Введение фгос в основной школе

ФГОС для основной школы СЕТЕВОЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПРАВОЧНИК РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ. АННОТАЦИЯ Повышение эффективности образования, переход к новому его качеству является важнейшим вектором развития системы образования в целом и ключевым направлением его модернизации. На основе анализа содержания и условий воспитания обучающихся, выявления противоречий между введение фгос в основной школе воспитательной деятельности и потребностями семьи, общества и государства в обеспечении процесса формирования социальной компетентности учащихся изучения инновационного опыта воспитательной деятельности в системе начального и основного общего образования разработаны требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования. Требования представляют собой нормативный документ, содержащий концептуальное обоснование и управленческие механизмы реализации воспитательных функций начального и основного общего образования; являются средством обеспечения стабильности заданного уровня качества образования, его постоянного воспроизводства и развития; содержат систему норм и правил, обязательных для исполнения образовательным учреждением. Требования являются введение фгос в основной школе для создания воспитательных систем и программ, отвечающих целевым установкам личности, общества и введение фгос в основной школе, инструментом сохранения баланса между образовательными системами и воспитательными традициями конкретного учреждения. Разработанные Требования опираются на результаты мониторинговых исследований потребностей личности, общества и введение фгос в основной школе в общем образовании Разработка введение фгос в основной школе собой комплект материалов, предназначенных для применения субъектами управления образованием всех уровней с целью планирования, реализации и контроля содержания, условий и результатов воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, начального введение фгос в основной школе основного общего образования. Программа раскрывает новое содержание взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса, определяет рекомендации по формированию пространства самореализации личности младшего школьника с введение фгос в основной школе экономического, социального, культурного, демографического окружения. Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Законодательное утверждение понятия «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию. Духовность неразрывно связана с ценностями. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов, направленных на формировании у обучающихся: · ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому; · уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, самосознания гражданина Российской Федерации, осознание введение фгос в основной школе прав и обязанностей гражданина России; · бережного отношения к введение фгос в основной школе традициям, истории, культуре, природе своей страны; · готовности к самостоятельному выбору демократических ценностей исполнению гражданского долга, усвоению основ толерантности; · ценности свободы, других ценностей демократического общества. Медведев выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию введение фгос в основной школе и общеобразовательную школу. Общеобразовательная школа призвана консолидировать нацию, введение фгос в основной школе ее на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов, «создать гражданина» и воспитать патриота, раскрыть способности и таланты молодых россиян, «подготовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Разработка и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения направлены на решение поставленных задач. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека. Преемственность и развитие реализуются введение фгос в основной школе требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта мы считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, введение фгос в основной школе новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты. Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируется в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие. ИСТОРИЯ ВОПРОСА ФГОС: Начальное введение фгос в основной школе образование Введение ФГОС В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства введение фгос в основной школе образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Введение фгос в основной школе академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук РАН и Российской академии образования РАОкаждая из которых отвечает за конкретное направление работы. В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований — к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Авторы новой Концепции глубоко убеждены в том, что в ходе разработки стандарта, прежде всего, необходим общественный диалог о целях, задачах российской системы общего образования и требованиях, предъявляемых к ней всеми заинтересованными сторонами — государством, обществом, каждой конкретной семьей. В этой связи «Новый стандарт общего образования: на пути к общественному договору» - это ресурс, являющийся одновременно и собранием информационно-справочных материалов о ходе реализации проекта, и открытой площадкой для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования. Разработчики надеются, что результаты обсуждения предлагаемых ими подходов помогут не только уточнить содержание основных положений стандарта второго поколения и пакета сопровождающих его нормативных, инструктивно-методических информационных материалов, но исключить возможные риски, связанные с его введением в практику работы школы. РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС, ПРОДВИЖЕНИЕ В ЖИЗНЬ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». План действий по модернизации общего образования на 2011—2015 годы. ФЦПРО на 2011—2015 годы. Диагностическая карта "Критерии готовности педагога к введению ФГОС" 2. Содержание этапов реалезации проекта "Формирование готовности педагогов к введение фгос в основной школе ФГОС" 3. Анкета для педагога "Готовность к введению ФГОС" 4. Примерный план разработкт программы саморазвития педагога 5. Примерный план саморазвития педагога 6. Примерный план разработкт рабочей программы учебного предмета курса : рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованием ФГОС Семинары, круглые столы на сайте Положительное влияние ФГОС на развитие и образовательные результаты учащихся. Сайт Потребности семьи, общества и государства Система гигеинических требований к условиям реализации образовательной программы основного общего образования Введение фгос в основной школе и развитие подростков. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы конференций: ГЛОССАРИЙ Базисный учебный образовательный план Нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса инвариантную и вариативную ; определяющий максимально допустимую нагрузку при 5- и 6-дневной учебной недели по классам, а также количество недельных часов для финансирования. Инвариантная часть базисного учебного образовательного плана Часть базисного учебного образовательного плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам годам обучения. Индивидуальные потребности личности в области общего образования Потребности личности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей личностная успешность ; органичное вхождение личности в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества социальная успешность ; развитость у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии профессиональная успешность. Информационное обеспечение субъектов образовательного процесса Система широкого доступа каждого субъекта учителя, ученика, родителяобразовательного процесса к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. Качество образования Комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению различного возраста, пола, физического и психического состояния системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами. Коммуникативная деятельность взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата Коммуникативная компетентность Умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера партнероввыбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения Петровская В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения правилами вежливости и другими нормами поведения Кабардов. Коммуникативные действия Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей прежде всего, партнера по общению или деятельностиумение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникация введение фгос в основной школе смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности — установление контактов, кооперацию организацию и осуществление общей деятельностиа также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера. Компетентность Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социальнотрудовую, информационную, коммуникативную, компетенции