Задачи возрастной психологии

Предмет и структура педагогической психологии 1. Предмет педагогической психологии Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под задачи возрастной психологии же термином - "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией. Термин "педагогическая психология" был предложен в 1874 г. Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: "педология" Хрисман, 1892"экспериментальная педагогика" Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области знания. На протяжении первой трети XX в. Экспериментальная педагогика стала пониматься как область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности; педагогическая психология - как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией. При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее и предмета. В общенаучной трактовке под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой задачи возрастной психологии данная. Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета. Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией и т. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, т. Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологии. Например, считает, что педагогическая психология "изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т. Совершенно задачи возрастной психологии точки зрения придерживается. Он предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и той или иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся. Давыдова обусловлена акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие - как содержание, которое в ней реализуется. Существует ряд задачи возрастной психологии других точек зрения. Мы в дальнейшем будем придерживаться общепринятой трактовки, согласно которой задачи возрастной психологии педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Структура педагогической психологии Структуру составляют три раздела : психология ; психология ; психология учителя. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, задачи возрастной психологии психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление: взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем; соотношения мотивационного интеллектуального планов учения; возможностей управления процессами и ребенка; психолого-педагогических критериев эффективности обучения и др. Психология обучения исследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество задачи возрастной психологии. Исследования непосредственно самого процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественной психологии, показали, что процесс усвоения - это выполнение человеком определенных действий или. Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик. Учение - это система специальных действий, необходимых учащимся задачи возрастной психологии прохождения основных этапов процесса. Действия, составляющие деятельность учения, усваиваются по тем же законам, что и любые другие. Большинство исследований по психологии учения направлено на выявление закономерностей и функционирования познавательной деятельности в условиях сложившейся системы обучения. В частности, накоплен богатый экспериментальный материал, вскрывающий типичные недостатки в усвоении различных научных понятий учащимися средней школы. Изучена также роль жизненного опыта учащихся, характера предъявляемого учебного материала в усвоении. Исследования показали, что управление процессом существенно меняет ход задачи возрастной психологии знаний и умений. Проведенные исследования имеют важное значение для нахождения наиболее оптимальных путей и выявления условий для эффективного умственного развития учащихся. Педагогическая психология изучает также зависимость знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от индивидуальных особенностей учащихся. В отечественной педагогической психологии созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная теория, и др. Среди западных теорий учения наибольшее распространение получила 1. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формированияубеждений и т. Исследования в этой области направлены на изучение: содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок; различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях; структуры детских и юношеских коллективов их роли в формировании личности; условий и задачи возрастной психологии и др. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются: определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя; выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других. Результаты психолого-педагогических исследований используются при конструировании содержания и методов обучения, создании учебных пособий, разработке средств диагностики и коррекции психического развития. Проблемы и основные задачи педагогической психологии 1. Задачи педагогической психологии В имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является задачи возрастной психологии соотношения обучения и психического развития. Рассматриваемая проблема является производной от общенаучной проблемы - проблемы соотношения биологического и социального в человеке или задачи возрастной психологии проблемы генотипической задачи возрастной психологии средовой обусловленности психики и поведения человека. Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической. Ведь от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще ; см. Как считает современная наука, напрямую воздействовать через обучение задачи возрастной психологии воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно и не воздействуют на органические процессы. В отечественной психологии эта проблема впервые задачи возрастной психологии сформулирована в начале 30-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития. Однако в связи с этим возникает ряд вопросов: Каким образом обучение и воспитание ведут за собой? Всякое ли обучение способствует развитию или только проблемное и так называемое развивающее? Как связаны между собой биологическое организма, обучение и развитие? Влияет ли обучение на созревание, и если да, то до каких пределов, затрагивает ли это влияние принципиальное решение вопроса о соотношении обучения и развития? Проблема соотношения обучения и воспитания. Другая проблема, которая теснейшим образом связана с предыдущей, - это проблема соотношения обучения и воспитания. Процессы