель методики дом дерево человек детельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях на са- мые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправ- даны. Если рисунок еще и витиеватый украшения на животном, цветы, цель методики дом дерево человек и т. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не стано- вятся цель методики дом дерево человек группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающе- го любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Нака- цель методики дом дерево человек только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, чего они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенкаодновременно поощряя их хо- рошие поступки, стараясь обеспечить их успех в какой-то деятельности. О неуверенности, тревожности, развитии комплекса неполноценности говорят рисунки, в которых маленькая фигура животного помещается в самом низу листа. Дети - авторы таких рисунков - нуждаются в поощрении 36 взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи, на- пример, на то, как хорошо они что-то нарисовали или склеили, если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Такое поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, что он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитар- ных семей, где от них требуют больших успехов во всех видах деятельно- сти и послушания, что с трудом дается детям и приводит к занижению их самооценки. Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его притязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На рисунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может распо- лагаться в самом верху листа, либо, наоборот, цель методики дом дерево человек фигура - в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей свя- заны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный об- раз. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, на чьих рисунках неболь- шая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу иногда неосознанные скрывают за нарочито жестким, агрессивным цель методики дом дерево человек дением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется "агрес- сией от тревоги", весьма распространен как у детей, так и у взрослых, что- бы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. Об этом по- ведении сложилась известная поговорка: "Лучший метод защиты - нападе- ние". Такой тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уве- ренности в любви и защите. Результаты этого теста необходимо сопоста- вить с результатами теста "Рисунок семьи" - см. Дети боятся, что мама цель методики дом дерево человек папа не будет их любить, если они сделают что-то не так, не по- лучат высокой оценки. Это и порождает их демонстративное притязание на высокую оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе. Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в се- бе и в своих силах, но боятся или не цель методики дом дерево человек эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не зани- маются, их не любят, часто наказывают. При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фи- гуры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смот- рящая влево, может свидетельствовать о конфликтности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вы- званной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону либо смотрящая вправочасто говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое. Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности, а по вертикали - наоборот, об уверенности, цель методики дом дерево человек, стремлении к лидерству. Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжа- тые кулаки и т. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии - и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству; и защитной, появляющейся в результате тре- воги. Поэтому важно анализировать рисунок в целом, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров. Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, силь- ная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряже- нием ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штри- ховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штри- ховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, любви и ласке, которых ему не хватает. Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круг- цель методики дом дерево человек, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгорожен- ностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторонних людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, где ребенку хотелось бы оказаться - в прошлом или в будущем см. Изображение ребенком антенн, проводов, цель методики дом дерево человек и других подобных ат- рибутов часто связано с его интересом к окружающему, другим людям, стремлением наладить с ними связь. Набор из четырех масок, нарисованных на бу- маге, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к до- минированию или подчинению. Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого из них ты смотришь обычно вот так? А кто из ребят на тебя смотрит чаше всего вот так?

См. также