в сфере личностного введение фгос в основной школе и др. Компетентность информационная Способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и введение фгос в основной школе коммуникативных информационных технологий. Компетентность коммуникативная Способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе в классеа также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои введение фгос в основной школе к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. Компетентность в сфере личностного самоопределения Способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания. Компетентность образовательная Способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования учебных предметов и образовательных областей различают ключевые — метапредметные, общепредметные и предметные компетенции. Компетентность профессиональная Способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации. Оценка профессиональной компетенции проводится многими фирмами по специально разработанным программам. С этой целью применяются: биографический метод, интервью, тестирование, групповые методы оценки персонала, психодиагностические методики. Компетенция 1 круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2 совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен иметь практический опыт работы. Критериально-оценочная функция стандартов Требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы введение фгос в основной школе в целом, позволяющие регулировать развитие системы образования на основе разработанных федеральных государственных образовательных стандартов. Медико-гигиенические требования к условиям введение фгос в основной школе основных образовательных программ введение фгос в основной школе образования Научно-обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния здоровья учащихся, нормами учебной нагрузки с учетом характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении; требований к введение фгос в основной школе изданию книг, учебников и учебных пособий; соблюдения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; к участку и зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению; световому и микроклиматическому режиму; учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации питания учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению. Метапредметные результаты образовательной деятельности Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Назначение федеральных государственных образовательных стандартов Создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; выступать фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учрежденияс одной стороны, и государства и общества - с другой; быть одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования. Нормативное сопровождение требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ Интегральное описание совокупности ресурсов, необходимых для реализации основных образовательных программ, структурируемое по сферам ресурсного обеспечения общего образования. К ним относятся: гигиенические требования; кадровое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение; материально-техническое и учебно-материальное обеспечение. Образовательная среда - совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного введение фгос в основной школе, питания, медицинской помощи, психологический климат. Образовательные потребности - Потребность в общем образовании понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса. Таким образом, потребность нельзя атрибутировать одному только субъекту, как нечто лишь ему принадлежащее, она включает в себя отношение минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой — введение фгос в основной школе социального запроса. Социальный запрос, в свою очередь, понимается как аналитически выделенное содержание социальной потребности. Общественный статус федеральных государственных образовательных стандартов Важнейший механизм реализации основной миссии образования - формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны, представленная в виде конвенциональной нормы, общественным договором между семьей обществом и государством в области образования. Порядок разработки и введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Сроки и условия введения стандартов в массовую практику общеобразовательных учреждений, определяемые постановлением правительства российской введение фгос в основной школе, включающие: требование к разработчикам комплексно разрабатывать пакет нормативов и рекомендательных документов, обеспечивающих исполнение стандартов; обязательно предоставлять всю информацию о ходе, порядке и процедурах разработки стандартов, отчеты и доклады о вносимых изменениях, а также иные сведения связанные с разработкой, утверждением и введением стандартов общего образования; обязательно предоставлять возможность представителям общественности и средствам массовой информации участвовать в процедурах рассмотрения и принятия решений по проектам стандартов общего образования, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия как внутри законодательных органов государственной власти, так и между законодательным исполнительным органами государственной власти либо между государственными органами власти и органами введение фгос в основной школе самоуправления, общественными организациями объединениямииными объединениями юридических лиц ассоциаций и союзов ; обязательно проводить научно-педагогическую, общественную и правовую экспертизу проектов стандартов общего образования с целью обеспечения методологического единства всех разрабатываемых документов; научной и правовой обоснованности предлагаемых решений, ориентирования их на использование новейших достижений науки, техники и технологии; национальной, экологической, технологической и общественной безопасности и экономической целесообразности решений, связанных с выполнением стандартов общего образования использованием научных и научно-технологических результатов в практической образовательной деятельности; защиты прав интеллектуальной собственности на результаты научно-педагогической деятельности и авторских прав. Примерные учебные программы по отдельным учебным предметам Программы, имеющие ориентирующий характер, включающие пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала; примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса. Программа формирования универсальных учебных действий Программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов Подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Субъекты образовательного процесса - учащиеся, их семьи, социальные и профессиональные группы, административные институты институты гражданского общества. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ Описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Целеполагание — возникновение, выделение, определение и осознавание целей. Цели образования - как общекультурное, личностное введение фгос в основной школе познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Ценностные ориентации мотивационные типы : - Власть. Главной мотивирующей целью является достижение высокого социального статуса, престижа. Стремление к контролю или доминированию над другими людьми и ресурсами в рамках социальной системы. Стремление достигнуть личного успеха в конкретной деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением. В основании данного мотивационного типа лежит чувственная направленность введение фгос в основной школе себя и стремление получить как можно больше удовольствий для себя. Жизнь рассматривается как цепочка наслаждений. Главная цель — наличие новых впечатлений изменений в жизни. Перемены, частые жизненные выборы обеспечивают необходимое ощущение новизны и возбужденности. Данный мотивационный тип предполагает автономность и независимость мыслей и поведения, направленность на создание нового, исследовательский интерес. Выражает стремление к пониманию и признанию всех других людей, терпимому отношению к ним и заботе об их благополучии. Значимым является не только мир людей, но и мир природы - Благосклонность забота. Главная цель — взаимодействие со значимыми для тебя людьми и забота об их благополучии. Мотивационный тип: уважение, принятие, подчинение и поддержка существующих традиций и общих идей в рамках социо-культурной и религиозной группы как основа успешного функционирования группы; - Конформность. Главная цель — ограничение действий, импульсов и намерений, причиняющих вред другим или отклоняющихся от социально принятых норм и ожиданий - Безопасность как стремление сохранить гармонию и стабильность в обществе, необходимость безопасности человека, семьи и общества. Юридический статус Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, являющийся механизмом реализации конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдения этого права.

См. также