обучения и воспитания в единстве своем представляют педагогический процесс, цель которого - образование, развитие и формирование личности. По сути своей, и тот и другой протекают при взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка, находящихся в определенных условиях жизни, в определенной среде. В круг рассматриваемой проблемы входит ряд вопросов: Как эти процессы взаимообуславливают и взаимопроникают друг в друга? Как влияют различные виды деятельности на и? Каковы психологические механизмы усвоенияформирования умений, навыков и усвоения социальных норм, норм поведения? В чем заключаются различия педагогического влияния в обучении и воспитании? Задачи возрастной психологии протекает непосредственно сам процесс обучения и процесс воспитания? Эти и многие другие вопросы составляют суть рассматриваемой проблемы ; см. Проблема учета сенситивных периодов задачи возрастной психологии в обучении. Одной из важнейших в изучении развития детей является проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого ребенка сенситивного периода в его жизни. Под сенситивными периодами в психологии понимаются периоды онтогенетического развития, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, в возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию феноменального слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. Сенситивные периоды - периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики: процессов и свойств. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же как и задачи возрастной психологии позднее задачи возрастной психологии обучения может оказаться малоэффективным. Трудность рассматриваемой проблемы задачи возрастной психологии в том, что задачи возрастной психологии известны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и завершение. Подходя к изучению детей индивидуально, необходимо научиться прогнозировать наступление различных каждого ребенка. Проблема одаренности в отечественной психологии более пристально стала изучаться только в последнее десятилетие. Под общей одаренностью понимается развитие общих способностей, определяющих диапазон деятельности, в котором человек может достичь больших успехов. Одаренные дети - "это дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность". Задачи возрастной психологии связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с выявлением и обучением одаренных детей: Что характерно для возрастной последовательности проявления одаренности? По каким критериям и признакам можно судить об одаренности задачи возрастной психологии Как устанавливать изучать одаренность детей в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения учащимися той или иной содержательной деятельности? Как содействовать развитию одаренности учащихся в учебном процессе? Как сочетать развитие специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности учащегося? Готовность детей к обучению в школе - это "совокупность и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению". В педагогической и психологической литературе наряду с термином "готовность к школьному обучению" употребляется термин "школьная зрелость". Эти термины почти синонимичны, хотя второй в большей мере отражает психофизиологический аспект органического созревания. Проблема готовности детей к школьному обучению раскрывается через поиск ответов на ряд вопросов: Как влияют задачи возрастной психологии жизнедеятельности ребенка, усвоение им социального опыта в ходе общения со сверстниками и взрослыми на формирование школьной готовности? Задачи возрастной психологии системой требований, предъявляемых к ребенку школой, определяется психологическая готовность задачи возрастной психологии школьному обучению? Что задачи возрастной психологии под психологической готовностью к школьному обучению? По каким критериям и показателям можно судить о психологической готовности к школьному обучению? Как построить -развивающие программы для достижения готовности к школьному обучению? Решение перечисленных и других психолого-педагогических проблем требует от учителя или воспитателя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологическиеумения и навыки ; см. Задачи педагогической психологии Общая задача состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Задачи возрастной психологии задачами педагогической психологии являются : раскрытие задачи возрастной психологии и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опытаего структурирования, сохранения упрочивания в индивидуальном сознании обучаемого использования в задачи возрастной психологии ситуациях; определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия сотрудничество, активные формы обучения и др. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками 1. Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, задачи возрастной психологии всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и. По мнениюпедагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая "заняла определенное место между истала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих задачи возрастной психологии. В связи с такой "пограничностью" педагогики и психологии считаем необходимым, прежде всего, уточнить взаимосвязи между этими двумя науками. Психология органично связана с педагогикой см. Между ними существует несколько "узлов" связи. Главный узел связи - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение задачи возрастной психологии психики например, мышления, деятельности. Следовательно, задачи возрастной психологии не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. Второй узел связи двух наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т. Воспитанность же фиксируется задачи возрастной психологии мотивированных поступках, системе сознательного импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги вв и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Третий узел связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований задачи возрастной психологии и задачи возрастной психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач например,парное сравнение,психологические тесты и др. Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии Связь педагогической психологии со задачи возрастной психологии науками, в том числеявляется двухсторонней. Она руководствуется методологией исследования, представляющей собой "проекцию" общепсихологической науки; использует данные, поставляемые возрастной психологией и другими науками. Одновременно педагогическая психология сама поставляет данные не только для педагогической науки, но и для общей и возрастной психологии, психологии труда,и др. В последнее время возрастная психология приобретает все большее значение как фундамент для педагогической психологии. Возрастная психология - это теория развития психики в онтогенезе. Она изучает закономерности перехода от одного периода к другому на основе смены типов ведущей деятельности, изменения социальной ситуации развития, характера взаимодействия человека с другими людьми. Возраст характеризуется не соотношением отдельных задачи возрастной психологии функций, а теми задачи возрастной психологии задачами освоения задачи возрастной психологии действительности, которые приняты и решаются человеком, а также возрастными новообразованиями. Исходя из этого, был сформулирован ряд принципов возрастной психологии : Каждый возрастной период должен изучаться не изолированно, а с точки зрения общих тенденций развития, с учетом предыдущего и последующего возраста. Каждый возраст имеет свои резервы развития, которые могут быть мобилизованы в ходе развития особым образом организованной активности ребенка по отношению к окружающей действительности и к своей деятельности. Особенности возраста не являются статичными, а определены общественно-историческими факторами, так называемым социальным заказом общества и др. Все эти и другие принципы возрастной психологии имеют огромное значение при создании психологической усвоения социокультурного опыта в рамках педагогической психологии. Например, на их основе можно выделить следующие принципы педагогической психологии на примере ее раздела - психологии обучения : Обучение строится на основе данных возрастной психологии о резервах возраста, ориентируясь на "завтрашний день" развития. Обучение организуется с задачи возрастной психологии наличных индивидуальных особенностей учащихся, но не на основе приспособления к ним, а задачи возрастной психологии проектирование новых видов деятельности, новых уровней развития учащихся. Обучение не может быть сведено только к передаче знаний, к отработке определенных действий и операций, а есть главным образом формирование личности учащегося, развитие сферы детерминации его поведения ценности, мотивы, цели и др. Исторические аспекты педагогической психологии 1. Первый этап - с середины XVII в. Первый этап - с середины XVII в. Второй этап - с конца XIX в. Третий этап - с середины XX в. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т. Рассмотрим более подробно каждый из названных этапов развития педагогической психологии. Зимняя назвала первый этап общедидактическим с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику" по. Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Песталоцци, отмечает, что "Песталоцци понимал все обучение как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития". Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребенка, Песталоцци подчеркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Идею о развивающем обучении назвал "великим открытием Песталоцци". Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных задачи возрастной психологии. Он разработал систему упражнений, расположенных в определенной последовательности имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Однако задаче развития учащихся Песталоцци в некоторой степени подчинял задачи возрастной психологии, не менее важную задачу обучения - вооружение учащихся знаниями. Критикуя современную ему школу за вербализм и зубрежку, притупляющие духовные силы детей, ученый стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с "естественным путем познания" у ребенка. Исходным моментом этого пути Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Песталоцци былкоторый основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Дистервег подчеркивал, что только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоническое развитие детей. В психологии он видел "основу науки о воспитании", и полагал, что человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача - обеспечить такое самостоятельное развитие. Самодеятельность ученый понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования. Дистервег определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащегося; противопоставлял развивающий метод обучения научному сообщающему. Основы развивающего обучения он сформулировал в четких правилах. Особое значение для задачи возрастной психологии педагогической психологии имело творчество Его работы, задачи возрастной психологии всего книга "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" 1868-1869создали предпосылки для возникновения задачи возрастной психологии психологии в России. Воспитание ученый рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если хочет воспитывать человека во всех отношениях, то задачи возрастной психологии должна прежде узнать его во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и общественных отношений. Ушинский дал свою трактовку сложнейших и всегда актуальных вопросов: о психологической природе воспитания; пределах и возможностях воспитания, соотношении воспитания и обучения; пределах и возможностях обучения; соотношении воспитания и развития; сочетании внешних воспитательных воздействий и процесса самовоспитания. Второй этап - с конца XIX в. Второй этап связан с периодом, когда начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий. Как самостоятельная область знания педагогическая психология начала складываться в середине XIX в. Значение первоначального периода развития педагогической психологии определяется в первую очередь тем, что в 60-е гг. В то время были поставлены задачи, на которых должны быть сосредоточены усилия ученых, обозначены проблемы, которые необходимо было исследовать, чтобы поставить педагогический процесс на научную основу. Руководствуясь потребностями воспитания и обучения, задачей формирования всесторонней личности, ученые того периода подняли вопрос о широком комплексном изучении ребенка и научных основах руководства его развитием. Идея целостного разностороннего исследования ребенка прозвучала с большой убедительностью. Сознательно не желая ограничивать теоретическое обоснование педагогики одной психологией, они стимулировали развитие исследований на стыке разных наук. Рассмотрение в единстве и взаимосвязи трех основных источников педагогики - психологии, физиологии, - послужило основой контактов между психологией, физиологией и медициной, между психологией и. Этот период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления - педологии Дж. Мейман,и др. Основателем педологии признан американский психологкоторый создал в 1889 г. Но еще в 1867 г. Ушинский в труде "Человек как предмет воспитания" предвосхитил появление педологии: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях". На Западе педологией занимались Основоположником российской педологии является блестящий ученый и организатор. Большой вклад в науку внес и замечательный ученый. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с задачи возрастной психологии дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки трудности в развитии. Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика. В Ленинграде и Москве действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов задачи возрастной психологии весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропометрии, антропологии,причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой. Педология была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические институты и лаборатории. Педологию вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Выготский объявлен "эклектиком", Блонский - "пропагандистами фашистских идей". К счастью, многие смогли избежать подобной участи, сумев переквалифицироваться. Более полувека тщательно скрывалось, что цвет советской психологии - Басов, Блонский, Выготский, Корнилов, Костюк, Леонтьев, Лурия, Эльконин, Мясищев и другие, а также педагоги Занков и Соколянский были педологами. Еще совсем недавно при издании сочинений Выготского его лекции по педологии пришлось переименовывать в лекции по психологии ; см. Выготский о педологии и смежных с нею науках". Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Фигурина, создававшиеся в педологических по названию задачи возрастной психологии, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Задачи возрастной психологии труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом возрасте задачи возрастной психологии раннем детстве, а психологические исследования Выготского обеспечили возможность разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране. Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система хотя сам термин "педагогическая психология" в тот период еще не употреблялсяобусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем. К концу XIX в. Идея психофизиологического исследования ребенка использования его результатов в педагогической практике получила подкрепление в обосновании возможности изучения психических явлений экспериментальным путем. Использование эксперимента в условиях обучения, предпринятое Сикорским в 1879 г. Но с образованием психологических лабораторий, начиная с середины 80-х гг. Успехи психолого-педагогической науки вызывали интерес, с одной стороны, у педагогов-практиков, и с другой стороны, у философов и психологов, ранее не занимавшихся вопросами школьного образования. Педагоги почувствовали явную необходимость в прочных психологических знаниях, а психологи поняли, как много интересного и поучительного содержится в школьной жизни. Состояние науки и практики ясно показало, что школа и наука должны пойти навстречу друг другу. Но весь вопрос состоял в том, как это сделать, как организовать психологические исследования так, чтобы они прямо направлялись на решение педагогических задач. Столь же неизбежно встал вопрос о том, кто должен проводить такие исследования. Решение сложных теоретических и методологических проблем педагогической психологии становилось невозможным без их обсуждения и задачи возрастной психологии анализа. Этого требовало и дальнейшее развитие конкретных исследований, определение главных направлений движения исследовательской мысли. Иными словами, необходимо было значительное расширение научно-организационной деятельности. Развитие педагогической психологии в России с начала XX в. Утвердился статус этой науки как самостоятельной отрасли знания, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Исследования в этой области заняли ведущее место в отечественной психологической и педагогической науке. Это было связано с успехами в изучении возрастного развития, обеспечивающими авторитет возрастной и педагогической психологии не только в научной сфере, но задачи возрастной психологии в решении практических задач воспитания и обучения. Не только в науке, но и в общественном мнении утвердилась точка зрения, согласно которой познание законов детского развития является основой для правильного построения системы образования. Поэтому в разработку этих проблем включились ученые разных специальностей, лучшие русские умы, выдающиеся теоретики и организаторы науки, пользовавшиеся большим авторитетом, в частности: задачи возрастной психологии, Сформировалась целая плеяда отечественных психологов, активно занявшихся теоретическими и организационными вопросами изучения детского развития и построения научных основ воспитания и обучения. В эту плеяду входили прежде всего Благодаря усилиям этих ученых развернулась интенсивная теоретическая, методологическая и научно-организационнаянаправленная на углубление и расширение научной работы, на пропаганду психолого-педагогических знаний среди практических работников системы просвещения, на повышение их квалификации. По их инициативе стали создаваться специализированные научные центры, обеспечивающие научно-исследовательскую и просветительскую деятельность и подготовку кадров. Получили распространение небольшие лаборатории, кружки, кабинеты по изучению развития детей при некоторых задачи возрастной психологии заведениях, создавались психолого-педагогические общества, научно-педагогические кружки желающих направить свои усилия на совершенствование воспитания и обучения. Педагогическая психология стала составной частью содержания образования в педагогических учебных заведениях. Был поставлен вопрос об изучении основ психологии в задачи возрастной психологии классах средней школы, разработаны учебные курсы по психологии. В отечественной педагогической психологии с 30-х гг. Шабалин ; соотношения памяти и мышления Менчинская ; б родного языка и литературы Ряд работ связаны с задачами обучения чтению и письму Задачи возрастной психологии результаты исследований получили отражение в работах Лайя и других, в которых исследуются особенности запоминания, развития речи, интеллекта, механизм выработки навыков и т. Клапереда; в экспериментальном изучении особенностей научения Дж. Скиннера ; в изучении развития детской речи Задачи возрастной психологиишколы Третий этап - с середины XX в. Так, в 1954 г. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации; в 70-е-80-е гг. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения, что, с одной стороны, продолжило разработку системы Дж. Дьюи, полагавшего, что обучение должно идти через решение проблем, а с другой - соотносилось с положениями Матюшкина и других о проблемном задачи возрастной психологии мышления, его фазности, начале возникновения мысли в проблемной ситуации В то же время в работах Эльконина, разрабатывалась теория развивающего обучения, возникшая в 70-х гг. В период 40-50-х гг. Кабановой-Меллер и другими, а также Богоявленским в концепции экстериоризации знаний. Появившаяся в середине 70-х гг. Лингарта "Процесс и структура человеческого задачи возрастной психологии и книга Ильясова "Структура процесса учения" позволили сделать широкие обобщения задачи возрастной психологии этой области. Заслуживает внимания возникновение принципиально нового направления в педагогической психологии - суггестопедии, суггестологии На этой основе разработаны методы активизации резервных возможностей личности Китайгородскаягруппового сплочения, групповой динамики в процессе такого обучения Особая сфера исследования относится к вопросам обучения и воспитания трудных детей, формирования автономной морали у подростков в некоторых неформальных объединениях В этот же период наметились тенденции к постановке комплексных проблем - воспитывающего обучения и обучающего воспитания. Активно изучаются: психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению; содержание и организация начального образования Менчинская ; психолого-педагогические критерии эффективности обучения С конца 70-х гг. В этом аспекте выявились новые задачи педагогической психологии: разработка концептуальных подходов к деятельности психологической службы, оснащение ее диагностическими средствами, подготовка практических психологов. Все многообразие этих теорий, однако, имело один общий момент - теоретическое обоснование наиболее адекватной, с точки зрения задачи возрастной психологии, требованиям общества системы обучения - учения учебной деятельности. Соответственно формировались определенные направления обучения. В рамках этих направлений обучения выявились и общие его проблемы: активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением задачи возрастной психологии, развитие обучающихся как цель обучения и др. Так, например, отечественная педагогическая психология изучает: психологические механизмы управления обучением Таким образом, на этом этапе развития педагогическая задачи возрастной психологии становится все более объемной. Итак, педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т. В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет в обучении; работа спроблема готовности детей к школьному обучению и задачи возрастной психологии. Следовательно, общей задачей является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя. Резюме Термин "педагогическая психология" применяется для обозначения двух наук. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же названием "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом прикладную часть психологии часто называют школьной психологией. Педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития; соотношение обучения и воспитания; учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми; готовность детей к школьному обучению и др. Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в задачи возрастной психологии учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Структуру педагогической психологии составляют три раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя. Выделяются три этапа становления и развития педагогической психологии Зимняя Второй этап - с конца XIX в. Третий этап - с середины XX в. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т. Укажите особенности исторического изменения предмета педагогической психологии. В чем сущность биогенетического и социогенетического направлений в развитии педагогической психологии? Назовите основные задачи педагогической психологии. В чем проявляется единство возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке? Каковы основные сферы действия педагогической психологии и педагогики? Назовите основные ветви педагогической психологии. Дайте характеристику основных проблем педагогической психологии. В чем суть проблемы соотношения развития и обучения? Раскройте прикладной аспект для педагогической практики решения проблемы выделения сенситивных периодов в развитии. Какие подходы к решению проблемы готовности детей к обучению в школе существуют в отечественной науке и практике? В чем заключается проблема оптимальной психологической подготовки учителя и воспитателя? Назовите основные этапы развития педагогической психологии. Что характерно для каждого из этапов развития педагогической психологии? В чем особенности педологии как науки? Какие основные исследования были развернуты с 30-х гг. Какое принципиально новое направление возникло в педагогической психологии в 60-70-е гг. Список литературы Ананьев Задачи возрастной психологии. Человек как предмет познания. Процесс и структура человеческого учения. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. Темы курсовых работ и рефератов Предмет и задачи педагогической психологии. История возникновения и развития педагогической психологии. Ушинский о роли психологических знаний для педагогической теории и практики. Основные проблемы педагогической психологии. Основные подходы в задачи возрастной психологии науке и практике к решению проблемы готовности детей к обучению в школе. Взаимосвязь возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке. Педология как комплексная наука о ребенке. Суггестопедия как принципиально новое направление в педагогической психологии.

См. также